Пятьдесят лет спустя, или если друг оказался вдруг

СВО поссорила много друзей и родственников, два моих студенческих товарища полностью заблокировали все связи со мной. Такое поведение заложено в биологической природе человека, начиная с обезьян, все разделялись на свой – чужой. Сторонники СВО относятся к консерваторам, противники – к либералам, мои товарищи относятся к первой группе. Они определили во мне чужого и одновременно прервали более чем полувековое наше общение, ностальгию по которому я постарался описать в статье.


Год назад

В своей статье [1] я написал: «Сейчас много пишут, что спецоперация поссорила много друзей и родственников. Не обошлось без этого и у меня. Два моих студенческих товарища впали в настоящую истерику из-за моей позиции по спецоперации. Одного товарища зовут Лена, ее ругательное письмо по поводу употребления мной матерных слов я привел в статье [2]… Самое смешное было в том, что оба товарища заблокировали общение со мной на летний период до сентября. На что я им обоим написал: «Б***ь!!! Да вы что, сговорились, что ли?»….

Поведение этих товарищей я объясняю на основе поговорки: «Кого люблю, того и бью». Получается, что каждый из них решил, что я являюсь заблудшей овцой, которую надо обличать и наказывать, а я должен ревностно покаяться. На нормальном языке это называется просто вседозволенностью. Но это нисколько не изменило мое к ним отношение, сложившееся за десятки лет, думаю, что мы еще посмеемся над этим».

С тех пор прошел примерно год, который показал, что прав был Окуджава: «Ах, детские сны мои, какая ошибка, в каких облаках я по глупости витал!». Сейчас общение с этими товарищами полностью заблокировано. Лена заблокировала мобильный и стационарный телефоны, Ватсап, Вайбер, Телеграм, Скайп и Одноклассники. Второго товарища зовут Петя, он заблокировал два телефонных номера и Ватсап, оба, похоже, заблокировали и электронную почту.

Мне интересно, как такое могло случиться. Я решил проследить мои отношения с этими товарищами за более, чем 50 лет знакомства. Поэтому и назвал статью «Пятьдесят лет спустя», а-ля Александр Дюма с его продолжениями «Трех мушкетеров», которые он назвал «Двадцать лет спустя» и трилогией «Десять лет спустя». Когда я читал эти книжки, то сроки в 20 и 10 лет мне казались немыслимо большими. Но когда срок 50 лет, то Дюма просто отдыхает!


Пятьдесят лет назад

С Петей мы учились в одной группе, где у нас сложилась компания из 5-ти человек, но в статье действуют только 4 человека, поэтому 5-й не упоминается. По-моему, мы подобрались вместе потому, что не выпендривались друг перед другом, что было свойственно некоторым однокашникам, мы были, как написано в песне: «И каждый был открыт таким, как был», я думал, что это написал Визбор, ан нет: Валерий Канер. Еще нам была свойственна самоирония. 

На верхней фотке перед  фотке статьей сидят действующие лица статьи, слева направо: Петя, Саша, Коля и я. Это мы пришли на какую-то массовку, но пива не завезли, поэтому мы скучаем.

Отождествить с героями Дюма можно только Колю, он вылитый Портос, самый сильный из нас, остальные как-то не подходят под французов. Учились мы в Свердловском горном институте на геофизическом факультете.

Про Лену я помню только, что мы с ней едем в переполненном троллейбусе плотно прижатые лицом к лицу, разговаривать в такой ситуации было невозможно. Где и как мы познакомились, и что было дальше - я абсолютно не помню. Училась Лена в Свердловском педагогическом институте на филологическом факультете.

Уже сейчас Лена рассказала, что мы с ней познакомились на свадьбе наших одногруппников, откуда мы ехали на троллейбусе. Их свадьба была 4 декабря 1969 года, т.е. это день нашего с Леной знакомства.

На следующий день, т.е. 5 декабря, тогда это был нерабочий день конституции, свадьбу продолжили уже на квартире. На этом продолжении свадьбы Лена и наш Портос Коля познакомились. Меня на этом мероприятии не было, т.к. мы с Петей в этот день поехали на охоту. Все это помнила и рассказала Лена. Она еще много чего рассказала про то время, чего я не помню, или не знал.

Саму охоту я уже помню. Мы с Петей поехали ко мне в поселок Шеелит, взяли ружье, бутылку водки и пошли в лес. По дороге насобирали еще пустых бутылок, водку выпили, бутылки все расстреляли, ни одна не уцелела. Охота удалась!

Как оказалось, тогда у Лены были проблемы на любовном поприще, поэтому они поженились с Колей только более чем через год после знакомства 8 января 1971 года. Из всех студенческих свадеб я помню только ту, на которой жених подрался со мной, не помню и свадьбу Лены с Колей, но запомнился вопрос, который задал Коле на следующий день и его ответ.


Десять лет спустя

Десятилетие окончания института мы отмечали в 1981 году. Коля был вместе с Леной, ее многие наши знали и устроили им овацию. Помню, что на общей пьянке мы чокнулись  с Колей, как оказалось, в последний раз.

На следующий день после общей пьянки мы собрались у кого-то на квартире, там Лена за общим столом все шутливо и рассказала. Она сказала, что сначала хотела соединить судьбу с Серебряковым, но он был какой-то вертлявый, ненадежный, поэтому она выбрала Колю, и за ним она, как за каменной стеной.

Тогда же один товарищ рассказал, как вчера они продолжили пьянку на квартире и очень жалели, что Толик не приехал на встречу из Таджикистана, поэтому обязательно надо лететь к нему. Он сказал, что здравый смысл летал, как надоедливая муха, которую все сразу же прихлопывали. Когда стало очевидно, что не лететь никак невозможно, Боб, Славик и Петя заказали такси, уехали в аэропорт, сели на самолет и улетели в Душанбе. Оттуда надо было еще куда-то добираться, но они все-таки добрались до Толика, этот полет был вписан в героические дела нашего курса.

Боб и Славик сразу дали телеграммы женам, типа: ПРОСНУЛСЯ ДУШАНБЕ БУДУ НЕДЕЛЮ. А Петя был в отпуске, он просто улетел к себе на родину на Алтай. Товарищ, который организовывал встречу, поехал в гостиницу, где остановился Петя, собрал его вещички: бритву, подштанники и т.д., запаковал все это в посылку и отправил ее на Камчатку жене Пети, ничего не написав. Жена, мягко говоря, была в большом недоумении, что случилось с Петей?!


Полеты во сне и наяву

Вспомнились другие случаи, как запросто тогда летали через всю страну. До Камчатки Петя работал в Якутии и жил в Якутске. Он решил жениться и разослал всем приглашения на свадьбу, я порадовался за него и послал поздравление.
 
Саша тогда работал в Таджикистане. Петино приглашение застало его в интересном положении: он получил премию, поругался с женой, и с горя или с радости маленько выпил. Поэтому не лететь на свадьбу ему было просто невозможно. Он долетел до Новосибирска, где билетов до Якутска не оказалось. Бедный Саша кружил вокруг кассы, казалось, все пропало – он опаздывает на свадьбу.

Вдруг к кассе подошел мужик в форме и сказал, что у него забронирован билет на Якутск, кассирша сказала, что у вас забронировано два билета, мужик сказал, что второй не полетит. Тогда Саша схватил кассиршу за грудки и заорал: «Дай мне второй билет!». Мужик в форме повернулся и сказал: «Да, дайте ему второй билет, это Саша, я жил с ним на одной лестничной клетке». Мужик оказался знакомый по Свердловску Саше фельдъегерь. На свадьбу Саша успел, где всех очень веселил.

Когда я работал на Колыме, то ко мне, как снег на голову, прилетела знакомая со школьных времен Наташа из Ленинграда за полцены по студенческому билету. Она хотела женить меня на себе, но у меня тогда уже была Света, с которой мы отметили Золотую свадьбу в прошлом году.

Наташа очень весело провела несколько дней у меня в общаге, провожать ее поехала целая толпа. Помню, как в магаданском аэропорту объявляли по радио: «Провожающим покинуть летное поле, из-за вас вылет самолета задерживается», это касалось нас. Позднее Наташа мне говорила, что я, конечно, свинья, но она ни о чем не жалеет и поездкой очень довольна, т.к. познакомилась с настоящими, обалденными людьми, каких не встречала в Питере.

Еще вспомнилось, как один геолог, узнав, что его друг женился на его девушке, слетал из Магадана в Москву и обратно, только для того, чтобы дать другу по морде.


После десятилетия

Коля

После встречи на десятилетие мы с Колей встречались два раза: первый раз у меня в Москве, второй раз в Свердловске, где он и я оказались в одно время. Оба раза Коля был в завязке, поэтому посидеть как следует не удалось. Коля рассказывал, что они с Леной организовали семейный детский дом, где у них один мальчик без рук, ест ногами и т.д., подробнее об этом я напишу в разделе про Лену.

Петя

У Пети оба сына обосновались в Москве, поэтому с ним мы сравнительно часто встречались, как у меня, так и еще где-нибудь. Одну встречу опишу, его сын купил квартиру в Химках, где мы хорошо посидели. Петя пошел провожать меня, когда он меня оставил на автобусной остановке, я почему-то решил, что Высоцкий прав, что «все равно, автобусы не ходят, Метро закрыто, в такси не содят». Поэтому я отправился пешком из Химок в Красногорск, где тогда жил, дошел до рассвета. Петя, возвращаясь домой, попал в ловушку коммунальщиков, пока он выползал из ямы то весь перемазался глиной и в таком виде заявился домой. Оба получили хороших люлей от домашних.

Последняя встреча с Петей состоялась в 2015 году у него в Задонске, где они с женой живут. Мы ехали из Нововоронежа в Москву на машине через Задонск, где меня и высадили. Посидели хорошо, Петя угощал меня самодельным вином и самогонкой, довольно приличного качества. Как водится, поборолись, Петя, как более жилистый,  победил. До Москвы я добрался на автобусе без приключений.

Раньше мы писали друг другу письма и открытки, с появлением Интернета стали общаться по электронке, потом появился Ватсап. От Пети у меня скопилось довольно много фоток, например, бутыли с вином, с надутыми резиновыми перчатками, т.н. привет Горбачеву. Много фоток внуков, на одной внука на руках держит Жириновский, типа крестный отец, рядом стоит сын Пети, который как-то входил в отряд вождя. Забавно, что у другого нашего однокашника вторая жена и пасынок тоже входили в команду Владимира Вольфовича.

Саша

Саша был самый веселый из нас. Он бывал у меня сравнительно часто, один раз с женой. В средине 80-х годов Саша решил поступать в аспирантуру в Москве и ездил сдавать экзамены. С английским Саша не дружил, он узнал, какая английская статья будет на экзаменах, я взял у себя на работе журнал с этой статьей, которую мы с ним проштудировали, и он английский сдал. До сих пор помню, что статья была про вулкан Килауэа на Гавайях.

Тогда был сухой закон, и я гнал самогонку. Помнится, как мы с Сашей сидели на кухне, аппарат выдавал горячительный напиток, который мы потребляли, как и положено,  горячим. Это напоминало, как дети пьют парное молоко прямо из-под коровки.

Сухой закон и погубил Сашу. Вскоре после его поступления в аспирантуру от жены Саши пришло письмо, что на каком-то застолье они пили спирт, который разбавлял Саша, сам разбавлял, сам и пробовал. Случилось так, что он перепутал бутылку со спиртом с бутылкой с дихлорэтаном…..

Сейчас часто задают вопрос, как бы отреагировал Высоцкий на положение в стране. У Саши был подвижный ум, легкий характер и либеральные взгляды, поэтому я уверен, что его отношение к СВО не сильно отличалось бы от моего.


Про Лену

В статье [2] я написал про Лену «Родители Лены были геофизики – сейсморазведчики. Ее отец является одним из главных первооткрывателей тюменской нефти. Сама Лена в свое время организовала у себя семейный детский дом, и дала путевку в жизнь не только троим своим детям, но еще почти десятку приемных детей. Среди них был мальчик, который родился без рук, сейчас он успешный человек: паралимпийский чемпион по плаванью, водит машину с помощью одних ног и т.д., о нем можно узнать, если набрать в Яндексе «игорь плотников тюмень». Воспоминания Лены о семейном детском доме можно прочесть по ссылке: https://deti.zp.ua/a.php?n=1039».

Когда Игорь попал к Лене, он был совсем заброшенным ребенком, не умел читать, она из него сделала человека, который сейчас является почетным гражданином Тюмени, работает тренером по плаванью, поменял несколько жен. Я спрашивал Лену, как Игорь без рук ходил в туалет, она сказала, что он старался все делать сам, придумывал какие-то крючочки. Кроме Игоря ей дали и других заброшенных детей, которых она сделала людьми. Поэтому для меня Лена – святой человек.

Сама Лена, по-моему, святыми людьми считает геофизиков, особенно сейсмиков. Она 10 лет собирала воспоминания геофизиков, которые сразу после Войны работали в Тюменской области. Трудом этих геофизиков были открыты месторождения нефти и газа, за счет которых страна живет уже несколько десятков лет. Эти воспоминания Лена опубликовала в  книге «Мы открыли нефть. Нефть отрыла нас», в книге более 300 страниц, в Сети ее нет. За этот труд Лена для меня не только святой, но и очень уважаемый человек.

На нижних фотках перед статьей слева направо: фотка Лены из соцсетей, автопортрет, Лена с младшим внуком.

Общение с Леной, 2011 – 2016 годы

В 2011 году Лена в «Одноклассниках» прислала мне следующее послание: «Здравствуй, Борис! Спасибо за высокие оценки. Как ты поживаешь? Доволен своей жизнью?». Я ей ответил: «Лена, привет! Ну, ты такие вопросы задаешь... А ты довольна жизнью?». На выяснение того, довольны ли мы жизнью, у нас по первому заходу ушло 6 лет.

Я сейчас просмотрел нашу переписку по электронке тех лет, все нормально, про погоду не писали, обменивались мыслями и ссылками на интернетовскую хрень. По-моему, обоим было не скучно. Но события на Украине не могли не повлиять на переписку.

Новый 2014 год мы со Светой встретили с моими украинскими родственниками. Естественно, мы ходили на Майдан Незалежности и днем и поздно вечером, было очень интересно, и мне очень понравилось, в январе еще не стреляли.

Забавно, что, когда у них была Оранжевая революция в 2004 году, то мы тоже были в Киеве и тоже ходили на Майдан Незалежности, тогда было значительно веселее. Поэтому мои украинские родственники прозвали меня Борявестник революции.

Бытовой национализм характерен для всех национальных образований в составе СССР или России. У меня есть родственники в Башкирии, знакомые в Казахстане и Татарстане, по их рассказам отношение местных к русским имеет свои нюансы, но вполне терпимое. То же можно сказать и про Украину.

Но, еще в самом начале 2014 года, один товарищ с Украины сказал мне, что Донбасс обязательно отделится, а другой украинец сказал, что будет война. Мне тогда это показалось диким, но, к сожалению, они оказались правы, а я многого не знал. Впрочем, и в других национальных образованиях при политической нестабильности все скелеты вылазят из своих шкафов. 

Возвращаясь к переписке с Леной, я жалею, что тогда задолбал ее своими рассуждениями про Украину, которые были ей совсем не интересны, но она терпела до конца 2016 года.  Впрочем, все переписки со временем кончаются. С 2017 по 2019
год мы только поздравляли друг друга с Новым годом и с Днем геолога.

Общение с Леной, 2020 – 2022 годы

Общение, начавшееся с 2020 года, носило уже другой характер, к переписке по электронке добавились Ватсап и Вайбер, самое главное, добавилось устное общение. У Лены оказался весьма обворожительный голос с легкой картавинкой.

Общение стало значительно эмоциональнее, расширились и темы для общения, стали обсуждать и интимные вопросы. В этих вопросах Лена всегда держалась твердых пределов, когда меня через чур заносило за пределы, Лена бросала трубку. Через пару дней я начинал канючить, она отвечала, что подожди, дай остыть, когда через неделю остывала, то, как ни в чем не бывало, ворковала своим обворожительным голоском. Такие отношения я назвал бы увлеченность, Лена называла их более сдержано: заинтересованность.

В 7 утра 24 февраля 2022 года двоюродная сестра с Украины написала: «Нас уже бомбят. Спасибо братья и сестры такой мирной страны России». Я не поверил и пошутил: «Сколько бомб на тебя упало?». Сестра: «Боря, не до смеха. Взрывы возле нас. Закрыты все аэропорты. Идет наступление со стороны Донецка и Белоруссии». Я полез в Интернет, и мне действительно стало не до смеха.

С началом СВО все мои родственники и знакомые покинули Киев. Одни уехали к друзьям на Западную Украину, кто-то стоял весь путь в переполненном поезде до Львова, кто-то добирался на перекладных электричках вместе с котом. Другие отсиживались в загородных домах. Третьи уехали за границу, помню такие страны, как: Румыния, Чехия, Эстония, Польша, Франция и Голландия, но за границу мужчин призывного возраста не пускали, поэтому ехали только женщины с детьми.

Сейчас уже почти все вернулись в Киев, но сестра, которая сообщила о начале СВО, сейчас в Голландии. Она просто балдеет от очень радушного отношения голландцев к  украинцам, балдеет от жизни голландцев, от их велосипедов, каналов и тюльпанов, но про травку и красные фонари пока ничего не писала.

Про родственников и про ситуацию на Украине я, естественно, сообщал Лене. Мы посмеивались над Колей, который рвался мочить укропов, типа: я артиллерист, или как? Он в свое время пару лет отслужил лейтенантом, впрочем, и Петя тоже. Мне и в голову не приходило спросить у Лены, как она относится к СВО, мне казалось также, как и я.


Абзац подкрался незаметно

Но в июне 2022 года случилось то, что описано в начале статьи: Петя и Лена, как будто сговорившись, прекратили общение со мной из-за моего отношения к СВО. Возможно, триггером к этому послужил мой опрос родственников и товарищей, который я учинил для написания статьи [1].

Лена сдержала слово и в сентябре написала, как провела лето и т.д., но от моих попыток поговорить начисто отказалась. Я соскучился по ее обворожительному голосу и, как дурак, всячески пытался дозвониться. Лена при борьбе со мной написала: «пиши, не звони», я не унимался (Ромео хренов), в ответ она тщательно законопатила все каналы связи. Сейчас я ее даже с Новым годом и с Днем геолога поздравить не могу!!!

Забавно, что и другая девушка, с которой до СВО болтали по часу и более, из-за моего отношения к СВО прекратила оральные контакты со мной и тоже написала: «пиши, не звони». Они обе, что, вспомнили, как их в детстве учили не разговаривать с незнакомыми дядями? Или из-за разговора со мной они потеряют патриотическую невинность? Или разговоры с такими, как я, являются изменой путинизму?

Интересно, что после Лены у меня появилось другое увлечение весьма высокой пробы. Но через пару месяцев это увлечение послало меня далеко и надолго из-за того, что я забыл совет Козьмы Пруткова «Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны».

На это увлечение я не в обиде, сам, дурак, виноват, более того, кое-какие угрызения совести у меня шевелятся. Другое дело с Леной, тут как сказал товарищ Саахов из «Кавказской пленницы»: «Слушай, обидно, клянусь, обидно, ну, ничего не сделал…».


Либералы и консерваторы, свой - чужой

Разгадку поведения Лены и Пети я нашел в статье [3], из которой привожу целые куски:

«Противостояние консерваторов и либералов началось не сегодня, не вчера и даже не сто лет назад. Опуская политические вопросы, попытаемся понять исключительно психологические причины этого явления, а еще узнаем, чем (возможно, но это не точно) различается мозг консерваторов и либералов.

Консерваторы выступают за сохранение нынешнего положения вещей, каким бы оно ни было, поддерживают «традиционные ценности», уверены в том, что резкие перемены вредны для общества. Ценности, подлежащие «консервированию», могут быть разные, в зависимости от времени и типа общественного устройства. Либералы же определяют себя через приверженность высшей ценности — человеческой свободе и вообще правам человека. Поэтому обычно либералы выступают сторонниками прогрессивных изменений.

Если взглянуть на проблему глубже (вот прямо совсем глубоко — в наше бессознательное), то есть смысл вспомнить, что зачастую серьезное противопоставление — будь то политика, экономика и социум в целом — строится на концепции «свой-чужой» или «мы и они». Мы, свои — означают сообщество, с членством в котором отождествляет себя человеческая личность. А они, чужие — общество и его члены, с которым индивид себя не идентифицирует. Вероятно, это понятие берет начало еще со времен первобытно-общинного строя (а на самом деле — из биологического прошлого, когда наши обезьяноподобные предки жили в группах, охраняя своих самок и территорию). Свои — это «родня», мое племя, а они — чужаки, то есть потенциальные (или реальные) враги, которые могут и убить, забрав все, что нажито непосильным трудом.

Ученые пришли к выводу, что реакция на испуг у консерваторов была выражена сильнее, чем у либералов. Они предположили, что предрасположенность по-разному реагировать на пугающий стимул заложена генетически. Это косвенным образом подтверждают выводы других исследований, которые показали, что у приверженцев консерватизма миндалевидное тело мозга больше, чем у тех, кто проповедует либеральные взгляды. А ведь известно, что амигдала играет ключевую роль в формировании эмоций, в частности страха».


Если друг оказался враг

После статьи [3] про мои отношения с Леной и Петей можно уже ничего не писать. Я – либерал, они - консерваторы, которые поддерживают существующие порядки и верят вонючему ящику со Скабеевой и Соловьевым. Они определили меня, как чужого, и, несмотря на полсотню лет дружеского знакомства, вычеркнули меня из свой жизни.

Своих мы не бросаем, а с чужими нельзя разговаривать, нельзя их поздравлять с Новым годом и с Днем геолога, да и вообще, их нельзя считать людьми. При иных обстоятельствах чужих следует отстреливать, как в фильме «Сорок первый» и в песенке про «парня в кепке набок и зуб золотой», эту песенку я посылал Лене, когда наше общение зависало.   

Мне не стоит на них обижаться, ничего не поделаешь, у них миндалевидное тело больше моего. Для меня Петр Сергеевич всегда будет хорошим старым товарищем. А к Елене Александровне я всегда буду относиться, как к святому, очень уважаемому Человеку с большой буквы!

Дописав досюда, я послал статью Лене и Пете. Они, скорее всего, даже не прочитав статью, выдали примерно то же, что и год назад, когда прервали общение со мной. Вместо того, чтобы прямо написать, что я – «свой среди чужих и чужой среди них», они придумали забавные отмазки, в которые сами верят, и оба написали, что СВО ни при чем.
 
Ленусик написала, что мы не сошлись характерами, и я навязываю ей свои идеи, и это после 11 лет общения!!! Петюня выдал, что я вламываюсь в его личное пространство. По этому поводу в своей статье [1] я написал: «Надо сказать, такой опрос (про СВО) оказался довольно интимным делом, как будто я у них спрашивал, в какой позе они исполняют супружеский долг».

По поводу опросов. Недавно мне позвонили и попросили ответить на кучу вопросов,  среди которых были, как я отношусь к Президенту и к СВО. На вопрос, что бы я предложил у себя на работе, я ляпнул, что хорошо бы использовать искусственный интеллект (ИИ), этот ответ заинтересовал девушку, задававшую вопросы, и она записала  мой ответ у себя.

В заметке [4] можно прочесть, как журналисты задали программам ИИ ChatGPT и YouChat вопросы о финале СВО. Программы, естественно, ничего определенного не выдали, т.к. в них заложены данные по 2021 год. Можно верить в ИИ, можно не верить, самое главное, чтобы все это закончилось как можно скорее.

Литература
1. Б.Е.Серебряков. Как наши соотечественники относятся к СВО. Проза.ру, 17.07.2023. http://proza.ru/2023/07/17/1281
2. Б.Е.Серебряков. Роль психологии в переменах послевоенного общества. Проза.ру, 17.02.2022.  http://proza.ru/2022/02/17/684
3. Ольга Иванова. Консерваторы vs либералы: что их разделяет? Naked Science, и31.05.2022.
4. Искусственный интеллект предсказал финал СВО. Bild уточнил, что ожидает Украину и Путина. https://dzen.ru/a/ZAGPNn1zwQ4vfWXC


Рецензии
Я думаю, что дело не в в том, кто там либерал или консерватор, я, например, как бы и тот и другой, а дело в том, что идет война, и каждый должен выбрать, на какой он стороне, своей страны и своего народа, или на стороне врагов, так же было и во время ВОВ.
С уважением.

Владимир Денисов 3   17.07.2023 02:39     Заявить о нарушении
Владимир , совершенно с вами согласен... Со всем потом разберёмся , после неё. А сейчас при СВО.... очень уж гниль подобная позиция напоминает.

Владим Филипп   17.07.2023 13:52   Заявить о нарушении
Да, это так, пора бы уже товарищу определиться…
Или он как Бог бесстрастно над всем наблюдает, или и нашим и вашим, или чума на оба ваши дома?

Владимир Денисов 3   17.07.2023 14:57   Заявить о нарушении
Чтобы товарищу было понятнее, он может прочитать историю пожилого человека, чудом выжившего под обстрелами укронацистских карателей в луганском городе Рубежное и о причинах вынужденного начала СВО:http://proza.ru/2023/05/02/341

Владимир Денисов 3   19.07.2023 08:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.