Потратила

— Дети должны помогать пожилым родителям, разве не так?

— Так, конечно, но…

— Никаких «но», Ася, разве я тебя плохо воспитала? — задала Мария Олеговна риторический вопрос.

— Хорошо, езжай в своё путешествие, конечно, — вздохнула Ася, и положила смартфон на стол, закончив разговор. Мать снова пытается заставить её петь под свою дудку. Что скажет муж, можно даже не гадать, и так понятно. Хотя ему хорошо рассуждать, мама-то у него адекватнее…

— А моя мама очень неординарный человек, — сказала вслух Ася и поднялась с кресла. Надо было готовить обед.

Заплакала в кроватке малышка Надя. Ася, едва взяв в руку кастрюлю, поставила её обратно и побежала успокаивать дочь.

— Ну и какой из меня помощник? — сказала себе Ася. — Даже готовить не успеваю, а работать ночью на компьютере очень тяжело, глаза закрываются. Спать некогда. Не знаю, сколько ещё смогу в таком режиме…

Но Ася всё равно работала. Муж ложился спать, Надя тоже сопела в своей кроватке, а она допоздна сидела, выполняя небольшие заказы. Она и раньше этим занималась помимо основной работы, только по вечерам, а не ночами, а теперь, находясь в декрете, Ася никак не могла войти в прежний ритм и ничего не успевала, хотя малышка Надя была не капризна.

Очевидно Ася, будучи трудоголиком, просто слишком многого от себя требовала. Наверное, ей не хватало элементарного отдыха. И всё бы пошло как по маслу. Но отдых предвиделся ещё не скоро.

Ася и Леонид копили на ипотеку, жили на съёмной квартире и мечтали побыстрее переехать в свою. Мама Леонида обещала немножко добавить денег на первый взнос. Хоть Ася отказывалась и говорила, что неудобно обирать пенсионера, но Полина Григорьевна убедила всех, что даёт деньги от чистого сердца, последнее от себя не отрывает и потому с радостью поможет.

Асина же мама, Мария Олеговна, фыркнула и заявила, что у неё ничего нет. И вообще не правильно всё это.

— Это дети должны помогать пожилым родителям, а не наоборот! Мы своё отработали, нам отдыхать только теперь! Ты, сватья, лучше бы на курорт съездила на эти деньги. Здоровье подправила, — заявила Мария Олеговна Полине Григорьевне.

Они все вместе сидели за столом и отмечали первый день рождения Нади. Именинница, украшенная большим тканевым цветком на пушистых волосиках, гордо восседала на своём детском стульчике. Бабушки подарили ей яркие, красивые подарки, она недавно покушала, и потому настроение у малышки было отличным.

— Да что ты! Нет! Я не смогу на курортах загорать, зная, что дети на двух работах маются, пытаясь накопить на своё жильё! Вот лучше помогу, поучаствую, и будет моя душа спокойна, — улыбаясь, говорила мама Леонида.

Ася видела, как мать поджала губы. Очевидно, она решила не спорить за столом, чтобы не портить праздник, но всё же осталась при своём мнении…

Недавно, когда Ася только пошла в декрет, Мария Олеговна овдовела. Отец Аси, Николай, был начальником цеха небольшого предприятия, жили родители Аси всегда хорошо, в достатке. Ели деликатесы, ездили на отдых. Правда, в последние годы Николай сильно болел, и много денег уходило на лекарства. Ни на какие курорты они уже не ездили, да и здоровье не позволяло. И потому, когда Николая не стало…

— Я в таком состоянии, детки, мне нужно переключиться, — заявила Мария Олеговна, спустя некоторое время после утраты. — Надо поехать в путешествие. Или в санаторий путёвку возьму.

Ася странно посмотрела на мать и подумала о том, что вероятно она шутит. Откуда сейчас деньги на путешествия? Но нет. Мать не шутила. Оказалось, что муж оставил ей немалое наследство, о чём она до нынешней поры никому не говорила. Когда он начал болеть они с матерью отправились и переоформили на неё все его вклады и накопления.

А деньги там были немалые. Асина мама и сама удивилась, ведь она никогда точно не знала, сколько и где у мужа лежит. При жизни Николая она тратить их не решилась, да и не до этого было: то лекарства, то больницы, а после…

Ася узнала, что мать, оказывается, купила себе множество вещей, о которых давно мечтала. Какую-то особенную шубу, спальный гарнитур, кухонный гарнитур, ноутбук, посудомойку, фритюрницу, телефон хороший, но его Ася видела. Мать тогда замялась и сказала, что мол, сломался её телефон, пришлось новый купить. А потом призналась про эти деньги.

Спустя год от накоплений Николая почти ничего не осталось. Мария Олеговна обратилась к Асе.

— Холодильник, боюсь, накроется у меня медным тазом. Отключался три раза. Стоит, думает. Потом я его подергала туда-сюда — включился. Потом опять… Мастера вызвала, что-то там заменил, но сказал, что это ненадолго. Надо новый покупать. А денег таких у меня нету. С чего покупать не знаю даже, если сломается. Ты мне не поможешь, если что?

— Мам, — опешила Ася. — Ты же недавно говорила, что папиных накоплений у тебя ещё много …

— Да какое там много?! — махнула рукой мать. — Я на море ездила? Серьги себе купила? Платье на свадьбу племянницы купила? Там ведь и туфли в тон потребовались, и клатч… Как было не поехать? Это папиной сестры дочь. Единственная! И сестра и дочь! Короче на мели я, вот.

***

— Представляешь, мама моя всё потратила! Всё! Даже страшно представить себе эту сумму! Наверное, потому отец и скрывал от неё эти деньги, а тут, когда заболел, только тогда и переоформил. Видишь, как быстро она с ними управилась! — Ася в тот же вечер пожаловалась мужу.

— Даа… — задумчиво сказал Леонид. — А копить и не собиралась даже. Хоть бы чуть оставила на чёрный день.

— Она заявляет, что пока работает, может себе позволить,— всплеснула руками Ася. — А на что? Свою зарплату подчистую тратит, да и небольшая она у неё. Комуналка съедает половину, потом покушать она любит хорошо. Любит в кафешки забегать, кофейком, пирожными угоститься. А копить не любит. Зачем, говорит, копить? Она мне, знаешь, как вчера сказала:

— Ты моя дочь — моя надежда и опора в старости. Подруги, вон, боятся старости, а я им говорю, надо было детей воспитывать правильно. На работе разговор об этом зашёл, так все как загалдят: пенсия крохотная, зарплата тоже, как жить? А я говорю, не умеете вы жить, вот!

Ася, пряча улыбку (хотя на самом деле ей было не до смеха) представила себе эту картину: мама, которая за год умудрилась промотать все отцовы накопления, учит жить других…

***

— Асенька, беда. Моя сестра родная, Ульянка… В общем не стало её, только что позвонили. Надо мне ехать. Одолжишь на билеты? Дорога дальняя. Я тебе с зарплаты отдам…

Мария Олеговна позвонила Асе вся в слезах. Конечно же, Ася помогла матери. Вытащила свои накопления, отдала солидную сумму, ведь это и её родная тётя была.

А приехав, после печального события мать заявила, что Ульяна оставила ей наследство. Сын у неё давно спился и умер, мужа тоже нет. Одна только Мария Олеговна наследница.

— Ульяночка моя бережливая была, молодец. Как она любила говорить: «курочка по зёрнышку клюёт». Копеечка к копеечке, складывала. Так что я теперь опять наследство получу, при деньгах буду.

— Мам. Только ты его не трать, пожалуйста, — начала было Ася. — Папины все, как сквозь пальцы утекли. Так и эти уйдут.

— Яйца курицу не учат! — перебила Асю мать. — Я намаялась, перенервничала, здоровье пошаливает. Хочешь, чтобы я слегла? Надо мне в санаторий. Как только получу наследство, обязательно поеду…

Ася вздохнула и принялась переодевать малышку Надю в тёплый комбинезончик: они собирались погулять. Асе было страшно. Мама все время заявляет, что в старости дети должны помогать родителям. И это правильно. Но нельзя же полностью только на это и рассчитывать!

Пока из Аси помощник был никакой: на них самих висела ипотека. Они всё-таки взяли её. В новой квартире жить пока было нельзя, шёл ремонт и все деньги уходили туда. Надо было бы Асе поскорее выходить на работу и садик для Нади обещали вот-вот дать, но потом… Потом ведь нужно будет тоже часто отпрашиваться. Дочка наверняка станет болеть. Мама могла бы помочь…

— Нет уж, дорогая, тут вы на меня не рассчитывайте. Я тебя вырастила, хватит. Не могу я с детьми сидеть. Не справляюсь. Сколько нервов надо сил и здоровья! Нет, — Мария Олеговна сразу открестилась от такой перспективы. — Вон, сватья, она моложе, пусть помогает.

И сватья помогала. Полина Григорьевна даже вызвалась забирать внучку из сада, чем потом очень выручила детей.

А с Марией Олеговной произошло некоторое событие, которое её напугало и несколько изменило её мировоззрение. Прямо на работе у её пожилой коллеги Юлии Степановны случился приступ давней болячки. Несчастную прямо с рабочего места на скорой увезли в больницу, а дочь женщины заявилась туда и устроила скандал. Острое состояние Юлии Степановне сняли, но нужна была срочная операция и много лекарств, а дочь сказала, что мать сама виновата в том, что довела своё здоровье до такого состояния, и что она ей сто раз говорила и предупреждала, а теперь она ничем ей помогать не будет, раньше надо было думать. И ушла. Пришлось всему коллективу скидываться на дорогие лекарства и сиделку для Юлии Степановны, которая понадобилась после операции, потому что никаких накоплений у больной не было.

— Тоже любила курорты, как я, ничего никогда не копила и не откладывала, — всхлипывая, рассказывала Асе мать. — А дочь, видишь, какая оказалась неблагодарная. Вот и кто вас знает, молодых?! Пойду я Ульянкины деньги под проценты положу в банк. Пусть копятся. И специально вклад выберу, чтоб без снятия… Я же транжира ещё та! Я себя знаю! А здоровье, оно у всех не железное. Вдруг что? Короче напугалась я дочь. Ох, как напугалась…

— А Юлия Степановна-то, как себя чувствует? — спросила Ася. У неё отлегло от сердца из-за новостей о том, что мать все-таки решила деньги копить.

— Приходит в себя после операции. Уже немножечко встаёт, ходит по палате. А дочь к ней носа так и не кажет. Вот. Надеюсь, ты не такая? — Мария Олеговна хитро посмотрела на дочь.

— Ну что ты, мам! — Ася обняла мать. В этот момент заплакала Надя оттого, что бежав по комнате, неловко споткнулась, упала и ушибла колено.

— Ты моё золото! Иди пожалеет тебя баба, иди… И пройдет у тебя коленочка!— запричитала бабушка над внучкой.

Мария Олеговна? обняв малышку, целовала и гладила её по головке. Та перестала плакать. А Ася смотрела на них и думала, что не зря говорят мудрые люди: старый — что малый.

Главное чтобы мать не передумала…

Жанна Шинелева

Дорогие друзья! Совсем скоро выйдет моя печатная книга «Счастье по-житейски», в которую вошло много моих рассказов и её уже сейчас можно заказать на сайтах Читай город, Лабиринт, Озон и многих других!


Рецензии