Шагирт. Дополнение 1
к власти и церкви
Наши предки, старообрядцы часовенного толка вели открытую дискуссию с представителями православной церкви. Об этом рассказывает священник Савинского прихода Пётр Пономарёв (П. Пономарёв «Раскол в пределах Савинского прихода. Краткий очерк прошлого и современного его состояния и мер возможного уврачевания». Пермские епархиальные ведомости, февраль-апрель 1897 года): «… Вместе с единоверческим селом Шагиртом, деревней Новый Шагирт и починком Ипатовым Альняш образует раскольничий угол Савинской волости. … Раскол этого Савинского угла – самый древний в Савинской округе Осинского уезда. … Большинство здешних раскольников мало что понимает, кроме того, что “старой веры” нужно держаться крепко, не изменяя ничего и ни в чём не отступая; “как отцы наши жили, так и нам благословили” – вот весьма часто повторяемая ими в оправдание своего раскола с церковью фраза.»
О характере самих дискуссий П. Пономарёв пишет: «Раскольники или совершенно воздерживаются от всякого разговора и отмалчиваются или же, напротив, раз вступив в разглагольствования о вере, по своей неразвитости, скоро доходят до резкого тона и позволяют себе говорить грубости и дерзости по отношению к церкви, её духовенствам и обрядам. … Шагиртский наставник Никифор Миронов Полонянкин выдаётся своею скрытностию, фанатизмом и озлоблением.»
Вот так. По отношению же к административным властям никакого «озлобления» не было. Мужики с упорством и терпением исполняли распоряжения о переселении на другое место жительства (см. ниже) в целях освоения новых земель. Именно освоения, а не завоевания. Земли, на которых поселялись грамотные трудолюбивые люди, вовлекались в хозяйственный оборот, что в конечном итоге вело к укреплению экономики страны. Позднейшие «переселения для освоения» - целинные земли Оренбуржья и Казахстана, строительство железнодорожных магистралей на Дальнем Востоке, которое продолжается до сих пор.
Свидетельство о публикации №223071600930