Кто такие Фарцовщики в СССР

   
Фарцовщики в СССР появились в 1957г. во время проведения международного
фестиваля  молодежи и студентов.

Странное слово фарцовщики, этимологии нет.

   Вернее то были лишь единицы, своего рода авангард.

  Тогда в Союз приехало много иностранных граждан. 

Первые фарцовщики, понятно, были студенты, это почти всегда модные молодые люди, 
их еще потом назовут стиляги.

  Понятно  им хотелось  хорошо  одеваться, слушать  модную  музыку.

   А где взять все это?
Вот тут и появились фарцовщики,что важно для Утюга,фарцовщика утюжившего 
улицы и гостиницы в поисках фирмачей, это приличное знание языка.

Фарцовщики отличались от спекулянтов тем, что торговали исключительно купленными 
или обмененным у Иностранцев модными товарами.

А такие товар не продавался у нас в магазинах значит он не для спекуляции.
  Они не занимались Валютой, на то были Валютчики, почти уголовники.

Первые шаги были робкими, начинающие боялись ходить в отели типа « Метрополь» 
или  «Националь».
  Так как ребята еще не  владели в совершенстве  «Закосом»  под  фирмачей.
 
На их лицах еще оставалась печать страха и робости, даже дефилируя в   
фирменных шмотках, на лице у многих  явно читался кондовый "Вася".

К началу семидесятых эпохи Брежнева счастливое «Время застоя» а лично я думаю 
скорее всегоэто было время стабильности.

Появилось много всяческих свобод, менты стали менее злыми, да и люди стали менее 
боязливыми.
Расцвет фарцовки приходится на конец семидесятых годов, но мыушли из ремесла  в
1973году.

Как и многие приятели,окончив ВУЗ, начинали работать думать о будущем, и 
утюжке пришел конец.
   Фарцовщики непеонятное и странное  порождение  социалистических  стран.

   Сегодня, это можно было бы назвать мелким  бизнесом с иностранными партнерами.

  И даже валютные операции сегодня, что-то типа обменного пункта  на  рынке.

Нынешнему поколению, наверное, очень трудно понять, или совсем  не возможно,   
почему за продажу фирменных  пластинок, сел на 2 года мой приятель,колекционер.

В настоящее время это стало просто элементарным делом вспомним знаменитую   
  «Горбушку». 
 
    А вот тогда  всех фарцовщиков  считали почти  врагами  народа.
  Но в  нас  ничего  такого  не  было и  в помине,  как  не  крути.

В нас пока еще жили нравы 65года, кодекса строителя коммунизма и прочая 
коммунистическая чушь.

Я знал наизусть поэму Маяковского " Владимир  Ильич Ленин",частично помню 
и сейчас, все три первые съезды партии, и всяких там депутатов типа «Бундовцев».
 
  Об  истории  улиц  Москвы  вообще  разговора  нет.

Лично я и мой приятель Петя просто хотели иметь джинсы, батники и прочие   
запретные буржуйские вещи, а еще и фирменные пластинки Beatles, Кinks,   
TheCream.
Но сегодня я нио чем не жалею, все нужно иметь в свое время,а когда
джинсы у последней шпаны, мне они стали совсем безразличны.

Одна из причин выхода на «Утюжку» было и желание пообщаться со сверстниками   
из-за  кордона, чтоб иметь свое собственное мнение об их жизни увлечениях.
 
А еще выпить с ними хорошего пива из валютного магазина или бара, а часто 
они имели его с собой, заранее зная куда едут.
 
Некоторые запуганные пропагандой, кроме пива и сигарет брали с собой газовый 
пистолет.
Вспоминаю фирменные из тонкого алюминия баночки с пивом, это был высший шик.
 
А входя во двор, после удачной утюжки, мы с важностью и гордостью своей крутизны, доставали упаковку банок фирменного пива, и несли ее будто у тебя сундук с кладом.

Местные пацаны, без сомнения  завидовали и глотали слюну,но мы не были жлобами  и всегда продавали пару банок дворовым  ребятам.

Навряд ли они нас уважали, скорее даже завидовали, английского они не знали, да
и джинсы их не волновали, как впрочем и западная Музыка.

Им вполне хватало: И.Кобзона, Эдиты Пьехи, Песняров, Веселых ребят, и.т.д.

Банки эти были такими тонкими, что ради выпендрежа,один мой приятель,треснул   
себя по носу пустой банкой.

Девушки крикнули Ой, Ой, а пацаны сказали баран, но ко всеобщему восторгу и   
удивлению, нос остался цел, как впрочем и остальные части лица.

Расскажу, как мы первый раз вышли на «утюжку», что на сленге означало,ходить   
по улице или у  отеля туда-сюда, приглядывая нужных  ирмачей. 

Но перед началом выхода нужно было закосить под фирму, это означало  одеться   
как  иностранцы по возможности.

Чтоб тебя не засекли  местные менты или молодые КГБешники, именно они дежурили 
  в отелях. 
«Закос»,(косить под фирмача)совсем непростая штука,соответствовать нужно   
во всем лицом и манерами.

А  значит не гулять как пионеры,а быть очень самоуверенным, и с улыбкой   
беззаботного иностранного  балбеса. 
 
Ну, одежда , которую  носят те,  под  кого косишь, еще  пол  дела.

Теперь выбор имиджа,с нашими физиями мы  могли косить под дойчей, иначе 
немцев, но проблема с языком.

Лучше под бритешей,  или шведов, если что, шведского думаю менты и молодые   
гебешники тоже не знали. 
« Утюг» т.е.  мы  утюжники, должен  выглядеть  как  настоящий  фирмач.
  Фарцовка  была своего рода игра в своего среди  чужих,и чужого среди  своих.
   
  Хватит  ли  тебе  наглости, чтоб милиция  тебя  не раскусила? 
Теперь одежда, джинсов из  денима у нас нет, но фирмачи носили и цветные 
джинсы просто из хлопка, и вельвета, а это уже легче.

В СССР были магазины рабочей одежды где продавали «Техасы», так называли 
похожие на джинсы рабочие штаны из грубого хлопка.

Они были простроченные двойной строчкой как джинсы, да еще с карманами на попе 
и одним с боку, для инструментов.

Эти портки, были почти точной копией джинсов, их тогда носили многие пацаны 
у нас во дворе, да,очевидно и по всей  Москве.

" Техасы"чаще были черного цвета или синего, а еще голубого,вот за голубыми, пацаны тогда гонялись.
Их стали чаще покупать после фильма с Юл Бринером ,Великолепная семерка" идею он выкупил у Курасавы из фильма "Семь самураев".

В фильме все ковбои исключительно в джинсах
Но наши Техасы были и светло коричневые, их почти никто не  брал.

   А вот фирмачи именно такие и носили.

  И так их то мы с Петей  выбрали, и начали делать самопал под джинсы " Lee".

Подпороли карман сзади и придали ему форму штыковой лопаты носом вниз, 
как у  настоящих Lee.

Готовую продукцию  стирали и долго драили  жесткой одежной щеткой по швам, в 
ванной  с мылом.

После просушки они выглядели почти как фирма да забыл мы еще,вместо пуговиц   вшили  молнию.
И это было мое рождение  как портного, после я научился шить  штаны и даже 
куртки, но это буде позже.
 
Джинсы готовы, теперь  лейбаки, у соседа дяди Вани, сапожника инвалида войны,
за стакан водки («могучий символ развитого Социализма») выпросили два 
кусочка грубой кожи.

На этой коже аппаратом для выжигания ( друг взял из кружка на вечер)выжгли 
слово LEE и пришили к штанам.

Потом на  маленькой черной ленточке, гуашью с клеем написали Ли и пришили на 
  карман.
  В то время у  буржуев появились в  моде майки с узорами в виде разводов, в
одном из  журналов,  кажется  венгерском, было  показано как их делать.
 
  Нужно на белой майке завязать  много   узелков и  отом  покрасить. 
  Вот мы и сварили в краске для хлопка майку, долго кипятили ее в ведре на  газу.
 
  Потом  прополоскали,   получилась  хипповая  штучка.

Вечером идем к «Раше» гостинице Россия, Мекке  всех фарцовщиков, вход 
свободен для  всех до поры, много  кафе и ресторанов, внутреннее  помещение 
  просто  огромное.

Первоначально на  месте района Зарядья (в  19веке тут  было еврейское гетто) 
снесённое в  ходе сталинской  реконструкции  Москвы.

Планировалось  построить восьмую сталинскую высотку, 32х этажное здание высотой
275 метров.   

К весне1953 года работы по сооружению стилобата практически завершены, стальной   
каркас  был  возведён  до восьмого этажа. 
 
Под стилобатом  находился технический  этаж, а под ним двухъярусный  бетонный
  бункер, который   мог использоваться в качестве бомбоубежища.

     Знаю,  были   и  секретные  подземные  ходы.
 
   Сталина  не стало, стройка сразу  встала.
 Вот такой стих получается.

Свято место пусто не бывае С 1965 по 1957 год здесь на базе старого основания   
построили гостиницу Россия, на сленге "Рашу".
 
Думаю, сломали «Россию»  не по причине разрушений, опять кому-то что-то   
не  полюбилось, а тут еще  и высота, с которой   видно  весь Кремль.

Хорошо, весело и вольготно жилось в « Раше» утюгам, контроля особого не 
было, горничные собирали по нашей просьбе журналы, книги и прочую,      
фирменную   дребедень. 

А после работы продавали за небольшие деньги, иначе все это бы выбросили 
в мусор.
Промине,у Раши особого толку с первого  раза не принесло, в  начале  мы 
приняли  «Пшеков» т.е. поляков за скандинавов.

А спекулянты  Пшеки  тут же предложили  нам сигареты  Мальборо.
   
 Зная страсть поляков ко сякой подделке под фирму, мы отказались, да просили 
они цену почти как у нас в «Березе».
 
«Береза» или  магазин  Березка, где продавали фирменные товары за чеки 
  Внешпосылторга  или  боны  моряков.

Чеки эти получали  люди,  работавшие  за рубежом, вмест заработанных   долларов,   
марок  или  тугриков, если  работали  в  Монголии.
 
  Самые достойные  это бесполосые  чеки их получали только те, кто  работал  в 
  Капстранах,  с желтой  полосой  кто работал  в  странах Азии и Африки, и   
последние  с  синей  полосой  Монголия  и  Соцстраны.

Бесполосые  чеки  были самые  дорогие, от  трех рублей за чек номиналом в один 
рубль и дажебольше, на них можно было купить все от джинсов до холодильника 
Розенлеф, 

  Аудиотехнику производства Японии или нову Волгу, Сделанную   на  экспорт.
 
Оставим чеки в покое  вернемся к «России», рабочим  местом многих  фарцовщиков,   
со  свободным  входом  с  четырех  сторон   и  выходами.
  К слову сказать фарцовщики  довольно дурацкое слово, и  не имеет  этимологии.
   
Лучшие утюги были довольно образованные, начитанные, хорошо знающие язык, а 
то и даже два. 

 ВПЕРЕД,   А  наглость  второе счастье  утюжника в  Москве.

Утюги должны бытьобщительны, хорошо знать западную  музыку: рок,джаз, блюз, классику немного.
И конечно западных модных писателей, Жоржа Амаду, Альбера Камю,и  Селенджера,  ну с этим у нас было более или менее.

Неплохо разбираться  в истории Москвы, иначе кто расскажет, почему она так
называется, а этим мы очень увлекались.

Можно и без этого, но шансов на удачу, будет гораздо меньше.
 
  Про Москву, легенда,или быль? 

Давным, давно, ехал как-то Юрий Долгорукий и трудную думу думал, как новый  город назвать.
А  тут  вдруг   мост, и  под  мостом  лягушка  сказала  Ква. 

Вот оно воскликнул  князь,  Мост  и  Ква, получается  Мостква.

В шутке есть доля правды вокруг города было бесчисленное количество рек и речушек,(сегодня  они в коллекторах)через них люди стоили мосты, за это их и   прозвали  Мостква, т.е. строители мостов.

От речушек и рек появились названия улиц, «Неглинная», «Варварка», «Кузнецкий 
мост»,  правда  мост  есть, а  реки вот нет уже.

  Кто расскажет почему, ул.Воровского, ул. Люсоновская ул.Каляевская,
  Добрынинская,  Красная пресня.

  Все было просто замечательно, пока в 1977году гостиница Россия не  загорелась.
   Происшествие, случилось  25 февраля  1977г.
 
  В результате пожара  возникшего на верхних этажах северного корпуса  гостиницы, 
погибли  42  человека, ещё 52 человека пострадали. 
   
Это был и удар по работе  фарцовщиков, во всех отелях  для интуристов  ввели 
пропускной режим и фейсконтроль, что для некоторых наших коллег обвал утюжки.

С этого момента в Метрополь даже в парикмахерскую(куда мы ходили делать 
модные прически) не то, что в ресторан, вход стал заказан.

Тоже и с Националем, чуть легче с гостиницами в районе ВДНХ, Заря,   
Алтай, Восток, где обычно селились в основном западные студенты и прочая не очень богатая  буржуйская   молодежь.

Но это все позже, а сейчас пока идет 1972 год, и входы  в отели, где   
останавливаются  иностранцы, открыты и для советских граждан тоже.
   
К слову о гостинице Заря, которая  не лучше  чем  Восток или Алтай, но именно 
в Заре я  выменял  у парня  из  ФРГ, мечту  многих  модников, новые  джинсы   
фирмы  Levi,из  США.
А он олучил свою хипповую мечту мой армейский дембельский мундир и ремень со 
звездой.
Познакомились мы конечно в центре Москвы, это он жил в гостинице "Заря", 
до которой от ВДНХ  еще на  автобусе. 
 
То были мои самые первые фирменные джинсы, потом  были и Райфал и  Лии, 
и Рэнглер, которые почету-то многие называли Вранглер, хотя в слове
Wrangler буква W не читается.


Итак, познакомились мы с ребятами на «Пешков стрит», или на русском,   
ул. Горького, долго болтали о музыке, выпили вина в какой-то кафешке, их 
там  полно. 
И договорились на обмен завтра, тут и возникла гостиница «Заря», это на 
ВДНХ в глуши, контроль явно слабый, да и мы с Петей уже не  «Васи», в этом  деле.
 
  Так что удача «утюга» совсем не зависела от места встречи, или крутого отеля.
   
Это полу-романтическое  наше хобби было довольно опасной штукой, против тебя   
гебисты в  штацком, дежурная милиция, и даже  швейки.

Это швейцары, и те могли сдать ментам, если их не устроила твоя физия, или   
клоуз т.е. шмотки.
Мы, правда, не серьезные фарцовщики, и  валютой не занимались, иконами тоже  и само собой золотом и прочими Фаберже.

   Тех,  кто  это  делал,  вообще   я   назвал  бы   уголовниками.

Но кто долго занимался фарцовкой, и нигде не работал,становясь профессионалом, со временем приходили  к  иконам, антиквару и валюте.
 
Отсутствие работы  довольно часто становилось причиной ареста даже «утюжника».

А кто занимался валютой,уже становился уголовником, и поимка практически была 
неизбежна.
Позиция государства по отношению к фарцовщикам и продавцам икон,была   
довольно  странной.
  Это с  одной стороны  всеобщая  пропаганда атеизма, закрытие церквей.

  А с  другой стороны за продажу икон предметов старины  фирмачам, тюрьма.
 
А сегодня государство дружит с религией, но вот иконы и церковная  утварь   
продаются  в  каждом  антикварном  магазине Москвы.

Однако мы были простые «Утюги», « для себяшники», и
кое что, если мало или, к  примеру, велико, а  может  уже имеется.

Тогда продавали , как  правило приятелям,  а их  было достаточно.
 
Начав свою практику обоюдного  общения с буржуинами, преимущественно нашего   
возраста, мы  решили для  себя, что не будем  вязываться с девушками  и   
взрослыми  фирмачами. 

Причина самая простая мы не знали о чем с ними говорить, Дип пурпле и Юрай Хип  их уж точно не интересуют, как и военные атрибуты тоже.
   
Обет сей, однако пришлось однажды нарушить, случай вышел просто забавный,   
я хорошо помню его и сегодня,а с 1972 год уже прошло ого-го  сколько.
 
Начну по порядку, мы с Петей завершали утюжку  на "Пеш"ков стрит  если 
забыли  ул. Горького, сейчас она Тверская, и надумали отдохнуть у памятника   
Юрию  Долгорукому, на  скамеечке   рядом.

 На сленге это место звучит  не так  притягательно, а  именно (под   хвостом  у
коня Долгорукова), так говорили  многие москвичи, а  мы так просто,"-под  хвостом". 
  Почему  так,  есть  одна  история,  связана  с «достоинством коня».

По легенде, осматривая  модель памятника, Сталин изрек: «А почему у вас Юрий 
Долгорукий, въезжает в стольный  град Москву на кобыле?

      Сделайте  ему коня,  это подчеркнет  мужественность  князя».

   Лошади  приделали   необходимую  деталь.

  Трудно  сказать  сегодня,   правда,  это  или  легенда.
 
Думаю Сталин, как настоящий  мужик  к  тому же Грузин,вполне мог  так  сказать.
Еще  одна  легенда  связана  с  Н. Хрущевым. 

Никита Сергеевич очень не  любил этот памятник, как-то проезжая по Тверской
выразил свое неудовольствие по поводу размеров «достоинства»  коня.

         Дескать,  тут дети    гуляют  и  смотрят  на  такой  срам.

Несчастное  «Достоинство» у коня укоротили, сделали более скромным.

Но на этом Хрущев не успокоился, более того,подписал указ о демонтаже сего  памятника, и переносе его в сквер Новодевичьего  монастыря.
 
Но вот История рассудила по своему, и вместо сноса памятника  в октябре 1964 г. 
снесли самого Никиту Хрущева.

   То  было  небольшое  лирическое  отступление.
   
«Под  хвостом»  все лавочки оказались заняты, и лишь на одной было место 
еще  для двоих. 
Садится рядом с кем-то у нас как то не принято, но копыта очень устали  и   
требовали   отдыха.
  Так что мы  решили сесть и спросили  у двух  девушек, а это были именно  они.
   
   Те вдруг ответили  п о ж а л у й с т о,  и совсем  странно, это по-жа –луй-сто   
  было  произнесено на  корявом русском. 

И только со второго, наметанного взгляда, с первого они на особо не волновали,  мы поняли они точно не из прибалтики. 

  Похоже  и не  Пшечки,  может  Скандинавки, или Немки, или  все же,  Бритиши.

  Надо  заметить все  иностранцы  не зависимо от страны  хорошо говорят   на   
английском.
  Сев на скамейку, мы  спросили  «Вот Фром»,  что  значит, откуда   
  вообще  все  фарцовщики   называли  иностранцев  из  капстран  «фромами».   

   В ответ услышали  Юкей, Юнайтед Киндом  значить  у нас сие будет  Англия.

Не знаю  правду они сказали или  нет тогда это  нас не  волновало.

  Надо  заметить,  что   самопала   на  нас  теперь  не  было.

  Петя  был  в вельветовых  джинсах и  джинсовой  куртке LEE, своего рода тоже 
закос, русский  чувак  скорее одел  бы синий  деним, идя  в центр, а  вот 
фромам  без  разницы.

  К  слову  сказать,  тогда   вельветовые джинсы,  а  куртка из синего денима,   или  наоборот,  джинсы синий  деним, а куртка из вельвета, это  особый  шик 
среди  фирменных  модников. 

  И  конечно  Зависть, тех  у кого  подобного нет.

  Не  у   каждого  чувака   тогда  могло   быть  два  джинсовых  костюма,   один  джинсовый,   синий  из  денима, так  называли  коттон  в Америке.

Это был  Коттон  из  Нима, город  во Франции  где делали синий  почти брезент 
для  палаток  переселенцев  в Америку,  а  другой джинсовый костюм вельветовый.

На  мне тоже  вельветовые штаны  фирмы  Falcon  и тонкая, почти  прозрачная 
французская   льняная  рубашка   в  талию.
 
   Да  и   физии  наши,  теперь  уже  правильные,  с  легкой  небрежной  улыбкой   
довольного  идиота,  и  выражают они полное спокойствие плюс уверенность в себе.

   
   Будь это  ребята, мы бы  возможно пригласили  их в  ресторан «Арагви»,посетить 
который  тогда мечтали  многие  москвичи,а он тут совсем  рядом.

  Там обычнои уже с обеда стоит очередб.

  Но что для нас очередь, к  слову  сказать Джинсовый костюм или джинсы  «Levi 
straus», тогда  это  не просто  крутые  шмотки, это «Пропуск» в  радужную  мечту 
для  многих.

 Своего рода  « Дресс  код» сегодня,  то есть ключик для  входа  в  любые   
труднодоступные   места.    
  Будь то  модный  «Театр на  Таганке», на  «Малой Бронной»  или любой крутой ресторан.

Любой швейцар пропускал без проблем, он прекрасно понимал,чувак в таком 
прикиде не  обидит.
И официанты  тоже  мечтали  о  джинсах  и  куртках,   как  и  артисты   или 
директора  продуктовых  магазинов.

Тут я  вспомнил народную частушку  тех  времен.
 
Кому  живется  весело  вольготно  на  Руси.

Буфетчице Нюрке, Гагарину Юрке.

Леньке Брежневу.

А  Остальным  по - Прежнему!

Фарцовщиков  и прочих Утюжников, сюда  мы  не добавили, слово Вольготно это не про нас,а нас могли сцапать даже без явных  причин.

В разговоре Мери и Кет (так они представились) еще раз нас удивили, заявив, что их, как студентов лингвистов, собирающихся писать диплом о  современном  русском  мате, интересуют всякие частушки и  поговорки.

   Добавив,  русские  матерные  слова  они  хорошо  знают,  и  объяснять  их значение  вовсе   нет  нужды.   
  Тут мы  и выдали  им, про тот Топор, который почему-то вдруг Плывет по  реке,   из Какой то там  деревни  «Зуево», ну  и пусть себе  плывет  железяка….. какуева. 

Дамы  были просто  в  поросячьем  восторге, хлопали в ладоши, кричали  Ес, Ес,.

Да еще пропев про пресловутый Топор, несколько раз, были очень довольны.
   
Звучало это их такое поведение для нас ржачно, и  мы их передразнивали,но они   не обижались и опять ржали как лошади.

Тут я вспомнил про Тракториста, и  тихо, чтоб особо не привлекать публику, а то будет нам потом топор из деревни Милиция.
 
Представьте ситуацию две иностранки  и  два русских обалдуя, поют матерные  песни, да  еще  где, напротив  Моссовета.
 
     А сей  памятник  стоит именно  напротив.
 
   Ну  да  ладно, пан или пропал.
 Щя  спою,

  Тракториста  полюбила, трактористу  я  дала.
  Три недели сиськи мыла и соляркой …….( писала).

Девушки не поняли, что есть такое  «Солярка», а  когда я объяснил,то восторгу  просто не было предела.
 
Почуяв, что они опять будут  повторять  эту простую для запоминания песню, мы  предложили отойти  подальше  в  сквер.
По дороге они, шутя, тихо и конспиративно  в полголоса, пели эту песню  несколько раз.
Думаю явно, чтоб запомнить и потом пропеть друзьям уже в отеле и по ржать с ними вместе вдоволь. 
 
Успокоившись, они сказали, что все -же, эти песни граунд фло, то есть Первого этажа, ну некоторые возможно Фторого, а вот их лично больше интересует Третий  этаж Русского матерного фолклера.

Скажем так, они не понимали что у нас это совсем  не у них, т.к. такие слова у  них совсем даже не  ругательство.

Вот, понимаешь ли, беда два  вшивых интеллигентных утюга, трехэтажных песен не  знали, с  трехэтажным  матом у нас с Петей проблема.
 
И тут  очевидно  сказывается   недоработка   воспитания или  образования.

Помимо прочего им хотелось побывать в пивнушке,где бывает Ворк Пипл, т.е. рабочий  класс по нашему. 

На что мы ответили, при таком прикиде, как у них, там можно и в репу заполучить.
   
Выяснив пр репу, они заявили,-" Что владеют Джиу-джитсу,у них 3 Дан, и сами  могу дать  правой  пяткой в левый  глаз, или сломать руку, любому местному  хулигану. 

А также сказали,-" Они оденутся  под русский женщин воркер, и возьмут с собой   Газган. 
Что за  газовый  пистолет  мы  не поняли,  но  отвергли  эти предложения.

Никаких ганов, ни газовых ни реальных.

Заявив им, что подумаем на счет пивной с рабочим классом, но на кой им именно  рабочий  класс?

   Девчонки    видимо    были  бритиш  из  партии  Тред юниоров   возможно.

Зачем мы бараны согласились, девушки Фирмачки не входили в наши интересы,   кажется, они это почувствовали.

Видимо на нас повлияли обворожительные и хитрые, успокоительные  женские  чары?

Тут думаю уместны Мои Наивные Стихи тех времен.

  Ох, эти  женские  глаза,
 Мы им значения  не  придаем  еще  подчас,
 Они  как  гамма  излучение,
 насквозь  пронизывают  нас.

Так два уставших, после долгой утюжки, Утюга, Пар из которых уже весь вышел,  угодили в дамские умелые руки, такая вот у  них видимо харизма.
 
В пивнушку решили не  ходить, а дать двум приятелям с завода «Серп и кувалда»,   как мы его называли, тетрадки, пусть пишут частушки и поговорки.
   
Был еще Толик он работал носильщиком на Курском вокзале, и Коля, грузчик в  Мебельном  магазине. 
   А в их работе  этого Трехэтажного  точно  хватает  выше крыши.
       
Ребята эти скажем  так, были в советское время совсем не бедные, с  заработком в 300 рублей, а в мебельный грузчиком тогда, вообще без блата не попасть.
   
За работу пообещали им баночного пива, и хэбешных носков ( на их работе они простогорели) из Военторга, у нас там тожесвои люди есть.
 
Коля попросил еще фирменных сигарет, даже за деньги.

Спросили у девушек, может  есть другие желания, оказалось, что есть места, куда не водят экскурсии, а им бы хотелось побывать там.

И одно из них развалины «Царицино», видимо потому, что развалины туда фирмачей не водили. 
А для нас тоже тогда небольшая проблемка, местная  шпана, но с ней можно договорится.
Понимая, все же  если и  идти  в  пивнушку, то лучше в своем районе, я рискнул  дать телефон,  но просил звонить из будки  подальше от  центра.

Договорились на встречу через день, а за это время мы раздадим хорошим знатокам этого самого Трех этажного,тетрадки и ручки.
И пусть наши рабочие «Пушкины» и «Есенины» (у которого такие стишки  водились)   пишут. 
А за работу пообещаем  пива и  сигарет, Мери и  Кет, так  их звали, предложили  купить пиво Хейнекен, на что мы заметили, пиво конечно хорошо.

Но пусть они лучше назовутся Польками, их у нас в России любят, а вот за  англичанок  сомневаемся.
Так что и пиво тоже сойдет Польское или лучше Чешское  у нас  и оно редкость,    да и стоит в кафе отеля дешевле, а сигареты  Мальборо, и поляки его делают.

Нужно сказать, интересы  фирменных  девушек, оказались более широки, чем мы  предполагали,  они спросили,  можем ли  мы  привести их  к  «Патриаршим прудам»   и  дому Булгакова.

Показать где ходит или ходил трамвай, на рельсы которого Аннушка пролила  масло, и  ту самую  скамейку, где сидел Воланд.

      Здравствуйте,  « Приехали!» 

Конечно жалко разочаровывать умных девушек, но  в  реалиях трамвай там никогда  и не ходил,  сие есть полный  вымысел Михаила Булгакова. 
    Все же  мы согласились. 

Оказалось, на карте Интуриста «Патриаршие пруды» отсутствуют как факт,а они  не знают где  их искать.
Тогда они уже назывались «Пионерскими», опять какому-то начальнику не угодили  названием.   
 
Договорились о встрече у театра  Сатиры, что совсем  рядом с метро Маяковская.
   
    От  театра  мы  спустились   вниз  до первого  поворота.

Здесь и стоит дом, где жил М.Булгаков, но музея нет, а в квартире живут   обычные люди,  совсем даже и  не родственники.

Переулком дошли до прудов, и сели  на  старую скамейку, счугунным  основанием,   типа на ней сидел сам  Воланд.

А совсем перед  нами за небольшим  черным, старым, чугунным, узорчатым  забором  был и  сам легендарный пруд.
Да именно один Пруд.

Вот явно олучилось почти  как в романе Булгакова «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на  Патриарших  прудах, появились два гражданина».

А два  гражданина сегодня это явно Я  и Петя.

Может там были еще и дамы, но в романе о них ни слова, всеже думаю, они были,   как же без дам.
 
Дамы они всегда  тайно невидимо, присутствуют там, где мистика, ведь и любовь   тоже мистика, не даром французы говорят «шерше ля фам».

Полуденное солнце ласкает лицо, загадочным  ореолом света окружая пространство, и  деревьев контражуром  света на закатном  солнце.

А за всем этим томным маревом в конце пруда появляется купальня в духе  классицизма.   

   По  воде плавают  утки  мандаринки  и   иная  живность.

      Мы сидели и балдели, оставив все мысли на потом.

Сейчас мы пытались представить то время романа Булгакова, здесь на  Патриарших Прудах.
Легко, почти незаметно, подул теплый летний  ветерок,  кажется,  вот именно   сейчас из переулка  тихо, именно тихо,как сказано в романе.

Вдруг, «тихо из переулка  появится Легендарный мистический  Трамвай», словно  эдакий  «Летучий  голландец»  Патриарших прудов.

Трамвай  без пассажиров и кондуктора, ведомый красавицей комсомолкой  в алой  повязке. 
Все  как  в  романе  Мастера. 
   
К слову, я давно заметил,  если долго  сидеть где-нибудь  в  старом  дворе  в  центре,  постепенно забываешь где  ты, кажется, словно  ты  в другом времени   или  где-то далеко  в тихом провинциальном городке.

Да оно и понятно вокруг такие разные, красивые, невысокие  дома  прошлых  лет.

Почему в них так комфортно душе, конечно, это ностальгия по старой,одноэтажной   Москве, с цветами в палисаднике перед окном.

У нас  под окном обычно росли ноготки и разноцветные китайские ромашки,белые  розовые  и желтые. 

Каждую весну мы их высаживали вместе с мамой, в таком далеком, нашем советском 
детстве, как в детстве всегда хорошо.
 
Когда есть мама, и ты бежишь к ней по любому обидному случаю, как единственному  доктору и спасителю твоей души.

Ах, как умилительна, эта непонятная тоска по Москве примусов, керосинок, к оммуналок,  и  колонок для холодной воды на  улицах, иногда мощеных булыжником.

Сколько раз мы пили воду из  колонки,  или обливались  под ней в  жару.

Тоска по Москве нашего детства, с земляными дворами без асфальта,со всеми прелестями  простой  жизни.
Когда совсем чужие люди,  в этих самых коммуналках, были ну просто как одна  семья.
Вот  и сейчас, за домом позади нас проходит садовое кольцо, слева  ул. Горького,    а тут такая  тишина и полное умиротворение.

    Просто  Москва Тургенева или Гиляровского.

Так бы вот сидели и тихо балдели,под лучами томного,ленивого солнца, до вечера.
   

  Тогда Мы покинули нашу гостеприимную  скамейку, ибо  все  хорошо  в  меру.

На вопрос о Трамвае, пришлось огорчить гостей столицы, легендарный трамвай 
здесь никогда  не  ходил. 

Ближайший к Патриаршим прудам  трамвай проходил по Садовой улице, где  в доме  №
10  находилась  «нехорошая  квартира», она же и первая  московская   
квартира  М.Булгакова.

Булгаков совместил трамвай и пруды, как свои любимые места для прогулок и 
размышлений  о романе.
  Все чистый  плод фантазии  автора, роман  и  сам  мистический.

Да и пруды сегодня называются Пионерскими, это мы москвичи из уважения к   
истории  называем  их  по  прежнему  «Патриаршими».
 
   К слову  вся Москва стоит  на 7 холмах, остальное были реки, речушк и  болота.

Речушк часто  перегораживали плотинами, получались пруды, где  разводили  рыбу.

Например « Пресненские  пруды», там сейчас Зоопарк, «Чистые  пруды»,на бульваре 
рядом  с м.Кировская.   
Думаю, похожее было и в Патриаршей слободе,а когда слобода переехала, пруды
заросли   превратились в болота.
   
Город  расширялся, строился, болота засыпали, а одно из них, самое большое, 
в память о былом величии  вычистили и  сохранили.

   Сохранили и старое  название, хоть теперь пруд  уже  один "Патриаршие пруды".

Место наших гостей  впечатлило, а  по поводу трамвая, в виде компенсации,   
мы предложили  им прокатится, на трамвае не менее легендарном «А» или как 
его ласково называют  москвичи  Аннушка. 

От Трехпрудного, переулка  по  ее собственным  словам),  в  детстве она  ходила гулять к памятнику А.С. Пушкина, что на Тверской, или шла на Патриаршие  пруды.
    
  Бывал на популярном  в  те времена, катке  у  Патриарших  и  Л.Н.Толстой.      
А. Блок провел здесь единственную зиму в Москве,а неподалеку жил Владимир 
Маяковский и несколько  маршалов  СССР.

Выходит место сие, было культовое уже довольно давно,даже при СССР как и сйчас.

В 70е годы Москва  больше частью  состояла  из маленьких, уютных патриархальных    
двориков   в   самом  центре город.
И в  переулках  на  Арбате,  там даже были одноэтажные деревянные  дома.   
   
У метро Арбатская  был совсем небольшой скверик, справа от выхода за забором, со
столом и смеечками. 
  Теперь скверик  за  забором у  Министерства  обороны.
Отвоевали у народа.   
А в  глубине этого крошечного скверика был еще деревянный стол, где  часто 
к вечеру собирались местные утюжники.

Проще фарцовщики работающие на улице Горького.
 Место тихое можно поболтать и спокойно выпить пивка.

  И я там был, и пиво пил, по усам  текло, а в рот не попало.
(Почти  А.С. Пушкин), а он без сомнения  АС.

  Ну а мы пока в начале пути, и что из нас выйдет на данный момент покрыто 
тайной.   

     Пруд остался теперь  один, а название сохранилось.
А если войти подарку на ул. Горького у книжного магазина « Дружба»,(жив  ли он 
сейчас) то вскоре можно увидеть  уютный дворик.   

  Кое-что сохранилось и сегодня  на той же Остоженке и Пречистенке во  дворах.
   
  Побывали мы  и  в теремке,  доме  музее Виктора Васнецова.

А вот и музей Виктора Васнецова, она почти в  центре Москвы,как уцелел этот 
деревянный  дом нам неизвестно.   
А сейчас как обещали поедем на таком знаменитом, почти легенде прошлого и
настоящего Москвы.
 
И так  Вперед.   

Самый популярный в народе трамвай  «А» или как его в народе ласково называли 
«Аннушка» выходит на «Яузские ворота» и пожалуй самый интересный маршрут по
бульварному  кольцу.   
Сейчас самый  красивый  участок маршрута трамвая «А» или Аннушка  выходит  на бульварное кольцо.
Значит скоро увидим "Чистые пруды".

За открытыми окнами вагона линии "А" как и  прежде шумят листвой бульвары,   
и  блестит стальная  гладь легендарных, московских  прудов, вдоль которых так 
любят  гулять  Москвичи.

  А сколько красивых песен сложено об этих пруда, сколько судеб, свиданий и треч,
простых и знаменитых людей видели эти пруды.

А они сами символ и немые свидетели  прошлого и настоящего.

В старину у Чистых прудов жили мясники и работали скотобойни. 
Отходы от производства стекали само собой, в пруды, из-за чего их прозвали
«Погаными».
  В начале XVIII века усадьбу вблизи прудов купил Меньшиков,приказавший вычистить
водоемы. 
С тех пор они зовутся «Чистыми».
  А  вот  мы уже  и  у Покровских ворот.   
 
Конечная кольца, разворот вокруг бульвара где стоит памятник Гоголю и в обратный 
путь по другую сторону  бульвара.
"За открытыми окнами вагона линии "А" шумели листвой бульвары,и плескались пруды.
 
Вагон медленно кружился по Москве, мимо усталого Гоголя, спокойного  Пушкина, 
мимо Трубного рынка,где никогда не умолкал птичий  свист, раньше там продавали
птиц.
Старые фильмы о Москве у нас прочно ассоциируются  со  звенящими  трамваями.

Почему?
Дело в том, что трамваи были обязаны постоянн звенеть на остановках, 
сигнализируя об отправлении,  и этими звуками  была  наполнена  Москва.

  Наш трамвай «А» и он действительно Наш, для всех кто любит Москву. 
   Возможно, и переживет  всех своих братьев по цеху. 

  Он не быстрее и совсем  не комфортабельней других но представить без него
  Столицу, пожалуй, невозможно.
А если однажды "Аннушка», трамвай маршрута "А" исчезнет с транспортной карты
города.    
  Значит связь Москвы со своим славным  прошлым  уже потеряна  навсегда?
  Такая  экскурсия  удивила  даже  Петю.

Ну а девушки так просто обалдели от всего увиденного и услышанного,"Просто Очень Вери Велл",- как сказали  дамы.
  Конечно я хорошо знаю этот маршрут и проехал по нему,начиная с детства раз 100. 

И онис нескрываемым  любопытством, не отрываясь от окна смотрели на пейзаж ,   
дабы ничего не пропустить  чего  интересного. 

  Исчезли старые трамвайные  линии, в начале убрали булыжные обрамления  путей и
мест ожидания, заменив булыжник противным темно-серым,и таким совсем безликим
асфальтом.   
  А дальше и самих трамваев стало гораздо меньше, видите ли, они очень сильно 
грохочут. 

Трамвай был тогда главным героем многих детских и взрослых  книг,трамвай
«Аннушка» или «Вот какой рассеянный", даже у буржуев «Трамвай Желание».

 Трамвай в  те далекие времена, был неотъемлемой  частью личной жизни, местом 
встреч, свиданий, путешествий.
Он ехал довольно медленно, давая людям возможность лишний раз забыться,отдохнуть
от суеты большого города.   

Линии трамвая  буквально пересекали весь город вдоль и поперек, это был тогда 
основной транспорт, для  народа.

Трамваи были любых типов, от совсем древних,  деревянных, времен царя гороха, с 
деревянными сидениями, окнами и дверьми, открывающимися вручную.
 
Тащились они порой довольно долго, что в детстве совсем  не так важно, главное 
куда  едешь и зачем. 

Тут Кет предложила выпить немного крепкого виски "Лонг Джон"

Она  глупышка не понимала,  то  для нас русских 07 виски на четверых, это мы и  плю два довеска,  усть и по чуть - чуть, это дамы.
 
   Сие  будет  просто  называться,  мы  тут   понюхали   Английский  Виски.

  Все же хоть и только понюхали, а разговор завязался, и он как то незаметно 
скатился  к музыке.
  Ну а как могло быть иначе, мы же молодые и веселые, как в песне «Вся
жизнь  впереди, надейся  и  жди».

  Наши знания английской музыки от Кинкс и Айрон  Батерфляй, группы немного не дотянувшей до Хард рока, и всяких Кетов Стивенсов. 

Особенно его песню «Май леди д Арбанвилл», которую дамы,оказалось тоже очень   любили, и были явно удивлены таким знание у простых «воркеров».


После долгой и  непринужденной беседы, на высшем уровне нашим 
расставаться  ну совсем, совсем не хотелось, но уже темнело и дамам пор в отель.

Провожать их дальше метро мы не стали.
   Конспирация  и  все тут.
Побывали   мы   и на развалинах Царицыно,  экскурсий  туда конечно  не водили.

Я поведал им о тайной Масонской символике архитектора, возможно именно поэтому,
а  совсем не из- за плохой погоды, Царица осталась недовольна.

Лазить по развалинам  на второй этаж не рискнули,(сами мы лазили и на 
крышу,где уже росли деревья)но т.к. с нами буржуйскиедамы все-таки.

Осмотрели музей фарфора в Кусково, он их порадовал, и удивил, особенно
восхитил, так называемый «Агитационный фарфор» и много еще чего вне маршрутов
Интуриста.
Уже через неделю, когда они уезжали, мы  остались с кучей буржуйских реликвий, к
чему собственно особо и не стремились. 
  И  в добавок,от группы молодых ребят,они тоже посещали с нами некоторые места.

Мы тоже получили пару джинсовых курток, английской Рей Хиттон и неизвестной Лу,
которая оказалась еще и на байковой подкладке.
  Куртка Л дожила у меня до МХПУ где и благополучно перекочевала к другому
владельцу.

Куртки совершенно новые, откуда они их взяли, может, везли на форум молодежи?

Девушки предложили поехать в Голландию вместе, мы бы с превеликим удовольствием,   
да Кто-ж нас туда Пустит?
Помимо прочего, девушки пообещали прислать из Голландии, куда они ехали на
молодежный форум, пластинки модных в Англии групп.

  Расставаться былоочень грустно, все прекрасно понимали, что вряд ли  мы еще
когда - то встретимся, мы так привыкли, можно сказать, почти полюбили друг
друга.

Подобное я испытывал много раз, расставаясь даже после совсем короткого, но
душевного и памятного знакомства с теми, кто живет за границей или в России, но
далеко от Москвы.
Прощаясь, смотришь на лицо человека ставшего близким, оно полно доброты, легкой
иронии, без которой трудновато порой, слов нет, человек просто смотрит.

А лицо его словно говорит, я все помню, но зачем вспоминать прошедшее и  терзать
душу.
   Петя рискнул, дать им свой почтовый адрес. 
    Ах,  если бы все случилось  в  наши 90е! Но  увы  и ах.

  Прошло какое-то время,   мы уже забыли про пластинки, зная нашу таможню, их скорее сопрут, либо органы заберут, а  нам еще и по шапке.

Но пришло извещение, его принес почтальон  од  расписку, диски  ы  олучили, 
они были отправлены официально  от Партии тред юниоров, видимо, поэтому  дошли.
 
Мы слушали пластинки, их было десять  штук и все думали, когда за нами придут. 

Но никто так и  не пришел, конечно,  нас проверяли,  наверное, но узнав что я   работаю на заводе Манометр, а  Петя на метрополитене, оба  комсомольцы, почти   рабочий класс,  оставили  в покое.

Может  на  то были  совсем  другие  причины,  тогда  я об  этом  даже  и  не думал.

  Я  знаю,  многие  утюжники   помогали  «фирмачам»  найти  нужное  место  в  городе,   часто  водили   на   неофициальные  экскурсии  по  интересным  местам  Москвы.   
Как-то у  меня  все  благостно  выходит,  а   по  сути  утюгов,  бывало,   ловили  и  если  ты  студент,   вылет  из   ВУЗа  почти   гарантирован.

Ну  а  если   нет  то  суток 15,  для  расширения  опыта  общения,  со  шпаной,  бомжами  (без определенного  места  жительства)   и  всякими   ЧМО  т.е. человек  морально  опустившийся,    обеспечено.   

Иногда фарцовщиков  при  поимке долго уговаривали  стать  Сексотом, т.е.  секретным  сотрудником,  а  бывало, они  получали  небольшой  срок,  это если  застукали прямо при получении товар от  ностранца.
   
Таково  было  «Прокрустово ложе»  советских  законов.

На променаде по  Пушке, на  Охотном  ряду у  Метрополя, или  Пешков  стрит,  часто приходилось  встречать  ребят, косящих  под фирму, и шмотки вроде в  порядке.
  Но  вот озабоченные  физиономии да еще  и  манеры кондового « Совка»  выдавали  их. 
Вспомнил  песню  тех  времен, мы  ее частенько напевали, Утюжа у  Метрополя.
 
Автор  Юрий  Визбор.
  Охотный ряд, Охотный ряд.

Здесь бродит запад,  гидов  и ребят,
На Метрополь  колхозники  глядят,
Как  неохота  мне  отселя  уезжать  -

Охотный ряд, Охотный ряд.
Сюда  приходят  девушки  гурьбой,
Одев  свой  лучший  праздничный  наряд.
Их не  пугает  Карла Маркса  борода
Охотный ряд,  охотный ряд.

Вот дымный берег юности моей,
И гавань встреч,  и порт ночных утрат,
Вот перекресток  ста  пятнадцати  морей,
Охотный ряд, Охотный ряд.

(И  от  себя,) теперь уж  ряда больше нет,
и Карла Маркс, глядит на свой проспект.
Когда-то здесь ведь  был Охотный  ряд.
 охотный  ряд.

   

Все в прошлом,но те "Утюжны прогулки" и встречи с иностранцами мы часто вспоминали. 
То было интересное время нашей жизни.

Как сказали бы фирмачи "Join Life " что означает Удовольствие Жизнью.

И мы его не упускали.

Сегодня джинсы и прочие шмотки совсем не проблема, да и у нас другие интересы!


Рецензии