На пароходе музыка играла

Кажется, что может быть спокойнее и безопаснее, чем плавание по реке на теплоходе: ни тебе айсбергов, ни страшных штормов!

Увы, в этом мире мы нигде, даже в мирное время, без войны, не находимся в безопасности: ни на земле, ни на воде, ни в воздухе.

В советское время катастрофы скрывались или замалчивались. Трудно сказать, чего боялись кремлёвские начальники, во всяком случае, это не помогло: Советский Союз рухнул и развалился на части так быстро, что до сих пор вызывает изумление.

На мой взгляд, чем больше и подробнее люди будут знать о катастрофе и её причинах, тем более серьёзные выводы они будут для себя делать, чтобы не повторить трагедию.

7 октября 1949 года речной трамвай, который шёл из города Бор в Горький, столкнулся с грузовым судном «Чувашия». Было холодно, сильный ветер, на воде плавала шуга (рыхлый снег и лёд).

На трамвай продали 171 билет, но было полно и безбилетников. После сильнейшего удара речной трамвай стал тонуть. «Чувашия» не застопорила ход, а продолжила движение дальше.

Людей из ледяной воды с разлившимся по её поверхности мазутом спасали команды теплоходов «Куйбышев», «Стрежень» и «Стремительный».

Погибло свыше 200 человек. Катастрофу засекретили.

13 августа 1950 года около 12 часов дня на реке Даугава, рядом с пристанью в центре Риги, случилась страшная трагедия. Проходила посадка пассажиров на пароход «Владимир Маяковский».

С парохода ещё не сошли пассажиры предыдущего рейса, как на него, не соблюдая никакого порядка и очерёдности,  стали прыгать с пристани новые пассажиры. Члены экипажа пытались навести порядок, но куда там!

Люди лезли напролом, отцы несли при этом своих детей на плечах. Те, кто прорвался на пароход первыми, заняли каюту и тем подписали себе смертный приговор.

Перегруженный пароход накренился, зачерпнул воду и пошёл на дно.

Глубина Даугавы в этом месте 8 метров. Из воды торчала только верхняя часть рубки. За неё держались счастливчики.

Можно себе представить, что творилось в каюте, выход из которой был забит людьми. В основном, погибли те, кто не успел сойти с парохода, пассажиры предыдущего рейса.

Оказавшиеся в воде люди цеплялись друг за друга и топили один другого, пытаясь спастись.

В это время по понтонному мосту проезжали, возвращаясь с военных сборов, 26 студентов Московского энергетического института.

Эти ребята проявили исключительное благородство, мужество и находчивость, спасая оказавшихся в воде людей. Им обязаны жизнью  семьдесят человек. Потом нашли тела 147 человек, из них 48 детей.

Об этой катастрофе не писали даже в местных газетах.

5 июня 1983 года круизный теплоход «Александр Суворов», шедший по маршруту Ростов-на-Дону — Москва, на максимальной скорости (25 км/ч) вошел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и по инерции прошел под мостом еще 300 метров.

У теплохода оказалась срезанной вся верхняя часть: кинозал, дымовые трубы, каюты капитана и старшего помощника, радиорубка и танцплощадка, где в это время находилось более 200 пассажиров, которых просто размазало по палубе.

Мост сместился на 40 сантиметров. В результате часть вагонов проходившего в это время по мосту состава опрокинулась, и их груз (уголь, зерно, бревна) высыпался на теплоход, добавив число жертв.

Никто толком не знает, сколько человек погибло. Считают, что до 600 человек. Дело в том, что кроме 330 пассажиров, 50 членов экипажа, 35 человек обслуживающего персонала, на борту было множество родственников и знакомых экипажа и обслуживающего персонала.

Они нигде не числились и, попросту говоря, находились там нелегально, проживая в служебных каютах.  Два дня власти помалкивали, а потом напечатали краткое сообщение о катастрофе.

Но уже в недавнее время, 10 июля 2011 года, двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария", совершавший круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань, затонул на обратном пути. Погибли 122 человека, из них 28 детей и подростков.

Теплоход был перегружен. Судно шло с креном четыре градуса, левый двигатель был неисправен. Число пассажиров превышено на 50 человек. Причиной мгновенного затопления теплохода стали открытые иллюминаторы и двери.

Некоторые свидетели утверждали, что экипаж был пьяным.

При эксплуатации теплохода нарушили все правила -  всё, что можно было нарушить. Причиной была жадность владельцев судна, которое вообще нельзя было эксплуатировать, но в наше время за взятки можно решить все вопросы.

Если раньше все катастрофы происходили от наших вечных «авось», «небось», да «как-нибудь», то теперь добавилась и жадность, желание заработать на том, что нельзя эксплуатировать, подвергая опасности жизни людей.


Рецензии
"В советское время катастрофы скрывались или замалчивались. Трудно сказать, чего боялись кремлёвские начальники, во всяком случае, это не помогло: Советский Союз рухнул и развалился на части так быстро, что до сих пор вызывает изумление."
Мистика какая-то. 20 000 000 коммунистов, забыли, что они коммунисты.

Игорь Леванов   29.07.2023 09:42     Заявить о нарушении
Ладно рядовые коммунисты, а вот куда вдруг пропали те, у которых "холодная голова, горячее сердце и чистые руки"?

Владимир Врубель   29.07.2023 10:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.