Русская синагога в Тальцах

Фото автора. Музей Тальцы. Новая улица. Справа недостроенная синагога, напротив неё - здание волостной управы, выше по улице - кабак и постоялый двор.

По сути, такого не может быть. Но это было. В дореволюционном селе Зима русские люди возвели синагогу и проводили там обряды веры иудейской. Это были «субботники», сосланные в Сибирь с целью пресечения распространения веры «жидовствующих» среди россиян и защиты Православной веры от их влияния. Подробнее о зиминских субботниках я написал в тексте «Путь русских иудеев к Христу, от Моисея», где, в заключительной части, сообщил о намерении администрации музея «Тальцы» возвести на своей территории деревянные храмы религий, исповедуемых в Иркутской губернии. После того, как Ленин выяснил что «религия – это опиум для народа», правящая в СССР коммунистическая партия стала закрывать культовые здания всех религиозных конфессий, либо приспосабливать их для хозяйственных нужд. В зиминском православном храме был и склад, и швейная фабрика, а после Великой Отечественной там чуть не открыли пивзавод, да бог отвёл. Синагоге повезло больше – туда перенесли Сельское правление. Но, в конце концов, село Старая Зима и пристанционный посёлок Зима, разрастаясь, слились в один населённый пункт, и здание сельской администрации перешло в подведомственность администрации общегородской. Нужды в нём особой не было, а деревянное здание ветшало и, через сто лет, ему требовался капитальный ремонт. А денег на счетах Зиминской администрации на такие цели не нашлось, и мэр Пенюшкин, в начале двухтысячных решил синагогу продать на строй-материалы. Сосну-то, в дореволюционное время, для строительства, заготавливали по строгим правилам – без подсочки и в самые лютые морозы – чтобы смола не текла. Так древесина получалась устойчивой к воздействию сырости. Желающий, купить синагогу зиминских субботников, за бесценок, таки нашёлся. И раскатал её по брёвнышку. Я полагал, что он её купил для того, чтобы просто поглумиться над русскими иудеями. Но внук последнего местного раввина Борис Моисеевич Потапов заверил, что в действиях покупателя не было религиозного радикализма – он просто что-то, где-то построил, а лишнее бросил на усадьбе. Местные атеисты, не востребованные части храма попилили на дрова. И все остались довольны, кроме бабок, в которых ещё теплилась вера в бога – они прокляли безбожников. С тех пор на месте Зиминской синагоги пустырь, заросший сорной травой. А к 2022 году о ней уже мало кто помнил, ну разве что учительница и краевед из села Покровка  - Наталья Кибардина, да потомок субботников Ильичёв Виктор Геннадиевич. Последний, кстати, не пожалел денег на книжку «Сибирские Соломоны», предоставив члену союза писателей Николаю Зарубину необходимую информацию о своих предках и зиминской религиозной общине. И, казалось бы – синагога русских иудеев безвозвратно пропала. Но нет! Архитектурная композиция Тальцов стала расширяться, и администрация музея задалась вопросом: «А как же выглядела синагога в деревянном исполнении?». Каменный храм иудеев в Иркутске целёхонек, а о деревянном – «ни слуху, ни духу». Вот тут и пригодилась книжка Зарубина с фотографией зиминской общины на фоне только что отстроенной синагоги, блистающей белыми резными ставнями. Как иудейский храм выглядел внутри, можно было судить по документам БТИ и воспоминаниям Бориса Моисеевича, ребёнком посещавшим синагогу. А дальше – «дело техники» (и финансирования). И случилось чудо! Стройку в Тальцах не смогли остановить даже февральские морозы – деревянные сваи вбивались в просверленные буром отверстия. О строительстве можно было получать информацию с сайта музея, но я хотел посмотреть на воскресшую синагогу лично, и 9 июля 2023 г. посетил музей под открытым небом на берегах Ангары. Там заканчивают оформление новой улицы с купеческими домами, административными и культовыми зданиями, постоялым двором, и, даже, кабак там есть. Иудейский храм я нашёл в конце улицы, напротив здания волостной администрации. Пожарная часть, мечеть, синагога, да и сама волостная администрация - это новодел. А вот кабак, рядом с администрацией, настоящий - видимо пары водки прибавили брёвнам крепости. Перед синагогой (как и перед всеми возводимыми зданиями) установлен рекламный стенд, на котором изображён объект в конечной стадии строительства, указана дата начала работ и его название. Темпы строительных работ меня порадовали – православный храм уже имеет снаружи оконченный вид, мечеть уже с башенкой на крыше, шпиль которой увенчан полумесяцем. А строители синагоги, уже вывели сруб под потолочные балки, которые накатом лежат сверху. К октябрю здание планируют «сдать под ключ». Разочарованием для меня стало то, что это уже не Зиминская синагога, а типовое здание иудейского храма, утверждённое губернской управой, каких по Иркутской губернии было с десяток. Это можно немного изменить, если в храм будут переданы для экспозиции предметы культа, вещи и фотографии зиминской религиозной общины. Есть надежда на то, что и Виктор Ильчёв, приложивший большие усилия на издание книги о зиминских субботниках, не останется в стороне. Он живёт в Иркутске, а до Тальцов, от областного центра, «рукой подать». Да и в Зиме он бывает, посещая могилы предков на Еврейском кладбище. Там он встречается с потомками русских иудеев, отдающих дань памяти своим усопшим родственникам. Если эти люди не останутся равнодушными, то в синагогу в Тальцах можно будет вдохнуть души зиминских субботников.


Рецензии