Глава 3. Казаки в смуте

3. Казаки в смуте.
Кто себя называл казаками и кого называли этим именем? Вопрос может показаться странным. Но давайте разберемся не торопясь. Возьмем период смуты начала 17 века.  К концу 16 века сложились две основные группы казаков.
— Это те, кого мы привыкли именовать казаками. Вольные казаки жившие, не подчиняясь соседним с ними государствам, создавшим у себя систему управления и имевшим союзнические отношения с Россией через посольский приказ (аналог современного министерства иностранных дел).
- Казаки, находившиеся полностью на военной службе Российского государства. Это городские, однодворцы, беломестные, отдельные казачьи полки, находившиеся на службе у бояр и государства. Если первые добывали себе средства к существованию как жалованием от царя, так и походами за зипунами. Вторые же стояли на окладе от царя или боярина, у которого служили и имели землю, от которой то же кормились. С воцарением Бориса Годунова было несколько лет массовых неурожаев и людям надо было куда-то деваться. На что-то жить. Идти к первым от сохи, к полукочевому образу жизни было тяжело. Да они не брали кого попало. Человек подвергался серьезной проверке. Там могли осесть имевшие боевую подготовку боевые холопы, по-современному охрана у бояр и дворян.
Беглые дети боярские. Так именовали особый род служилых людей. Они могли выжить в условиях полукочевой жизни с необходимостью постоянно воевать. Крестьяне, кто смышленее, да посноровестее могли напроситься боярам и дворянам на службу. А могли и просто заниматься разбоем и грабежом и для пущей важности называть себя казаками.

Прежде чем продолжить рассказывать о казаках смутного времени и понять парадокс, как получилось: казаки в смутном времени проявили себя очень противоречиво? Они поддержали самозванца и тем сильнее разожгли пожар смуты, казаки были замечены в разных не хороших делах (мягко выражаясь). И так же казаки много сделали для прекращения смуты. Причем настолько себя в этом проявили, что их слово оказалось решающим при выборе нового царя и династии. Они же приложили усилия и для окончания смуты. А до смуты казаки связаны с образами Богородицы Донская и Гребенская, строили монастыри и уходили туда в старости. У вас не возникало чувства раздвоения сознания? Мы имеем несколько иное представление о казаках. Правда это связано в основном с периодом 19 — 20 века. Разберемся в этом исходя из того, что я уже публиковал ранее. Само собой, прежде чем стать такими какими мы привыкли им видеть, нужен был пройти период становления и возрастания, в общем формирования. Как человек, рождается слабым и немощным, постепенно происходят этапы своего взросления. Так же развивались народы и цивилизации. Напомню из ранее опубликованного. Первые былины говорят об «атамане старе казаке Илии Муромце». И охранял он границы Руси. Получается, что первое значение казаков в былинах имело как пограничная стража. Граница, которую мы привыкли видеть, появилась только в 20 веке. Государства не всегда имели общие границы. На пустующих землях жили кочевые или полукочевые народы. Если соседи могли спокойно дойти до Киева, а потом и до Москвы, то сами понимаете жить на границе было еще то удовольствие. С приходом Монгол проблема пограничной стражи отпала. Можно только себе представить, как развивалась эта группа людей на примере Новгородских ушкуйников. После прекращения Ига опять встала проблема пограничной стражи. Историк Гордеев А.А. в книге История казачества описывает как создавались казачьи формирования: беломестные, городовые, грунтовые, однодворцы. Так как им приходилось жить в не комфортных условиях, то их освобождали от разных вариантов повинностей и налогов (выражаясь современным языком). Потому они и назывались вольными, в отличии от прочих крестьян, которые находись в зависимости, в разной степени. Да и бояре с дворянами именовались не иначе как холопы. Так общины создавались как нам известные казачьи с кругом, атаманами и прочим. Это оправдывалось жизнью в необычайно сложных условиях. За свою службу они получали жалование и подчинялись военному ведомству. Параллельно дикая степь заселялась людьми. Которые совсем не подчинялись никаким государственным службам. Не буду вдаваться в подробности и опять пересказывать ранее опубликованную информацию.
Из вышеизложенного следует вывод. Что мы имели перед смутой две группы казаков. Либо на постоянной основе находившихся на службе, либо центральной власти, либо бояр, дворян и купцов. Либо эпизодически. Так же живущие независимо от подобных обязательств. Таким образом казаки имели определенный статус и могло возникнуть желание примкнуть к ним. В относительно спокойное время это было сделать сложно. А в условиях смуты резко растет преступность, так же экономические условия создавали условия для поиска способов выживания в этих условиях А быть казаком было привлекательно. И в условиях общей неразберихи и гражданской войны не так-то легко этот процесс проконтролировать. Да и желание убежать от несения каких-то житейских обязательств могло считаться как воля. Вспомним более поздние смуты и увидим, что казаками назывались все кому не лень. Это один фактор. Есть еще и исторический. В процессе раздробленности Руси на княжества, после монгольского нашествия, Александр Невский отказался принять помощь от Рима, и отказался интегрироваться в Европу на Чудском озере. Он предпочел зависимость от монгола. Западные княжества заигрывали с Римом и в результат мы видим. Русь, выйдя из зависимости от монгол стала набирать силу. а западные княжества прекратили свое существование, а позже, возникшие на их территории государства, прекратив свое существование, вошли в состав Российской империи. И только благодаря большевикам получили независимость. Но я убежал далеко вперед, но только для того, чтобы понять, насколько было важно стратегическое решение Александра Невского и его последователей по сохранению православной веры. Но я отвлекся от казаков. На территории западной Руси то же проживали казаки. И само собой и для них то же стоял вопрос веры. И не все устояли в этом вопросе. Так же казаки делились на служилых государству и вольных, избавленных от бремени нести такие повинности. По этой причине, мы и видели в смуте польсколитовских казаков Лисовского. Которые как раз и штурмовали троице Сергееву лавру. Так же казаками могли именоваться все кому не лень. Так и советская историография казаками называли всех бунтовщиков, хоть какое-то имевших отношение к местам проживания казаков. Так Ивана Болоникова учебники истории СССР называли казаком, только на основе того, что он несколько лет прожил на Дону. Хотя исторически, для казачьей традиции, казаками именовали только внуков тех, кто пришел жить в казачьи станицы и городки и захотел жить как казак. Среди казаков жили ремесленники, купцы и прочие, которые не подчинились этим законам. Таким образом, понятие казак, особенно в смутное время, очень обширное. Помимо устоявшихся структур служивых и вольных казаков появились те кто хотел что бы их считали казаками.
Активная поддержка казаками Лжедмитрия I с самого начала его выступления в 1604 году объяснялась не тем, что идея восстановления на прародительском престоле законного государя овладела казаками, а тем, что казачество было озлоблено указами Бориса Годунова, направленными против казачьей вольницы.
С самого начала продвижения войска Лжедмитрия I в его составе находились Донские, Днепровские и Яицкие казаки. А после того, как царские войска нанесли самозванцу сокрушительное поражение, небольшой отряд донских казаков числом в 1,5 – 2 тысячи человек атамана Андрея Корелы занял город Кромы. Шесть недель тридцатитысячная царская армия осаждала Кромы, но казаки выдержали осаду. Тем временем в Путивле Лжедмитрий I восстановил свои силы, царская же армия, разлагалась и слабела. Умелые и успешные действия донских казаков во главе с Андреем Корелой способствовали общему успеху самозванца.
Ранней весной 1606 года на Тереке началось движение казаков, выдвинувших из своей среды собственного «царевича» - Петра. Им был «молодой» (неполноправный) казак Илья (Илейка) Иванов сын Коровин (Горчаков) по прозвищу Муромец – выходец из города Мурома. Дело обстояло так, зимой 1605-1606 годов вольные казаки на Тереке съехались на общевойсковой круг, где выработали план дальнейших действий. На кругу выдвинулась группа из 300 казаков во главе с атаманом Федором Бодыриным, которые подняли голос против «лихих бояр», требуя выплаты царского жалованья. Как рассказал на допросе сам Лжепетр терцы роптали на задержку жалованья и голод, говоря: «Государь де (Лжедмитрий I) нас хотел пожаловати, да лихи де бояре: переводят де жалованье бояря, да не дадут жалованья…». Казаки порешили идти к Москве за государевой милостью.
Движение терских казаков приобрело самозванческую окраску. В Смуту бытовала легенда о царевиче Петре, сыне царя Федора Ивановича которого царица Ирина Годунова, опасаясь якобы своего брата, подменила девочкой и отдала в надежные руки. Именно этой легендой и воспользовались казаки на Тереке. Царевича Терские казаки выбирали на кругу. Появилось две кандидатуры: сын астраханского стрельца Митька и «молодой казак» Илейка. Выбор пал на Илейку Муромца, он и стал царевичем Петром Федоровичем.
Весной 1606 года казаки под предводительством Лжепетра на стругах вышли из Терека в Каспий на остров Чечень, куда «съехались все казаки из юртов». На сторону самозванца перешла значительная часть терскогребенского казачества. Повстанцы продвигались «вверх по Волге», где к ним примыкали донские и волжские казаки, а также «беглые сходцы» из разных уголков России. Вскоре под знаменами «царевича» собралось до 4 тысяч человек, основную часть которых составили казаки – терские, волжские, донские и яицкие. Самозванец двинулся к Москве на помощь Лжедмитрию I, призвавшего казаков к себе. Но когда казаки узнали об убийстве в Москве самозванца 17 мая 1606 года они с Волги повернули на Дон. На обратном пути войско Лжепетра грабило купеческие караваны и разоряло небольшие крепости.
Летом 1606 года на Дон прибыли припасы и жалованье от нового царя – Василия Шуйского, после чего Войско Донское официально объявило о своем невмешательстве в борьбу правительства и повстанцев. Это значило, что «царевич Петр» отныне мог привлечь к себе в лучшем случае «голутвенных» казаков, большинство которых жили на Северском Донце. Именно там осенью 1606 года Лжепетра и отыскали посланцы Ивана Болотникова. Таким образом, из локального движения поход терцев перерастает в общероссийское, слившись с выступлением под предводительством Ивана Болотникова.
К тому времени повстанческая армия во главе с Болотниковым и Пашковым осадила Москву. Значительную часть восставших составляли казаки – донские, волжские, терские, яицкие и запорожские. Однако взять Москву не удалось, к тому же дворянский отряд Пашкова перешел на сторону Василия Шуйского. В декабре Болотников с остатками войска отступил в Калугу, откуда послал на Северщину донского атамана Ивана Заруцкого искать «царя Дмитрия».
Крупное антиправительственное движение под предводительством Ивана Болотникова началось летом 1606 года после убийства Лжедмитрия I и избрания Земским собором на престол Василия Шуйского. Восстание началось в Путивле, поскольку население южной окраины было недовольно свержением самозванца. Ходили слухи о его новом чудесном спасении. Казаки играли в этом движении самую активную роль и участвовали почти во всех битвах с царскими войсками: в осаде Москвы И. Болотниковым 7 октября-2 декабря 1606 года, в калужском и тульском осадных сидениях 1607 года.
В начале 1607 года Лжепетр со своим войском, в которое вошли несколько тысяч украинских казаков, двинулся на встречу Болотникову. Обосновавшись в Туле, самозванец послал в Калугу Болотникову отряд с продовольствием, однако по дороге он был полностью разгромлен. В мае Лжепетр все-таки помог осажденной Калуге. Служивший ему князь Андрей Телятевский разбил на реке Пчельне правительственный отряд. Болотников этим воспользовался и прорвался в Тулу.
Для борьбы с восставшими власти собрали стотысячное войско, которое 21 мая 1607 года вышло в поход к Туле во главе с царем Василием Шуйским. На заключительном этапе восстания Ивана Болотникова казаки участвовали в крупном сражении под Каширой 5-7 июня 1607 года, в котором повстанцы потерпели поражение. Затем казаки были среди защитников Тулы, после затопления которой с помощью плотины, построенной царскими войсками на реке Упе, они сдались вместе с другими восставшими 10 октября 1607 года и были отпущены восвояси, за исключением руководителей мятежа. Царь обещал сохранить жизнь Болотникову и Лжепетру, но слово не сдержал: в январе 1608 года был повешен Лжепетр (Илья Горчаков), а в марте ослеплен и утоплен Иван Болотников.
С поражением восстания Ивана Болотникова Смута в стране не прекратилась. На горизонте появился новый самозванец Лжедмитрий II, обосновавшийся в селе Тушино под Москвой. Казаки и на этот раз поддержали самозванца и участвовали в ряде сражений с войсками царя Василия Шуйского.
Лжедмитрий II неизвестно откуда появился в Стародубе примерно 12 июля 1607 года. Важнейшую роль в его признании сыграл донской атаман Иван Заруцкий, недавний соратник Лжедмитрия I. Вскоре самозванец начал собирать армию для войны с Василием Шуйским. В сентябре 1607 года трехтысячное войско выступило в поход. Треть его составляли казаки под предводительством Заруцкого. По дороге к самозванцу примкнуло около 500 донских казаков, а вскоре под осажденный Брянск явились 3 тысячи донцов и 4 тысячи бывших соратников Болотникова и Лжепетра, по преимуществу казаков. К началу апреля 1608 года армия самозванца выросла до 18 тысяч – к Лжедмитрию II, обосновавшемуся в Орле, пришли 5 тысяч донцов и 3 тысячи запорожцев. После чего самозванец двинулся к столице и в июне 1608 года стал укрепленным лагерем в Тушине. Вместе с ним тогда было не менее 30 тысяч воинов, около трети из них – казаки. К лету 1609 года численность тушинского воинства возросла до 100 тысяч, из которых примерно 45 тысяч дала казачья среда. В тушинском лагере очень высоко ценили боевые качества казачьих отрядов. Но казаки отличались не только в боях, но и в грабежах местного населения. Казачьи грабежи стали одной из важнейших причин постепенного перехода населения центральных уездов к борьбе с тушинцами. В самом тушинском лагере стал назревать кризис. Вторжение в Россию Сигизмунда III летом 1609 года и начало польской осады Смоленска привело к расколу единства тушинцев, а успехи царского воеводы Михаила Скопина-Шуйского и неудачная осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II ухудшили их положение. Рост противоречий в тушинском лагере привел к бегству самозванца в Калугу 29 декабря 1069 года. Одновременно раскололось и единство монолитных прежде рядов казачества. Так, вместе с атаманом Иваном Заруцким часть казаков ушла под Смоленск к польскому королю, некоторые – с Лжедмитрием в Калугу, а кое-кто вернулся по домам.
Новый раскол в казачьей среде начался после того, как Иван Заруцкий вместе с атаманами из его окружения принял участие в переговорах с польской стороной по поводу приглашения на русский престол сына Сигизмунда III – королевича Владислава. Многие казаки не согласились с идеей передачи русского престола польскому королевичу-католику и включились в борьбу с польскими войсками, развернувшуюся в России.
Борьба с польскими интервентами, занявшими в сентябре 1610 года Москву, приводила казаков в Калугу, к Лжедмитрию II. Его лагерь будоражили внутренние противоречия, следствием которых явилось убийство самозванца татарскими феодалами 11 декабря 1610 года. Казаки, считавшие его своим царем, истребили в Калуге всех татар. Вскоре после этого у Марины Мнишек родился сын от Лжедмитрия II Иван, которого казаки признали царевичем и стали бороться за возведение его на престол. Во главе их встал атаман Иван Заруцкий.
Общенародную борьбу за освобождение столицы пытались в 1611 году возглавить рязанские дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым. Под его руководством стало создаваться ополчение, в котором приняли участие донские казаки. Их атаман Иван Заруцкий возглавил ополчение вместе с Прокопием Ляпуновым и князем Дмитрием Трубецким. В марте 1611 года ополчение попыталось освободить Москву, но сил для этого не хватило, а столица была сожжена. После неудачи в Москве ополчение распалось из-за противоречий между дворянством и казачеством. Дворянское руководство ополчением поспешило прежде всего обеспечить интересы помещиков, что нашло отражение в приговоре 30 июня 1611 года. В нем полностью отстранялись от власти на местах казацкие атаманы и эта власть отдавалась в руки дворян. Возник конфликт между казаками и двоярнами, в ходе которого дворяне утопили 28 казаков, а казаки убили 22 июня 1611 года Прокопия Ляпунова. После этого дворяне покинули ополчение, а власть перешла к Ивану Заруцкому, стремившемуся упрочить положение казачьей верхушки. Под Москвой образовалось правительство “казацких таборов”, которое желало передать престол сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Но дворянство и значительная часть народа не желали видеть на престоле казацкого царя. А когда в 1612 году Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой признали псковского “вора Сидорку” царем Дмитрием, единство подмосковного лагеря окончательно раскололось.
Нелегко складывались отношения у казаков из подмосковных таборов с народным ополчением Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Руководство Ополчения настойчиво привлекало казаков на свою сторону, и с конца весны 1612 года отдельные казачьи отряды стали присоединяться к Ополчению. Но это вызвало новый раскол в казачестве. Чувствуя, как крепнут позиции Ополчения и как теряет авторитет правительство “казацких таборов” под Москвой, Иван Заруцкий повел тайные переговоры с польским гетманом Ходкевичем. Но большинство казаков не одобрило переговоров. Тогда 12 июля 1612 года Иван Заруцкий с частью казаков бежал из-под Москвы на юг. Однако оставшиеся продолжали участвовать в борьбе с польскими войсками, хотя между Ополчением и казаками имелся известный элемент недоверия. Такое взаимное недоверие проявилось во время сражения с войсками гетмана Ходкевича под Москвой 22-24 августа 1612 года, когда 24 августа поляки усилили натиск, казаки ушли в свои таборы. И лишь после того, как к ним был послан келарь Троице-Сергиева монастыря А. Палицын, пообещавший заплатить из богатой монастырской казны, казаки вернулись и приняли участие в атаке, возглавленной самим Кузьмой Мининым. Это позволило отбить войска Ходкевича. Затем 22-26 октября казаки участвовали вместе с Ополчением в боях за Кремль.
Активное участие казаков в борьбе за Москву в 1612 году предопределило их значительную роль на Земском соборе 1613 года, когда шли выборы царя. Голос донцов в пользу Михаила Романова имел очень важное значение в избрании его на престол. Более того, именно после Смуты и восстановления монархии обязательства государя-сюзерена в отношении служилого войска Донского были зафиксированы специальными грамотами 1615 и 1618 годов.
Завершилась русская Смута. Не видя возможности для возведения на престол своего ставленника- сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек Ивана, Иван Заруцкий со своими казаками в апреле 1613 года ушел еще дальше на юг и в сентябре прибыл в Астрахань. С ним было всего 200 казаков – донских, терских и яицких. В целом донское казачество его не поддержало, однако и не выступило против него. Стремясь изолировать и как можно быстрее подавить новый очаг выступления, царская администрация обратилась с увещеваниями к вольным казакам, чтобы они к «воровской, злой смуте не приставали».
Терские казаки не поддержали Ивана Заруцкого и его сторонников, ссылаясь на то, что «великому государю нашему многая служба и раденье объявилось и к воровству приставати не хотят». Для разгрома повстанцев в Астрахань направили многочисленный отряд, состоявший из терских ратных людей, служилых горцев и казаков во главе со стрелецким головою Василием Хохловым. После трехнедельной осады города в мае 1614 года Иван Заруцкий был разбит. Потерпев поражение, Иван Заруцкий бежал на Яик, где стрелецкие головы Пальчиков и Онучин заставили яицких казаков выдать Ивана Заруцкого, Марину и ее сына. Атаман был посажен на кол, трехлетний ребенок повешен, а Марина умерла в тюрьме.
Российская администрация щедро наградила вольных терских казаков, выдав им вместе с терскими служилыми людьми жалованье.


Рецензии