Экранов свет голубой под никольской горой часть 29
Они прижились на новом месте.
И вдвоём как говорят, клепали план.
Самая хорошая работа, конечно, была в мастерской. Когда сидишь на одном месте и всё у тебя под рукой, и детали, и приборы, и справочная литература и надёжный товарищ по работе, который в трудный момент мог дать ценный совет. Короче здесь можно было выполнить самый сложный ремонт вплоть до настройки на таком приборе как осциллограф, который появился у них в мастерской. А чем сложнее выполненная работа, тем выше расценки, а это надёжный шаг к выполнению плана. А вот работа на дому или на выезде или в село было совсем другое дело. И из них никому особо не хотелось выполнять эту работу, которая порой давала нулевой результат. Ни выполнение плана тебе, ни заработка. Иной раз получалось так. Отремонтировал телевизор на дому. Бился, бился, как говорят, вышел из дому, пошёл. А тут хозяин выбегает вслед и кричит:
- Опять не работает!
Это был самый неприятный момент.
Порой и мастерской попадался такой сложный ремонт. Казалось всё, нашёл неисправность, проверил. Закрыл аппарат, включил, а он через некоторое время опять выключился. Надо начинать сначала. Но это хорошо в мастерской, поставил на проверку, на прогон, занялся другим аппаратом и за тем наблюдаешь. А на дому как? Время идёт, а толку мало.
И они старались любыми путями, чтобы как можно больше аппаратуры везли в мастерскую.
Но был приказ. Обслуживать клиентов на дому.
И тогда Герка предложил:
- А давай Анатолий Иванович сделаем так, будем работать, как говорят в общий котёл. Потом поделим поровну, ну конечно тебе там за заведование больше. Не пойдёт дело, оставим, как было.
Анатолий Иванович согласился. И теперь они не оставляли без внимания самую невыгодную работу.
В зимнее время, когда люди больше время проводили у телевизоров, они ломались гораздо чаще. Наплыв аппаратуры тогда был уже большой. Приходилось порой засиживаться долго. Часов до десяти вечера.
Первый же месяц дал неплохие результаты. Они выполнили план и сами нормально заработали. И надо сказать дело пошло. Дало как говорят, свои плоды. Но к этому моменту в районном центре и сёлах стали появляться свои доморощенные мастера. «Кулибины», как называл их Герка. Они старались подобрать весь мелкий ремонт. А порой, чтобы не ударить в грязь лицом и любыми путями отремонтировать телевизор или радиоприёмник приводили их в плачевное состояние. Потом даже в мастерской стоило больших трудов их отремонтировать и настроить. И не было уже никакой материальной выгоды. Иногда кто-то хотел под видом мастера заработать недостающие рубли на выпивку. Как-то появляется у них в мастерской мужичок и грозно заявляет:
- Так что делать будем? Заехал ваш мастер, поковырялся, деньги взял, сейчас говорит некогда, ремонт сложный, приеду в другой раз. Ждём, нет, сказал, если что в мастерской меня найдёте. Зовут Анатолием, небольшой такой, рыжий на мотоцикле и фотоаппарат у него ещё был.
Герка конечно сразу узнал этого фототелемастера.
Иногда, некоторые владельцы радиоаппаратуры, останавливая Герку на улице хвалясь, говорили:
- А у меня телевизор вышел из строя, то я его сам открыл, в одном блоке лампы потрогал, потом в другом, закрыл, включил, он заработал.
- Ты только, пожалуйста, во включённом в сеть в него, не лазай, – говорил в этом случае Герка.
- А что будет? – спрашивали его иногда.
- А вот что. Сунешь руки, протянешь ноги. Ты знаешь там есть такое напряжение, которое высоким называется. А оно ох как не любит, кто, выпивши или пьяных, – пояснял Герка.
Другие, порой приходя в радиомастерскую начинали расспрашивать:
- А какая неисправность может быть у телевизора, если нет звука, изображения и вообще экран не светиться? Какую надо лампу или деталь заменить и где её можно купить? Может вы, продадите?
Анатолий Иванович обычно молчал или отвечал очень тихо и тот, кто спрашивал, не расслышав не понимал. Стоял и ждал. Тогда начинал говорить Герка:
- Вам не сюда надо обращаться.
- Как не сюда!? А куда же?
- Вам к Ерошкину или в книжный магазин, – отвечал Герка, пряча улыбку.
- К какому Ерошкину?
- Да что в Большом Кувае живёт. Он у нас всё предсказывает и угадывает очень здорово. А мы здесь просто ремонтируем. А в книжном, можно купите себе книжечку, по ремонту телевизоров. У вас марка-то какая? Рекорд? Вот почитаете, схему изучите. Там про все неисправности и про детали всё хорошо написано. Ну а если уж не получиться тогда к нам привозите.
Буркнув что-то, недовольный разговором, клиент уходил, а через какое-то время возвращался, прихватив с собой для ремонта, свой неисправный агрегат.
Кто-то, сдавая в ремонт телевизор, порой говорил:
- Да у меня тут ерунда. Где-то проводок оборвался. Сынок старший смотрел, только не нашёл где.
- Да хорошо посмотрел, – тихо говорил Анатолий Иванович, приступая к ремонту.
- А у нас там чего-то немного замыкает, – вещал другой клиент.
- А в нашем, что-то как из ружья шарахнуло, – сообщал иной. – Потом дым пошёл, я его из розетки выдернул и одеялом накрыл.
- Это хорошо, – говорил Герка в этом случае.
- Чего уж хорошего, – непонимающе говорил клиент.
- Хорошо, что воды ведро в него не вылили, тогда бы уж конечно всё.
(Автор просит извинить за простое изложение. Всё говорится словами паренька того времени.)
Свидетельство о публикации №223071700548