Стр. 17 Этери Басариа

      
            Этери Федоровна Басария (3 июня 1949, Кутол, Абхазия) - прозаик, член Национального союза писателей Украины. Родилась 3 июня 1949 в селе Кутол (Абхазия) Очамчирского района. В 1972 году окончила МГУ, а в 1973 – Литературный институт. До 1980 года работала в пресс-центре Института кибернетики, в журнале "Кибернетика".
 
            Печаталась как прозаик с 1972 в журнале "Юность". Автор многих сборников рассказов, повестей, романов. Произведения Этери Басария переведены на абхазский, итальянский, немецкий языки. Басария издавала книжки для детей. Член Союза писателей СССР (1979), Национального Союза писателей Украины (1992). Лауреат премии им. В. Короленко (1999).

            Из под пера Этери Басария вышли: Абхазские рассказы (сборник), Фазиль Искандер, Взгляд поверх ворот, выходящих на луг, Щадящий режим, И говорили они до утра, Как мы ходили в зоопарк, С мамой в магазине и другие рассказы и прекрасные детские книги. Этери меня захватила с первого предложения, пишет одна из читательниц, заинтриговала и увела на красную поляну знакомить с Обром, Углуном, Молочным Пиром, Маахырой, Нездешним Чадофусом, Ветрогоном и множеством интересных персонажей.

            Книга многому учит. Например, тому, как дружба помогает в сложных ситуациях, как важна поддержка и что даже самые злые создания с благодаря чудодейственной силе дружбы становятся добрее. Здесь очень много смеха, веселых приключений и необычных созданий.

 Души сияние бессмертно
 Этери Басария – солнце
 Абхазской литературы
 "Как-то пусто сделалось в моем мире без тебя"
 Невыносимо больно.
 Несправедливо.
 Он забрал мою любимую Этери.

            Ее теплота не могла сравниться с лучами самого яркого июльского солнца. Я не знала другого такого светлого, чуткого, тактичного, чувствительного и талантливого человека. Ее рассказы - разговоры со временем, общение с ней - диалоги с мудростью. Я до последнего верила, что Бог даст ей шанс. Она тоже верила в это, несмотря на дикую слабость, на запущенность своей болезни.

            Этери Федоровна очень любила жизнь. Попав в реанимацию две недели назад, она узнала свой диагноз - рак лимфатической системы последней стадии - и обещала бороться до последнего.

            Думаю, если бы кто-то успел задать ей вопрос, прожила ли она счастливую жизнь, она ответила бы: да. Этот человек успел испытать и счастье в личной жизни, и счастье творчества. Этери встретила свою любовь еще в стенах университета и пронесла ее через всю жизнь. Самой дорогой памятью об ушедшем супруге стал сын Этери - Юрий Грузин, который был отрадой матери, и который провел у ее кровати все последние недели, дни, минуты.
 
            Больно вспоминать с каким теплом она говорила о нем. Юрий так же, как и мать, занимается писательской деятельностью, он был самым главным и самым ценным критиком для матери, "лакмусовой бумагой" в ее творчестве.

            Не могу не сказать об ее любви к родной Абхазии. Постоянно интересуясь жизнью своих земляков, задавая вопросы и слушая мои длинные повествования, она мечтательно вздыхала, мысленно переносилась на Родину и неустанно повторяла:"Алиша, как же я тебе завидую"

            Не расставаясь почти ни на день в социальной сети, мы так и не смогли повидаться. То ее планы на Абхазию срывались, то мои пути в Киев настырно меняли свое направление. Не знаю смогу ли я теперь поехать в город, в который она не переставала приглашать меня. Этери Басария обладала удивительным даром - окрашивать в самые теплые тона любимые места, явления, персоналии, наделять людей самыми красочными и добрыми характеристиками и передавать всю эту безграничную любовь миру.

            Киев же навсегда останется для меня городом-предателем, не сумевшим сберечь это яркое солнце. Одно я знаю точно, если я когда-нибудь все же попаду туда, я буду искать в улыбающихся прохожих блеск и сияние ее глаз, слышать повсюду ее звонкий смех, которым она меня бесконечно радовала по телефону. Но ее там не будет. Киев опустеет.

            Иногда бывают моменты, когда, кажется, что весь мир исчез в один миг. Растворился. Ничего не осталось. Рухнули надежда и вера. Но как написала мне в своем последнем письме Этери Федоровна "Будем считать, что наш диалог продолжается". А я не успела  ей ответить, что очень люблю её.


Рецензии