Жизнеописание театрального искусства

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства
© Ксения Мира

Импрессионизм театрального искусства (запечатление жизни сценического искусства)


«О подходах к сохранению живого произведения театрального искусства»

Заметка о традиционном подходе
«Жизнеописание театрального искусства: летопись театра»


Данная заметка - часть проводимого мной исследования, и в ней рассматривается один из известных подходов к сохранению жизни театрального искусства, названный для удобства жизнеописанием и отнесённый к традиционным подходам.

«Создание жизни человеческого духа и отражение этой жизни в художественно-сценической форме» (К.С. Станиславский) - уже начало сохранения живого произведения театрального искусства, и более - сохранение жизни духа в самом живом искусстве.

Понимание возможности сохранения и дления жизни творческой деятельности лежит в области целей воплощения духа, в сущности самой формы жизнедеятельности, её содержании. И философы называют в качестве данной цели (замечу сразу – одновременно сохраняющей и продолжающей жизнь) «смысловую перспективу» [1], то есть содержательное продолжение в форме жизни и развития данных смыслов, идей, продолжения дел. И это устремление, или интенция, и есть движение к воплощению.

Сохранение и формы и содержания живого сценического искусства – задача трудная, но необходимая для выполнения, поскольку смысл самой жизни и деятельности неоценим. Сама ценность творения живого произведения искусства и смыслов, которые можно зафиксировать более через сохранение самого содержания, отличается от запечатления других произведений искусства, в том числе от кинематографа. И здесь необходим особый подход к сохранению данного многообразия «живых» смыслов, которые творятся и во время воплощения и в процессе подготовки.

И для того, чтобы живое искусство сохранять, необходимо для данного живого содержания найти приемлемую форму, но и через сохранение самого содержания также возможно запечатление сценического искусства.

И само сценическое искусство, и его произведение – живые, и суть заключается в том, что это динамика, творческий, созидательный процесс, который буквально на глазах осуществляется, происходит, и потому – живет. Понятие творчества сценического искусства наиболее полно выражает суть самой жизни данного искусства – в деятельности, именно поэтому необходимо развивать запечатление его жизни. И, как все существующее, живое искусство несет в себе информацию, которая и сама является динамическим и созидающим началом. А для сохранения, запечатления информации существует множество способов.

Согласно учению Аристотеля, все люди стремятся к знаниям, и чувствование также является формой получения знаний [2], а знания, которые даёт живое произведение искусства, как один из видов информации, также сохраняются и передаются, и здесь многообразие знаний: о мастерстве, опыте, традициях, сценическом искусстве, о самом произведении, и те знания, которые получает и творец, и созерцатель живого искусства. И это процесс постоянный – жизни и созидаемой информации.

Всего можно выделить несколько направлений по сохранению живого произведения театрального искусства, и одно из них известно и его нужно развивать, для чего развивается и новое направление. И один из традиционных подходов, известных издревле, это жизнеописание.

Многие, говоря о театре, упоминают жизнь – потому что вся человеческая деятельность – часть жизни, и сохранение её содержания во всей полноте – задача науки современной и будущего. Так и идея театрального ансамбля, как пишет Ю. Л. Альшиц, - жить [3]. И как жить – создавая живое произведение искусства, давая жизнь этой творческой деятельности и духу театра и самого сценического искусства. И постижение данной творческой жизни театральной семьи необходимо для сохранения жизни театрального искусства.

В отношении запечатления К.С. Станиславский сам являет пример живого импрессионизма, запоминая все до мельчайшей подробности. И это устремление анализа оправданного логического и последовательного духовного и физического действия в жизненном пути. Память, воспоминание и запоминание действия, отношения, чувства является составной частью запечатления.

Система живой летописи, самого жизнеописания, действенна в рамках той же жизни её же биографа, и потому необходим и следующий этап развития сохранения жизни театрального искусства. Но живая память – уникальна, и её необходимо сохранять «по горячим следам», поскольку она держит в себе знание сути, самого замысла. Например, беседы М. Горького и К.С. Станиславского в ходе подготовки к постановке пьесы «На дне» [4], рассказы писателя о героях и их прототипах, все связанные с постановкой мысли и действия – насколько полно сохраняется то живое произведение театрального искусства, воплощенное в результате данной масштабной творческой деятельности. Подготовка к посещению того «дна жизни», оживление текста с учётом особенностей стиля писателя, вновь многообразие вариантов - всё это и многое другое напрямую связано с подходом к сохранению того творимого перед зрителем живого произведения искусства..

Впечатляясь постановками, преподавая, репетируя, для человека уже начинается запечатление данного живого искусства им самим. К.С. Станиславский мог помнить постановки «не вообще», а в деталях – это живой импрессионизм, хранящийся в памяти. Но переведите работу мысли в текст – и вы можете запечатлеть данную грань жизни, затем ещё и ещё. Можно возразить, что видеозапись справится с данной задачей, но это только механическая фиксация – только формы внешнего выражения, тогда как необходимо запечатление содержания, сути, воплощения духа, и, что ещё более важно, со знанием концепта, – и здесь нужен не только живой анализ, который позволяет соединить в запечатлении внутреннюю и внешнюю формы, но и полнота знаний сферы.

Пример сохранения живого произведения искусства в памяти можно рассмотреть на наблюдениях К.С. Станиславским за работой А.П. Чехова над «Вишнёвым садом» и о тех «таинственных ходах к глубинам произведений». Он пишет о вариантах жизни фантазии, персонажей, которые предлагались драматургом, и которые сохранились в конечной версии. Так мы можем узнать всю полноту замысла, прочувствовать всё средоточение информации внутри и вокруг произведения.

В отношении методов сохранения жизни духа и живого искусства следует обратиться к способам запечатления жизни, её значимых мгновений, что в будущем особенно будет эффективно с помощью тех же информационных технологий. Так, например, изучение трудов Эриха Фромма может создать впечатление, что он ратует только за жизнь в каждом ее мгновении, тогда как на самом деле в этой мысли можно нащупать метод и древний и природный путь запечатления жизнью самой себя в своем же воплощении. Но духу и разуму дано устремление к запечатлению в абсолюте, который бы длил данную жизнь как и мир. И в жизни произведения театрального искусства также необходимо и её сохранение.

Для сохранения именно живого произведения важна полнота информации, и каким образом достигается её охват - рассматривается в исследовании. Традиционный подход жизнеописания, биографии, летописи также даёт возможность охватить живое произведение театрального искусства в его целостности. И для обеспечения полноты сохранения живого произведения театрального искусства разрабатывается концепт, который возможно соединить с данным традиционным подходом. И совокупность всех подходов к сохранению жизни театрального искусства и его живых произведений может быть сравнена с технологией, и это дление жизни, передача традиций жизнеописания творческой деятельности.

2023, Ксения Мира, исследование и разработка подходов к сохранению живого произведения театрального искусства

Литература

[1] Бабушкин, В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). Российская академия наук, кафедра философии. М.: ООО «РРИ», 1995. – 103 с.
[2] Аристотель. Метафизика. / Аристотель; пер. с др.-греч. А. Кубицкого. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. – 416 с. – (Азбука-классика. Non-Fiction).
[3] Альшиц Ю.Л. Театр. L’ensemble. Тренинг. – М.: Издательство ГИТИС, 2021. – 128 с.
[4] Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Ленинград: Academia, 1928. – 715 с.: ил. [65].


Рецензии