О цвете и музыке, воплощаемых в словах, и наоборот

Проекты популяризации знаний
«Исследование интеграции знаний науки и искусства» © Ксения Мира


Исследование информатики слова и мысли
и
О чём говорит музыка и как звучат слова


Заметка из исследования
О цвете и музыке, воплощаемых в словах, и наоборот


        Мелодия слова родного -
        Что музыка нам говорит,
        Привычно прочесть буквы снова,
        Но в песне то слово звучит
        …
        О, звуки небесного вальса,
        Скажите историю вновь.
        И слушал их, восторгался,
        В них чувствуя слово «любовь»…
        (Ксения Мира)


«О чем говорит музыка» - исследование и о восприятии сознанием музыки и творением словом, и о переводе музыки в речь на основе физики звуков.

Исследователи разных направлений называют проявления многих сфер языком, но всё ещё гораздо проще и одновременно глубже: всё это - различные проявления информации, а интерпретировать её как язык может сознание.

Из изначального природного богатства звуков лишь часть вошло в речь, но богатство языка основано на всё том же многообразии мира. В книге о нейробиологии в одной из частей приводится исследование развития речи, и ученые пришли к выводу, что детям и детёнышам животных в самом раннем возрасте доступно больше звуков, чем взрослым, как например, в песне взрослой птицы теряются силлабические структуры, которыми была насыщена песня молодой птицы, и дети произносят больше звуков, чем остается в речи, и эту звуковую часть назвали «wild sounds» [1], первородными и природой богатыми звуками, диапазон которых в естественной среде широк, как и у музыки - это точка пересечения и сходства. И форма языка, языковые единицы, оставляют определенный набор звуков в речи. А поскольку звук сам является физическим явлением, и язык призван описывать суть вещей, потому именно язык и речь неисчерпаемы, и так уравновешивается слово и звук в речи.

О том, как говорит музыка или играют музыку слова – рассмотрим на примере музыки Сергея Аксенова [2] и стихов к ней:
«Я помню, как в саду,
В сиреневом саду
Аллеи уходили сквозь цветы.
А там, на том конце,
Вдали, на том конце,
Вдали, на том конце стояли Вы…». В другом стихотворении – иной ритм, и можно экспериментировать и подобрать как другую мелодию, так и наоборот – другой текст – это тоже примечательная особенность слова и звука:
«Много ждать, увы, напрасно:
От судьбы мне не уйти.
Но тревожат непрестанно
Очи чёрные твои…». Слово соединяется с музыкой также посредством звука – языка, это и роднит звуковые формы, позволяя им сочетаться и нести глубокий и объемный смысл. Попробуйте упражнения с музыкой и текстом отдельно - что рождают эти два начала.

Возможно несколько вариантов трансформации звука в слова: перевод музыки в слова (также как и слова произносятся звуками и звучат мелодией), и описание звуков и музыки словами.

Многие слова у разных народов образованы путем записи звуков. Один и тот же звук может быть записан разными словами. А. Зачиняев в исследованиях былин [3] 1907 года отмечает особенности соединения текста с музыкой в народной поэзии: стопа определялась не количеством слогов, а ритмическими музыкальными величинами, с которыми может соединяться текст с таким же количеством слогов и меньше. В то же время в 1904 году в лекциях Е.В. Барсов [4] отмечает живой характер народной песни – это было «струнное творчество», и слова сливались с музыкой.

Пример описания звуков словом, но более – смыслом – можно найти в произведениях писателей, например, как описан фоновый шум Р.П. Уорреном – «звук уносящихся от Вас пространств, бесконечности, абсолютной пустоты…».

Живописание словом и звучание самого слова обратили внимание в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова, как и буквальная визуализация словами самого хода мысли, как и от какой идеи рождались те или иные действия и новые мысли. И вот, занимаясь одним из исследований, позже я встречаю в тексте подробный анализ того прочувствованного душой и умом. Исследователями было проведено сравнение нескольких произведений, и одним из данных произведений стал роман «Мастер и Маргарита». Исследование показало, что в тексте «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова используемые средства выразительности и литературные приёмы рождают акустические, визуальные, цвето-визуальные, музыкальные ассоциации [5], также и киностетические. И из данных ассоциаций преобладают акустические и цвето-визуальные. И это чувствуется, угадывается сразу при соприкосновении с текстом. «Живопишет» - такое слово раньше само возникло от впечатления от произведений. «Музыка – живопись – литература»  - так характеризуют концепт картины мира Михаила Афанасьевича.

И в целом можно определить направление объективного и субъективного свойства: переложение музыки на слова на основе физики, рождение слов и образов через музыку авторским сознанием и описание музыки словами.

Мелодии рождают целую историю. Например, композиция Джона Уильямса с японским мотивом привела ход мыслей к истории стихотворения «Вишнёвый снег» - тогда я постаралась визуализировать её в мультфильме, разместив на фоне саму мелодию, начитав стихотворение и составив краткую зарисовку. И здесь действуют две силы навстречу друг другу: информатика произведения и сознание человека.

Музыка рождает и слово, и действие, и образы, и ассоциации цвета. Создавая мелодию, автор вкладывает в неё определенный смысл или музыка рождается по вдохновению, но она не просто звучит, она говорит, и язык в своей основе общий – так говорит и тот же цвет, и то же действие, и со словом они понимаются нами сознанием, когда их природу чувствуешь душой.

2023, Ксения Мира, заметки исследования «О чем говорит мелодия и как звучат слова»

Литература

[1] Changeux, Jean-Pierre. Neuronal Man. The Biology of Mind. / translated by dr. Laurence Garey. Oxford University Press. New York – Oxford, 1985. - 348 p.
[2] Аксенов С.В. Перебирая звуки и слова. – М.: Издательство «Перо», 2016. – 94 с.
[3] Зачиняев А. Былины. С.-Петербург, Типо-литогр. «Герольдъ» (Вознесенский просп., 3), 1907. – 70 с.
[4] Слово о полку Игореве. Лекции, читанные московским рабочим Е.В. Барсовым. Москва: Университетская типография, Страстной бульвар, 1904. – 41 с.
[5] Грибова Н.Н. Концептуальное пространство художественного текста в аспекте теории нечётких множеств. Модель эстетического восприятия произведения искусства / Н.Н. Грибова. – Москва: Директ-Медия, 2020. – 152 с.


Рецензии