Эсчевэ...

     Эссе о сладости чужих воспоминаний.

     Чтобы понять, почему читателей в литературных произведениях привлекают горечь или сладость чужих воспоминаний, нужно вспомнить способы создания новых литературных произведений. Таких способов немного.

     Удивительно, что человечество пишет уже не одно тысячелетие. А способов создания нового литературного произведения у него всего четыре: 1) вспоминать, 2) воображать, выдумывать, сочинять, фантазировать, 3) описывать то, что человек видит, слышит и чувствует, и есть мастера описывать запахи и то, что человек осязает и вкушает, 4) переписывать, пересказывать, только своими сосетаниями слов,  чужие устные высказывания и литературные, письменные произведения, тоже чужие.

     Многие люди предвзято, с предубеждением относятся к переписыванию-пересказыванию чужого. Видят в нём слишком мало творческого начала. Хотя встречаются такие пересказчики-переписчики, в пересказах которых остаётся мало чего от оригинального пересказываемого произведения.

      Как только ни называют люди, сравнивающие пересказ произведения с его оригинальным текстом, пересказчика, который серьёзно удалился от оригинала, - и брехуном, и вруном, и выдумщиком, и сочинителем, и фантазёром!

      Много названий не только у слишком расшалившегося пересказчика, но и у автора, который только и делает, что описывает. Того, кто описывает внешний вид и поведение животных, называют анималистом. А есть ещё среди описателей бытописатели, пейзажисты, портретисты, специалисты по созданию натюрмортов.

     Тем же, кому не нравится описывать что-либо словами или у которых описывать нечто словами получается плохо, часто  становятся не словесными сочинителями, а или архитекторами, или графиками-рисовальщиками, или живописцами, или скульпторами.

      И, если взять и отбросить описания и пересказы, то останутся, большинству авторов-сочинителей, только два способа создания новых литературных, словесных произведений: вспоминать и выдумывать.

     Может и так получиться, что вдумавшись в эти два способа создания литературных произведений, - в воспоминания и в выдумывание, можно и  не обнаружить существенных различий между ними.

      Люди часто любят в  чужих воспоминаниях их сладостность. Для многих читателей сладостными являются воспоминания людей прошлого, часто такого, что случилось очень давно, задолго до появления читателя.

     Есть среди читателей и те, кто замечают сладостность в воспоминаниях современников, то есть тех, кто живёт в то же  самое время, что и читатели, являющиеся обыкновенными людьми.

      Человек необыкновенный от обычного человека отличается или широкой своей известностью, или наличием у него возможностей разгадывать какие-то секреты или тайны. У обычного человека, даже у автора литературных произведений, остающегося обычным человеком, может и не быть  допуска к разгадыванию каких-то секретов и раскрытию определённых тайн.

      Те люди, которые в течение своей жизни стали очень известными или были допущенными к разгадыванию каких-то секретов или даже тайн, иногда любят вспоминать. Видя, какими сладостными для читателей являются такие чужие воспоминания, авторы литературных произведений, оставаясь обыкновенными людьми, начинают вспоминать то, что, в действительности, они могут только воображать, выдумывать, сочинять или фантазировать.

    Воображать, выдумывать, сочинять, фантазировать - это, значит, вспоминать то, при чём автор, в действительности, присутствовать не мог.

     Воспоминания автором того, при чём он сам не присутствовал, могут оказаться или исторической фантастикой, или спекулятивной фантастикой, или фантастикой футуристической.

      Историческая фантастика - это результат воспоминаний автора о прошлом, часто очень далёком от автора, о прошлом, в  котором он никак не мог присутствовать из-за подлинного времени своего появления на свет.

      То, что можно назвать спекулятивной фантастикой, является результатом авторских воспоминаний о жизни и деятельности его совоеменников, или очень известных, или тех, кому доступны сведения о каких-то секретах и даже определённых тайнах.

     В литературоведение из философии давно перекочевало такое понятие, как спекуляция, означающая, что автор может делать, в своих литературных произведениях, выводы, заключения о том, действительного опыта  взаимодействия с чем у него совсем нет!

      Автор литературных, словесных произведений может обладать и способностью вспоминать за человека, который ещё и не жил, и не действовал.  Который будет жить в будущем, вполне возможно, что и очень далёком от автора. Результатом воспоминаний автора о будущем является футуристическая фантастика.

     Н.В. Гоголя-Яновского, в полном  сооответствии с положениями нетрадиционного литературоведения, можно назвать выдающимся или даже Великим Мастером спекулятивной фантастики. Есть в России кинематографисты, которые купились на это, и сняли несколько фильмов о том, что Гоголь действительно взаимодействовал, в своей юности, с нечистой силой.

      Даже наше всё, Александр Сергеевич Пушкин, который сам был не столько фантастом, сколько обладателем зоркого внутреннего зрения и  чуткого внутреннего слуха, позволявших ему великолепно описывать не только своё окружение, но и свой внутренний мир, заметил несомненный талант Гоголя к созданию спекулятивной фантастики.

     Михаил Афанасьевич Булгаков создал остающийся сладостным для многих роман "Мастер и Маргарита", во многом благодаря  тому, что обладал талантом ещё и исторического фантаста, а не только способностями к спекулятивной фантастике.

     Сколько бы ни критиковали Жюля Верна за сухость и схематичность его литературного языка, этот человек остаётся выдающимся создателем футуристической фантастики.

     А вот советский фантаст Александр Беляев, в силу артистичности своей натуры, вспоминал о будущем в ярких литературных красках. Произведения А. Беляева, по-видимому по этой причине, остаются сладостными даже для некоторых современных, двадцать первого века, детей и подростков.

    Примеры этих выдающихся авторов прошлого, могут побудить  кого-то из сочинителей двадцать первого века рассматривать свои воображение, выдумку, сочинительство, фантазию как воспоминания о том, чего действительными свидетелями авторы не были.

     Тем, кто хотел бы выдумывать, сладостно вспоминая, можно предложить следующий порядок сочинительских действий:

     1. Выбрать героя своего будущего литературного произведения среди или людей прошлого, или людей будущего, или среди своих известных современников, или среди современников, обладающих, в отличие от автора, как обыкновенного человека, доступом к знаниям, сведениям о каких-то секретах или даже определённых тайнах.

      2. Подобрать таких персонажей, взаимодействия или столкновения героя с которыми обладали бы  необходимой автору горечью  или сладостностью для возможных  читателей его, автора, будущего литературного произведения.

      3. Описать все интересные читательницам и читателям взаимодействия и столкновения избранного автором героя  с другими персонажами произведения и переработать те части создаваемого произведения, в которых слишком много или недостаточно, как горечи, так и сладостности.

      Тем людям, которым все содержание этого эссе о сладостности чужих воспоминаний показалось бредом, не удастся эффективно воспользоваться советами, содержащимися в этом эссе.

      Те же авторы-сочинители, которые видят абсурд вполне достоверным источником литературного, словесного, сочинительского творчества, могут попытаться работать в соответствии со здешними рекомендациями, не отличая свою выдумку от горьких или сладостных воспоминаний о  том, при чём они, как авторы, не присутствовали!..



 

      

      


Рецензии