124. 2 Слияние рек, город Чита

Слияние рек-2. Продолжение темы о прогулке к месту «Слияния двух рек Ингоды и Читинки».

Купаться на той стороне реки Ингоды возле скалы не получится по нескольким причинам.
1. Берег покрылся высоким непроходимым слоем грязи.
2. И зарос не только травой, но и кустами.
3. К всему этому вдоль реки мусорные свалки огромных размеров, вонючие озера протянулись как болота вдоль всего поселка Антипиха.
4. Вновь началось наводнение, которое несет всю эту свалку на дорогу.
5. Лето подошло к концу.
Потому я ограничилась только задачей, сделать фото слияния рек. Чтобы добыть важный кадр, решилась идти кратчайшим путем вдоль реки Читинки по улице Аянской, не побоясь собак. Лето уже прошло, ягоды и грибы отошли, наводнение то поднималось, то спадало. Но меня даже дождь уже не пугал. Как оказалось, в солнечную погоду этот кадр не получится, солнце светит прямо в объектив. Надо выбирать пасмурную погоду.
Я двинулась в путь вдоль реки по набережной от моста 1 мкр-на и дошла до следующего моста. Пробка на дороге, ремонт автомобильного моста на улице Ярославского. Под мостом ходить опасно, с моста бросают обломки бетона и прочий строительный мусор: доски, ведра. Вся река буквально усыпана этими отходами стройки. Удивительно, в реке деревянный «кораблик»-бык руины деревянного моста,  еще уцелел. Но покрылся слоем бетонных обломков.
Кроме этого дорогу вдоль реки перегородили грузовые машины. Они создавали высокую насыпь из камней от наводнения, расстоянием от автомобильного моста ул. им. Ярославского до следующего пешеходного моста ул. Аянской.
Иду через мост. Здесь начинается улица Аянская идет вверх высоко к жд виадуку. Оттуда с вершины горы резкий поворот на право, и круто вниз к реке по улице Аянской.

Я наметила на карте место, откуда можно сделать фото. Это вторая скала от станции, она смотрит прямо на слияние рек. Как на нее забраться, разберусь на месте. Важно пройти мимо собак на ул. Аянской. Может, придется одеть рукавицы и сорвать крапивы, чтобы ею отмахиваться.
Как оказалось, уже дети пошли в школу. И собаки были миролюбивы и детей не трогали. Удалось пройти мимо собак без крапивы. Жилые частные одноэтажные дома закончились, появился пешеходный мост, ведущий к ТЭЦ-2 через реку Читинку. Этот мост был предназначен для обслуживания труб, которое идут от ТЭЦ-2. Трубы проходят посредине улицы, и в одном месте дали течь. Ручей из трубы течет на дорогу. Надо перешагивать через лужу. И в это же время смотреть на дороге машины и собак.
Все три моста находятся на равном расстоянии друг от друга и соединяют район «Остров» (между рек) с центром города очень удобно. Но дальше на пути мостов больше нет.
И на этом месте моста заканчивается асфальтированная дорога, начинается грунтовка и непроходимые лужи. От дороги к реке заросли крапивы. Трава огромных размеров, буквально кусты крапивы свисают на дорогу. С одной стороны дороги - насыпь, и на ней стоит высокий бетонный забор. С другой стороны дороги - река. У реки края высокие, обрывистые, к воде не подойти. Есть редкие тропинки рыбаков, ведущих круто вниз. Вид с берега открывается на скалу и слияние рек необычайно пейзажный. Берег здесь на повороте реки каменистый, встречаются округлые  камни-мегалиты. Но, как и всюду, берег зарастает грязью, бензином и водорослями.

Дорога прямиком ведет к этой самой скале. На следы собак я даже не обращаю внимания, их здесь много. Есть мусорные кучи, наваленные в беспорядке вдоль всей дороги. На жд ведет насыпь отвесная тропинка, и ноги скользят по щебню. Я иду по чьим-то следам как по ступенькам. В горе расселина, на которой есть тропинка вверх. Оттуда хорошо видно панораму этого места. Только теперь я замечаю, почему это место никто не хочет фотографировать. Это вид на очистные сооружения. Что не может попасть в чей-либо кадр.
Но мне важно сделать тот же снимок, и сравнить изменения. Снимок я себе забыла отскриншотить на телефон и иду наобум, примерно. Я намечаю себе точку, и путь к ней.

К сожалению, я забыла проверить батарейки в фотоаппарате, и заряд их исчерпан. Нет дальше пути. Надо поворачивать обратно. Я помню, если батарейка пролежит несколько минут без дела, то она может сделать еще один кадр. В надежде на это я иду дальше. Хотя бы в разведку, посмотреть, проверить правильность выбранной точки. Я заметила одинокую сосну и пошла к ней. Тогда и можно будет повернуть обратно домой, нужно сделать там привал. Я дошла до сосны. Увидела в объектив камеры этот кадр, нажала на кнопку, и... изображение погасло, показывая строчку «батарея разряжена». Да жаль, конечно, я выпила чайку с булочкой, прилегла на траву, посмотрела на вертолет, пролетающий в небе надо мной. И пошла обратно домой ни с чем. Все-таки это место проклятое. Не везет, хоть плачь... И снова грянул гром и молния, и полил дождь.

Конечно, я вернулась на это место позже. И снова пошел дождь, и я не побоялась дождя и сделала-таки этот кадр. Но когда пришла домой, обнаружила, что он не тот, он сделан выше, нужно было спуститься чуть ниже... Переделать кадр заново не получится, потому что наступили морозы, и батарейки придут в негодность от холода сразу и моментально. Жаль. А дорогу вдоль реки уже стали делать дальше до пешеходного моста возле ТЭЦ-2. И почему улица Аянская дальше не асфальтирована? И почему дальше нет моста? Хожу и мучаюсь, и задаю себе один и тот же вопрос с самого детства, когда иду прогуляться к реке. 1970-2023, прошло 53 года. Как оказалось, теперь здесь вонючие озера вдоль реки с той и с другой стороны. К реке подойти невозможно, так теперь здесь наступил рай для птиц. Они в безопасности гнездятся вдоль реки. Появилось много ворон, чаек, даже летает черный баклан.


Есть дорога с этой стороны реки Читинки до «Пеко»: маршрут с ул. им. Ярославского по ул. им. Лазо. Поворот на ул. 1-ю Шубзаводскую, между домами 11 и 3 делает опасный поворот и становится 3-я Шубзаводская. В этом месте между заборами улица настолько узкая, что на ней нет тротуара для пешеходов. Именно в этом месте на повороте очень опасно переходить улицу, особенно перебегать. Это надо делать заранее до поворота. Даже если машина едет всего одна, камер наблюдения нет, и в этом месте машина норовит прижать к забору пешехода, сбить. А у меня в руках фотоаппарат, так что водитель норовит сбить наверняка, чтобы уничтожить и фотоаппарат. Я обычно фотографирую здания, старые постройки, которые под снос.  Но в кадр обязательно лезут наглые машины.
Прохожего здесь увидеть можно редко, только идущего с работы, если это можно так назвать, «идущего». Но такое впечатление, что человек идет с работы, а за ним уже машина наготове гонится, как в итальянском фильме-комедии про Фантоци на пенсии. Именно в этом месте на повороте вижу человека, одетого в оранжевый костюм, как дворник, который убирает улицы, он ставит на дороге красный крест светоотражающей краской. Странная метка, может видна вертолету или его приборам как цель. Удивительно, что ему удалось это сделать прямо посреди дороги.
Что может означать этот крест, мне неизвестно. Может строительство, может пометка для бомбы беспилотнику, может знак дтп. Здесь неподалеку, в пяти метрах отсюда, строят насыпь, которая настолько широка, что меняют русло реки, возможно, будет не только набережной, но и дорогой, улицей 3-й Шубзаводской, что проходит вдоль реки, до пешеходного моста тупик. Теперь на  месте тупика строительство, улица продолжается вдоль реки в обоих направлениях от мостика. Неплохо было бы, чтобы сделали мостик и автомобильным.
На карте улица здесь есть, на деле всю тропинку давно смыло наводнениями и частные деревянные домики стоят на самом краю пропасти.
Домики не дают построить улицу, видимо потому реку буквально отодвигают от домов, прорыв у реки русло поглубже, наращивая насыпь.  Везут и везут грузовые машины камни и песок.
Дорогу строят вдоль реки от кафе «У берега» до складов «Пеко». «Пеко» вообще опасное и сомнительное предприятие.
Места там заброшенные, и их обживают странные дачники, которые строят вдоль реки новенькие двухэтажные коттеджи.
Для этих домов и проводят улицу на набережной. Дальше «Пеко» заброшенные многоэтажные строения от «ТЭЦ-2» до самого слияния рек.
Где реки сливаются, там красивейший пейзаж на скалу, но его портят очистные сооружения, и многочисленные свалки.
На озерах очистных плавают стаи чаек. А фотоаппарат воспринимает место как пляж, он не умеет распознавать запахи.
Грязь из-за щели забора сооружений очистных, протекает прямо на дорогу, образуя вонючие зеленые озера и ручьи, впадающие в реку.
Кроме того, огромная труба с горячей грязной водой пейзажно под большим напором стекает в реку. Эта вода пахнет мылом, баней.
Скала все лысее с каждым годом. На самой скале молодежь раскрашивают валуны, поджигают одинокие сосны: еще живое дерево внизу как срублено костром, уже не может расти.
Засушенные таким образом, сосны лежат здесь, спиленные. Множество гладко спиленных сухих пней.
На «Пеко» есть автомобильная дорога на той стороне реки. Но пешеходный служебный мост в этом месте у складов «Пеко» очень опасный: деревянные узенькие дощечки на лестнице, вот-вот проломятся.
От этого моста до города далековато идти вверх к железнодорожному мосту, за ним есть остановка, неподалеку от церкви декабристов, оттуда уже идет траспорт.
От моста «Пеко» к скале мостов уже нет, вдалеке есть остров, заброшенные руины древнего мегалитного моста, через который пролегал Древний Московский тракт под названием Столбовая дорога. Столбовая дорога проходила только по вершинам гор и состояла из цельного каменного монолита. Некоторые участки дороги проходили по такому же монолитному каменному мосту-виадуку. Можно себе только представить это гигантское сооружение: быки для подобного моста как небоскребы. Все что осталось от быков это руины-острова, холмы и каменные обломки - мусор прошлой цивилизации. Обломки с успехом перемалывают в огромные камни и щебень для нового строительства. Порой камни могут выглядеть невероятно похожими на древние скульптуры.
За островом также нет мостов, есть быки недостроенного железнодорожного моста 1970-х годов, заброшенное строительство, насыпь для этой ветки железной дороги давно стала дорогой для мусоровозов что с той стороны реки, что с этой. Вдоль всей этой насыпи по обеим сторонам  завалено свалкой мусора. У реки сделали запруды прямо на свалке. Подойти к реке не дают эти озера нечистот. И птицы там гнездятся без опасения, появились даже утки, и бакланы.
С мостами здесь туго, хоть плачь. Я затронула тему мостов и дорог. Для наглядности небольшой экскурс в прошлое.
Страшно вспомнить, как мама ходила на работу на ТЭЦ-2. (Опасная работа, до пенсии даже не дожила, она умерла в перестроечное время, когда зарплату перестали выдавать). Она жила За-Ингодой, на конечной остановке, это до ТЭЦ-2 рукой подать, но через реку. А через реку переправы нет. Поэтому, чтобы добраться до ТЭЦ-2, ей нужно было ехать с пересадками на двух автобусах. До «Острова» шел автобус №3 до моста через реку, несколько км пути. На той стороне реки от моста до ТЭЦ-2 шел автобус №5 также несколько км пути.
Автобусы ходили по своему строгому расписанию, которое невозможно было совместить. Пешком пилить  (идти) несколько км до моста, потом от моста обратно, но уже с другой стороны реки туда же.
Мама выбрала для себя альтернативу: ходила по трубам через реку. Две трубы и вперед как канатоходец. Для мамы это не было проблемой, она с детства ходила по краю забора, прыгала с крыши, каталась на лыжах с высокой горы на озеро. Это Святое Елизаветинское лебяжье озеро, где водилась рыба, которое через 30 лет 1970-2000 в наши дни стало горами шлака от ТЭЦ-2 и называется озеро Шлаковое.
Потом сделали перила у труб. Сейчас положение не изменилось, усугубилось тем, что от ТЭЦ-2 до труб убрали лестницу наверх. Да и служебного автобуса не стало.
Помнится ТЭЦ-2 выдали маме квартиру в деревянном бараке, вот это место и есть, вот здесь был барак, и высокая кирпичная колонка с водой, (за водой теперь идти надо очень далеко), колонку и барак этот снесли, теперь здесь свалка, и здесь этот крест нарисован на дороге.
Некоторые бараки еще доживают свой век, буквально рассыпаются, доски висят, на крыше кустарник растет, кирпичные трубы рассыпались, кладовочки для угля и дров стоят как пуговицы, на несколько раз перешитые, неужели за это жилье ТЭЦ-2 до сих пор взимают квартирную оплату? От барака по железной дороге для вагонов с углем несколько км пути до ТЭЦ-2 по ул. им. Лазо. В советское время на работу отвозил служебный автобус. Теперь наверняка для работяг такой роскоши больше нет.
Гляну на прекрасные живописные сооружения, которыми может гордиться наш край как произведением искусства архитектуры – это дороги и мосты на реке Ингоде в пределах черты города Читы. Ничего особенного, просто знаменитая река Ингода в нашем городе, важная достопримечательность города, как она выглядит. Особенно ее коронное место в нашем городе  – чудо природы: Слияние рек Читинки и Ингоды. Не каждый город может похвастать, что стоит прямо в Междуречье как на «Острове», «Остров меж двух рек, наш город Чита». Наверное очень опасно здесь было жить во времена, когда уровень моря был выше. Вся котловина потухшего вулкана, весь этот «Остров» был в воде. То есть место слияния двух рек было озером с песчаным дном. Песчаные дюны, ракушки, морские скелеты рыб-русалок должны были остаться в этой почве. В Москве в почве находят песок с ракушками. А у нас? Никто ничего не ищет, энтузиастов нет копаться в грунте и изучать его особенности.
1. Улица Песчаная упирается в реку Ингоду с одного края, где на реке остров-руины древнего моста Столбовой дороги. Песчаная улица за рекой становится улицей Московский тракт. На той стороне реки вдоль реки проходит улица Промышленная. Нового моста здесь нет, есть бетонные руины старой пристани, возможно, в начале советских годов здесь работал паром переправой, доставлял лес, бревна на улицу Промышленную. Поскольку эта гора была абсолютно лысой, монолитной и каменной. Бетон этот выглядит довольно странно, замешан с камнями и песком разного размера и формы.
Странно, но река Ингода в этом месте делает крутой изгиб и течет в обратном направлении. Петля. Если провести прямую линию, соединяющую петлю, то получится остров. Это место – район «За-Ингода». Если спросить человека, что здесь живет эдак в 1970-х годах: «Где ты живешь? В городе Чите, в центре?», то он ответит с гордостью за свой край: «Нет. Я живу За-Ингодой, это поселок: государственные дачи. Здесь располагаются частные одноэтажные деревянные дома для госслужащих, занимающих важные места. В этом районе плодородные земли, чистые ключи воды, лес, полный трав, ягод, грибов и зверей. Те, кто здесь живут за счет охоты на дичь, рыбалки и добычи ягод-грибов и продуктов с огорода». Теперь это положение изменилось ввиду уничтожения природы по программе большевиков: уничтожение лебяжьего пруда, и все, что в нем находится, рыбы, чистой воды. Уничтожение окрестностей неоднократной свалкой городских отходов. Застройка лесных массивов насыпью, жилыми строениями. Беззаконное уничтожение лесной заповедной зоны: багула, и зверей, без объявления охотничьего сезона.
2. Улица Песчаная с другого конца упирается в озеро Зеркальное, делает поворот вправо и становится улицей Молоковский тракт. За озером Зеркальным как бы в продолжение улицы Песчаной находится река Ингода и снова остров-руины древнего моста Столбовой дороги. Через реку вдоль реки проходит улица Аянская, и железная дорога, недалеко от Плодородной улицы. А вот улицы ведущей от острова от реки там нет, пустырь, который переходит в улицу Плодородную, которая ведет в гору. Гора Батарейная, заросшая соснами (200-летними не более того), и эти сосны редеют с каждым годом, делая каменную монолитную гору как огромную пирамиду-дворец абсолютно лысой.
Сравнить эти два острова в продолжение улицы Песчаной. Сложно себе представить, как люди через реки перебираются как на Промышленной улице, так и в районе ТЭЦ-2. А про Антипиху даже речи нет. Город в том направлении растет, а дорог туда нет, улица Аянская между рекой Ингодой и насыпью железной дороги. Проходит вдоль железной дороги. В дождливую пору  улица превращается в вонючий болотистый ручей.
А ведь Московский тракт (Столбовая каменная дорога) существовал и соединял улицей Песчаной через реку Ингоду на ул. Промышленной, где остров-руины моста; и на ул. Аянской, где остров-руины моста. Как в песне про солдата: Вдоль по дороге Столбовой, куда иду я не знаю, дорога сама приведет меня куда-нибудь. Или как в выражении Карла Маркса: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Это выражение можно прочитать на фасаде дома 73, по ул. им. Анохина, доходный дом Н. М. Труфановой. Выходит вывод, что все горы - это искусственные сооружения прошлой цивилизации, и камни - не природного происхождения, а остатки прежней культуры, представляющие из себя гранит, мрамор из соответствующего застывшего клея… Кто знает, может быть.


Рецензии
Понравилось !!!

Григорий Аванесов   20.07.2023 07:16     Заявить о нарушении