Концерт артистов малых народов в Тальцах

Фото автора. Музей Тальцы. Когда я рассматривал экспозицию музея Тальцы, на импровизированной сцене давали концерт художественной самодеятельности представители малых народов России. Общаясь с посетителями узнал, что по инициативе Путина по стране колесит комфортабельный автобус и самодеятельные коллективы поют, танцуют, пляшут под бубен. То есть - малым народам оказано уважение. А, благодаря этим концертам, россияне узнают о малочисленных народах, которые живут в труднодоступной местности, но они там не просто выживают, а уделяют время национальной культуре. То есть они шьют и носят по праздникам национальные костюмы, поют на национальных языках, танцуют и пляшут в своё удовольствие. Ительмены, проживающие на Камчатке, привезли с собой фотовыставку. К изображениям на некоторых фотографиях у меня возникли вопросы, на которые ответил русский высокий крепыш, живущий в Петропавловске Камчатском. На фото он один из двойняшек в зелёных майках. Он пояснил, что то что на снимке похоже на ряды окученной картошки - это картошка и есть, но она ещё не взошла. А рыба, лежащая ровными полосками между рядами - это корюшка и мойва. Она является удобрением, а при разложении из неё выделяется тепло и сильный запах, отпугивающий евражек (местных сусликов) и прочих желающих откушать посаженных клубней. Чудны дела твои, господи! На Чукотке поля корюшкой удобряют, а я этот деликатес ни разу не пробовал. Но ительменам в России и не такое позволено. Они официально имеют право на вылов китов-полосатиков. Такое в мире не дозволено никому (даже японцам). Но для коренных народов Чукотки это древний промысел. Без китятины они захиреют, как украинцы без сала. И снимок с вытащенным охотниками на берег китом, тоже, есть. Пять ительменов гордо стоят рядом с шестиметровым полосатиком, которого они добыли древним методом - бросив с лодки гарпун. Но русский житель Камчатки, видимо не знает, что действие морских охотников законны, или зрители выставки высказывались в защиту китов - он плутовато комментирует улов, сообщая, что кита выбросило на берег уже мёртвым. То есть ительменам скучно, и они позируют перед жертвами морской стихии, а потом в Интернете хвастаются какие они удальцы. Но они, действительно,  удальцы! Только мы мало чего о них знаем. Вот, к примеру, фотография, где на фоне нескольких пластмассовых 15 литровых ведер, наполненных овальными предметами цвета морской волны, на корточках сидит коренной житель Камчатки, и чего то отмывает щёткой в ванночке. Думаете, что это в вёдрах? Добродушный крепыш - он же гид на фотовыставке, объяснил "тёмным людям" - это яйца кайр. Ительмены, как на личную птицефабрику, добираются по-морю  на скалистые острова вблизи побережья и собирают на скалах яйца с птичьего базара. Делают это они очень не продолжительное время, чтобы кайры успели отложить ещё одну кладку. Тогда - и люди будут сыты, и потомство кайр будет целым. Довольно скоро после кладки вылупляются птенцы и добыча яиц на птичьих базарах прекращается "по техническим причинам". Но зачем мыть яйца? А их и на птицефабриках моют от птичьего помёта. Что, на скалах, облюбованных тысячами птиц, меньше птичьего помёта чем на птицефабрике? Сбор яиц на скалистых островах - это древний промысел народов севера, и не исключено, что они и есть первые профессиональные скалолазы. Ну, что ещё добавить? Сильные впечатления у меня вызвал снимок с пятилетним малышом, присевшим возле таза со свежей оленьей  печенью. Руки, чуть не по-локоть, и лицо мальчишки были в крови. То есть - парень, только что, досыта откушал сырой печёнки, и остался очень доволен, судя по выражению лица. Но это не значит, что ительмены люди-дикари - русские охотники, тоже не гнушаются попробовать сырой оленьей печени, пока она ещё тёплая. Значит - из этого мальца вырастет настоящий охотник, который с детства знает, что нет ничего вкуснее свежанины. Я бы ещё подонимал русского парня, чувствующего себя среди аборигенов Камчатки "как рыба  в воде", но руководитель группы распорядился фотовыставку "сворачивать" в связи со скорым отъездом. Уже "на ходу" я спросил: ""Как собираются вытаскивать из трясины севший "на пузо" вездеход-танкетку?"". И услышал в ответ: "Да, никак! Этих утонувших вездеходов, по Камчатке не один десяток разбросан". На этом мы и расстались - ительмены, тофалары, тувинцы и малые народы крайнего севера покатили по стране заявить о себе, а я вернулся в Иркутск, с автостанции которого выдвигался в музей. Жаль нет прямого автобуса до Тальцов, а маршрутки идут до Большой речки, или до Листвянки и назад возвращаются переполненными. Пришлось стоять полчаса в набитом до отказа микроавтобусе. Но в октябре опять поеду. Хочу посетить зиминскую синагогу после завершения строительства и отделочных работ.


Рецензии