Пушкин Онегин Лицей Овидия Ars Amatoria
Пушкин, описывая портрет Евгения в стихотворном романе о нем – Евгений Онегин - и говоря об образованности героя, упомянул, что одну изученную полностью науку = науку страсти нежной:
VIII.
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд и мука и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.
Эта наука преподается по курсу Эротология, которая берет свое начало с момента творения Эроса в Теогонии Гесиода и далее через Пир Платона, вирши Публия Овидия Назона и труды Гете шагает к Пушкину
Гений Пушкина усилил эту науку и всю эротологию Назона своей индивидуальностью: бесстыдством бешенства желаний
И тут ключевым является не слова бесстыдство или бешенство, а слово желание. Для понимания проблемы отсылаю к главе «Секс и эрос. Хотеть и желать. Диалогичность желания» статьи «Поэтика близости» М. Эпштейна. В рамках ПЖ можно коротко сказать так: хотеть секса = это биология и этология, желать любить – это эротика и ее философия: «Желание человечно только тогда, когда один желает не тело, а Желание другого, когда он хочет «завладеть» Желанием, взятым как Желание…Желание тем и отличается от похоти (полового хотения), что оно не может быть удовлетворено лишь телесно — оно нуждается в воле другого человека, оно говорит с его желаниями или не-желаниями. … Я желаю чужого желания, которое желает быть желанным мною »
***
Значит Онегин по ссылке Пушкина закончил «Лицей Овидия» под вывеской Ars Amatoria, у парадного подъезда которого вывешено приглашение:
Кто из моих земляков не учился любовной науке,
Тот мою книгу про¬чти и, научась, полюби.
Знанье ведет корабли, направляя и весла и парус,
Знанье правит коней, знанью покорен Амур
Наука эротологии по Овидию имела три теоретических курса и два практических :
Овидий. НАУКА ЛЮБВИ (Ars Amatoria)
[Перевод М. Л. Гаспарова]
Книга первая
Книга вторая
Книга третья
А. С. Пушкин познакомился с «Наукой любви» ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, и в дальнейшем это произведение нашло отражение в творчестве (например в поэме «Евгений Онегин») в виде аллюзий. Ю. М. Лотман отмечал в комментариях к «Евгению Онегину»: «Упоминание „Науки любви“ резко снижает характер любовных увлечений Онегина. Это особенно ощущалось в черновых вариантах первой главы с их упоминаниями „б<есст>ыдных наслаждений“: Любви нас не природа учит А первый пакостный роман…. Ссылка на Овидия как создателя „любовной науки“ традиционна в „щёгольском наречии“. А. В. Храповицкий в предисловии к „Любовному лексикону“ писал: „Всякому же известно, что Овидий, гражданин древнего Рима, приметив любовные хитрости, сочинил книгу о любовном искусстве. Итак тогда ещё любовь сделалась наукою“». Википедия
Чаще всего эротологией называют старинные пособия по технике сексуальных отношений: индийская эротология — «Кама-сутра», персидская эротология — «Ветка персика», античная эротология — «Ars Amatoria» Овидия… Иными словами, эротология — «наука страсти нежной, которую воспел Назон» и которой увлекался пушкинский Онегин, пока не пресытился ею. В таком понимании эротология — это не наука о половых взаимоотношениях, а искусство таких отношений как предмет дидактических описаний и практических инструкций. Эпштейн М. Поэтика близости
Онегину практические занятий после окончания курса лицея Назона скоро надоели и он увидел в женщинах лишь хотящих и не нашел его желающих, он не нашел в этом духовности и совсем захандрил. Не подари ему дядя, мухобой и любитель настоек и наливок, своего богатого наследства, мы бы ничего о нем и не узнали
Как и не узнали бы о тонкостях наук философской эротики и медицинской сексологии
Свидетельство о публикации №223071800308