Ангел-Хранитель Санкт-Петербурга

С Ангелом на шпиле Петропавловской крепости я дружу с самого детства.
Мой друг Вовка, который знал всё на свете, всегда был уверен, что Ангел с крестом на шпиле Петропавловки не только охраняет от войны город и страну, но и в каждую семью приносит мир и счастье. Правда, тут есть условие, - семья должна быть настоящая, чтобы все любили друг друга и делали в жизни только добрые дела! Я хотела спросить Вовку, какие дела по-настоящему добрые, но не решилась, так как он начал рассказывать всё, что прочитал об Ангеле.

Ангел укрывал своими крыльями Петербург со времён Петра Первого, когда Петропавловский Собор был ещё деревянным. Потом Собор перестраивали, образ Ангела тоже изменяли.
 
Каменный собор архитектора Доменико Трезини был заложен на месте старой деревянной крепости в День рождения Петра I — 30 мая 1712 года, а освятили его — 29 июня 1733 года. Пётр I увидел свою мечту осуществленной.
Когда в конце 1724 года завершилось возведение 112-метрового золоченого шпиля, на его вершине под крестом парил Ангел.
Многоярусная колокольня храма стала самым высоким зданием в России. По задумке архитектора Ангел должен был стать защитником не только Санкт-Петербурга, но и всей Российской Империи.
Ангел выполнял сразу три роли: декоративно украшал шпиль, вертелся флюгером, выполняя метеорологическую службу, и был Хранителем Санкт-Петербурга.
Били Ангела грозы, срывал шквальный ветер- частый гость  Балтики, так что приходилось частно заниматься реставрацией скульптуры.

В 1829 году в результате шквалистого ветра фигура вновь была повреждена, а крест, на котором она держалась, накренился. Для ремонта требовалось возведение дорогостоящих лесов. Мастер кровельного цеха, крестьянин Пётр Телушкин из Ярославской губернии, отличавшийся огромной физической силой, без применения лесов, с помощью веревок сумел починить флюгер и снова поставить крест и Ангела на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге в октябре — ноябре 1830 г. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловской крепости.

В начале Великой Отечественной войны, чтобы уберечь от обстрелов, шпиль выкрасили маскировочной краской, а Ангела накрыли мешковиной. Но горожане знали, что их Ангел цел, а значит и они выстоят!
Санкт-Петербург - единственная европейская столица, которая никогда не была захвачена противником!

Последняя  реставрация Ангела была проведена в канун празднования 300-летия Санкт-Петербурга  — в 2003 году.
 Обряд освящения совершил настоятель Петропавловского собора игумен (ныне архимандрит) Александр (Федоров).
Ранее, 30 января в позолоченную сферу на вершине сорокаметрового шпиля была заложена капсула с посланием к потомкам и икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Вовка так увлечённо рассказывал, что я  его не прерывала, хоть и не могла всё понять, тем более запомнить с первого раза. И всё же я спросила, откуда Вовка знает, что Ангел и в каждую семью мир и счастье приносит?! Ведь в нашей семье прадед погиб на войне, а дедушка мой, в детстве перенёсший блокаду Ленинграда, умер до моего рождения. И папа мой тоже умер, когда я маленькая была. Какое же это счастье?
Вовка почесал в затылке и сказал, что над этим ему подумать надо!
Больше к этому вопросу мы не возвращались. А мне в голову пришло, что счастье где-то задержалось, - семей-то в России много! Вот я подрасту, стану доктором и вылечу всех людей, чтобы поменьше работы у Ангела было, тогда он и про нас вспомнит!

Сейчас я уже подросла и не жду никаких чудес. Но я твёрдо знаю, что главное счастье каждой семьи - мир на Земле. Мой прадед не пожалел своей жизни, чтобы победить фашизм. А сейчас фашизм снова гуляет по Земле, пришёл он и на Донбасс -
родную сторонку моего прадеда. Со всех концов Великой России отважные воины сейчас защищают Донбасс и обязательно победят!   

А освящённый Ангел-Хранитель на шпиле Петропавловской крепости, который крепко держит в руках крест, служит символом того, что Россия хранима Богом и никогда не будет оставлена Святыми.

 
 
--


Рецензии
Хороший рассказ, спасибо, Алиса.
Не знала, что Ангел на шпиле Петропавловки был задуман как защитник всей Российской Империи, думала ваш, местный)

Светлана Энь   18.07.2023 14:12     Заявить о нарушении