На сельском кладбище

     Я снова на сельском кладбище, где похоронены оба моих деда.

     Нечасто бываю теперь здесь - два раза в году. Прихожу, очищаю от прошлогодней травы, убираю молодую поросль, выгребаю осеннюю листву… Кое-где надо освежить потускневшую краску, починить заборчики. Работы немного, при желании можно за пару часов управиться, но мне спешить некуда.

     Здесь, на кладбище, остро ощущается атмосфера близости к природе, сопричастности к вечному. Кажется, прислушайся чуть внимательней, и сквозь шелест листьев, травы и лёгкого дуновения ветра непременно услышишь неспешные разговоры односельчан, похороненных рядом. О чём? Наверное, они продолжают незавершённые дела и хлопоты по прежней жизни.

     Склоняюсь над могилой одного из дедов. Обычный надгробный камень, стандартные надписи: Егоров Яким Егорович, родился…умер. Его не стало незадолго до моего рождения. По рассказам родителей, был видный мужчина, с окладистой бородой, рослый, косая сажень в плечах.

     В хозяйстве прижимистый, а работал споро. Крестьянин. Но вот его потомкам повезло меньше с физическими достоинствами, на что острый на язык сосед к месту и не к месту поддевал его: «Э-эк, Еким Егорч, однако, жидковатое у тебя племя вышло, не в отца».

     Воевал в Первую мировую войну, был в немецком плену, на вторую, Великую Отечественную, не успел по возрасту.  О периоде жизни между немецким пленом и окончанием Гражданской войны дед особо не распространялся. Сельчане относились к нему с пониманием, в душу не лезли. Времена были смутные, многих тогда туда-сюда жизнь мотала.

     Чуть дальше среди деревьев затаилась могила другого деда.

     Он прямая противоположность первому – жёсткий и прямолинейный, один из первых коммунистов в округе. В Первую мировую войну не успел, но в Великой Отечественной, повоевал. Проявил героизм, был ранен. Приказ командования:
«Награждается медалью «За отвагу» разведчик Прокопьев Алексей Прокопьевич за то, что, участвуя в операциях в феврале 1943 года, с помощью товарищей захватил в плен 2-х немецких офицеров. В операциях 29 марта проявил исключительную смелость и находчивость, организовав погоню за немецким патрулём, лично сам убил одного из фашистов, изъял у него ценные документы».

     В селе деда уважали, обращались исключительно по имени и отчеству.

     Неподалеку, среди зелени дикой земляники, расположилась могилка старшего сына деда по матери. Мы, детвора, звали его Тимак кукки*. Тоже ветеран, артиллерист. Воевал с 1941 года. В 44-ом получил осколочное ранение в глаз, комиссован, имеет медаль «За боевые заслуги», орден Славы III степени.

     Неожиданно прогремел гром. Я очнулся от мыслей. Далеко на западе над горизонтом выстраивались, словно солдаты, грозовые облака. Порывисто подул ветер. Посвежело.

     Год 2022. В мире снова неспокойно. Над страной сгущаются тучи, тревожно пылают зарницы. Да, мы не успели оглянуться, «а сыновья уходят в бой», на фронт. На этом фоне как-то по-другому звучат мелодия и слова песни «Если завтра война».  Мы непомерно беспечно долго жили в мире без большой войны!

     А ветер тем временем всё крепчает и свежеет, раскаты громче, зарницы ярче.

     Тимак кукки* (чув. яз.) – дядя (по материнской линии) Тимофей
     Рис. М. С. Ткаченко. Сельское кладбище. 1887.


Рецензии
Владимир, здравствуйте!
Вот так через поколения история и складывается. Но не проходит полного круга от одного до другого поколения, чтобы не пришла беда в виде войны.

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   02.11.2023 15:40     Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир!
До скорой встречи на сайте.
С уважением,

Влад Алексеев 2   03.02.2024 06:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.