Арфа - самая красивая, поэтичная, загадочная...

   По радио передавали Концерт для арфы с оркестром Клода Дебюсси. Волшебные звуки красивейшего инструмента заполнили квартиру. Я сидела, не в силах двинуться с места, целиком погрузившись в музыку. Как это порой случается: знакомая мелодия, запах, вкус - пробуждают воспоминания, так звуки арфы воскресили в памяти события давно минувших дней...
   Было это в прекрасной столице Грузии, Тбилиси. Мы с Гарри поженились и я переехала в его маленькую, в 10кв.м. квартиру. А в большой трёхкомнатной квартире рядом жила с мужем известная всей республике арфистка с интересной, необычной для Грузии фамилией Эрдели. Ей было не меньше 75 лет, но какая это была женщина!

   Высокая, статная, в длинных в пол платьях, отделанных кружевами, в шляпе с перьями или небольшой шляпке с вуалью.Обращали на себя внимание ухоженные руки с всегда свежим маникюром и аккуратная высокая причёска пышных волос.
   Муж арфистки был олицетворением аристократа во всём: одежда, обувь, манеры, походка и неизменная трость, которую он как - то особенно переставлял перед собой.

   Эрдели была основоположницей исполнительской школы игры на арфе в Грузии и, несмотря на свой почтенный возраст, всё ещё преподавала в Консерватории, давала мастер - классы и возвращалась домой поздно. Ей, конечно, надо было выспаться, чтобы на следующий день снова начать свой "марафон". Однако, ей мешал ... мой муж. Дело в том, что он очень любил петь и знал много песен. Его "репертуар" состоял из мелодичных украинских песен, русских романсов, песен военных лет и арий из опер. И пел он в полный голос. Едва проснувшись, затягивал:"Счастье моё я нашёл в этой встрече с тобой..." или "Клён ты мой опавший, клён заледенелый..." Через минут пять раздавался сук в стену. Это муж арфистки призывал Гарри к порядку.

   Сколько раз я просила его петь немного тише! Но он совершенно серьёзно отвечал, что хорошая песня, хорошо исполненная, не может мешать.
   Однажды я встретила арфистку и, интеллигентно улыбаясь, она мягко сказала:
 - Деточка, ваш муж прекрасно поёт. Но у меня такая работа, что засыпаю я не раньше полуночи. Попросите, пожалуйста, Гарри петь не так громко.
   Я смутилась, а затем - чёрт меня дёрнул! - решилась на смелый, чтобы не сказать - дерзкий, ответ:
 - Это же хорошо, когда мужчна с утра поёт! Значит у него была замечательная ночь, он с настроением будет работать, а вечером с радостью спешить домой!
   Женщина загадочно улыбнулась и произнесла:
 - Ну... ну...

   Через несколько дней в тбилисском Театре Оперы и Балета должны были начаться гастроли  Лусин Амара, солистки нью - йоркской Гранд - Опера. Нам удалось стать обладателями двух билетов на "Аиду". Утром, провожая Гарри на работу, я попросила его веруться немного пораньше, чтобы спокойно поужинать и собраться в театр. Он обещал и действительно пришёл  раньше обычного.
 - Молодец, давай, мой руки, поедИм и соберёмся. Я приготовила твою одежду.
 - Натульчик, я сейчас встретил на лестнице нашу артистку, поздоровался, а она как - то странно улыбнулась в ответ.
   Я засмеялась и передала свой недавний разговор с Эрдели.
 - Ты так и сказала?!
 - Ну сказала. Не надо было, но ...
 - Ты что?! Она же из прошлого века! Она из старинного венгерского дворянского рода!
 - Что ты ей богу! Не волнуйся так. Она - тётка с юмором, всё поняла, как надо.

   Утром следующего дня раздался звонок в дверь. На пороге стояла Эрдели.
 - Ой, доброе утро, проходите!
 - Нет, деточка, я спешу... Вчера я видела, как ваш муж, перепрыгивая через ступени, спешил домой... Будьте счастливы и пусть он поёт!

   Когда я передала этот разговор Гарри, он немного успокоился и сказал:
 - Вот, что значит правильное воспитание ... Знаешь, Натуль, её фамилия произносится с ударением на первый слог - ЭРдели. Кто - то из её родственников и сегодня живёт в Москве, работает в Московской Консерватории и тоже играет на арфе. Мама рассказывала, что специально для неё сочиняли произведения, и не какие - то малоизвестные музыканты, а Кюи, Ипполитов - Иванов.
 - А в Тбилиси она как оказалась?
 - Банально, вышла замуж за студента - грузина, с которым училась в московской Консерватории.
 - Гарри, а ты знаешь, что прекрасно играла на арфе сестра Грибоедова, Мария?
 - Если честно, не знал. Но зато мне известно, что арфистки - долгожители. Есть даже направление в нетрадиционной медицине - арфатерапия. А в Японии в операцишнных включают музыку арфы, которая, как считают врачи, помогает переносить наркоз.
 - Жаль, поздно узнала, - засмеялась я. - А, может, не поздно. Начнём учиться игре на этом инструменте богов?
   


Рецензии
"Пусть он поёт!" - это и кратенькая,но много значащая фабула рассказа.

Ромуальд Наумчик   27.07.2023 11:18     Заявить о нарушении
Да, Гарри пел всегда. В тяжёлые 90-е, мы, чтобы экономить керосин, рано ложились. Спать не хотелось и мы - Вы будете смеяться - устраивали "концерт по заявкам": заказывали друг другу песню. Это было весело и мы пели и смеялись. Часто Гарри меня пытался "усмирить": "Не смейся так громко! Наши соседи и без того, наверное, недоумевают - что нас так радует в создавшихся условиях?"
Как - то Гарри запел с воодушевлением "Ой, мороз, мороз..." Я заметила:"Нет, это я неудачно заказала, без того холодно". Гарри искренне воскликнул:"Тебе холодно?! Обижаешь!" Я тут - же с жаром ответила:"Что ты! Мне жарко! Но, давай, что - нибудь душевное". "Принято, спою душевное... "Ямщик, не гони лошадей" подойдёт? - спросил Гарри. - "Подойдёт, родной". Так и жили, так и выжили. Но человек так создан, - и это замечательно! - что то, что тяжело переживается, вспоминается с теплом и доброй улыбкой.

Магда Кешишева   27.07.2023 11:38   Заявить о нарушении