Чёрный ворон
(размышления о песне)
Народные песни с таким названием известны две и обе замечательные, поются прекрасно и в компаниях, и в одиночку. Я здесь не о той, известной давно, где: – «ты добычи не дождёшься. Чёрный ворон, я не твой». Занимает меня другая песня и её припев - «Чёрный ворон, чёрный ворон, чёрный ворон. Переехал нашу маленькую жизнь». Первая, хотя автор её известен - Николай Фёдорович Верёвкин, унтер-офицер царской армии, всегда считалась народной и казацкой. У второй, теперь много авторов – в основном, певцов, настрочивших под эту песню свои тексты… Сама песня настолько талантлива стихами и музыкой, что основательно испортить её никто не может. Как всякая талантливая песня, она многовариантна, но в любом варианте хранит себя и ту основу музыки и стиха, которую она получила при рождении. И всё же – даже такая песня ранима в зависимости от исполнения и даже от замены одного слова в её основном тексте. Но об этом чуть ниже.
Впервые я услыхал её где-то – в начале восьмидесятых, на одной из вечеринок со своими коллегами по работе. Меня пригласили поучаствовать, я согласился, внёс свой взнос. Небольшая квартирка, где собирались, находилась неподалёку. По всему было видно, что хозяин квартиры когда-то работал в институте. Разумеется, выпили по одной, по второй. Был зимний вечер, в квартире тепло и обстановка тёплая. Поснимали пиджаки, повесили их на спинки стульев и отпустили галстуки. Выпили ещё, закусили как следует – после работы все голодны. Кто-то попросил хозяина поиграть на гитаре. Все, кроме меня, с ним знакомы, собирались здесь не впервые и знали, что просить у него. Хозяин, имени его не помню, принёс гитару, слегка настроил и заиграл. Руки – совсем не музыкальные, пальцы коротки и толстоваты, извлекали удивительную музыку. Просто – хорошую музыку, не песенную, для гитары. Слушали внимательно и с удовольствием. Потом выпили ещё, поговорили о делах наших насущных. Кто-то попросил хозяина:
- «Чёрного ворона», пожалуйста.»» Все поддержали. Поставили на стол стаканы, отложили закуску, притихли…
Хозяин повозился со струнами, слегка перестроил гитару, опробовал и тихо запел. В конце первой строки и музыкальной фразы я понял, что этого «Чёрного ворона» я никогда раньше не слыхал:
Окрести нас мама маленьким кресточком
Как крестят высокие кресты.
Может сыну твоему, а может дочке
Срок натикают казённые часы.
Я не слыхал ещё знаменитого припева, но уже был ошеломлён стихами и музыкой. Когда он начал припев, я окончательно, что называется, ушёл под воду от неожиданных и простых слов песни, от мелодии ничего и никого не напоминающей. И конечно, когда слова и мелодия песни, полностью исполненные, соединились, я был удивлён тем, насколько это талантливо сделано. Припев, не премину воспроизвести, хотя все теперь знают песню и её десятки вариантов:
А ну ка, парень подними повыше ворот!
Подними повыше ворот и держись.
Чёрный ворон, чёрный ворон, чёрный ворон
Переехал нашу маленькую жизнь.
Именно в таком исполнении я впервые услыхал эту песню. Припев хозяин пропел дважды. Ещё два четверостишья были также хороши, как и первое, и после каждого – припев повторялся дважды. На первом припеве многие подпевали, а тут уж почти все и даже я, впервые слушавший песню.
Песня никогда не была дворовой, она не могла быть и тюремной, она, вообще, была опасна для открытого исполнения в любом месте в те времена. Песня с открытым текстом от имени пострадавших, к таким же пострадавшим.
Мне довольно долго не доводилось услышать её вновь. И только во времена перестройки она услышалась. Точно не помню, кажется во времена более позднего Горбачёва. В Домах культуры, в заводских клубах зазвучала авторская песня. Барды исполняли свои песни — это были профессиональные бесплатные или полу-платные, помимо Госконцерта, концерты. Это были первые глотки свежего воздуха. Где-то там, в то ещё, не совсем понятное время – мне опять довелось услыхать «Чёрного ворона». Не помню исполнителей того времени – актёры, кажется, тогда ещё не подключились. Вскоре, песня широко пошла по телевидению и это было её второе рождение. А когда же было первое? Похоже, этого не знает никто. Предполагать можно, если есть факты – кто родитель, точное место и время? Фактов нет, однако сам текст многое о себе говорит…
В те времена песня «Чёрный ворон» была банкой мёда, на которую, как пчёлы или мухи, налетали профессиональные певцы и певицы, актёры кино и театра и даже барды, больше любившие исполнять свои песни. Она была слишком притягательна. Появились новые четверостишья, и только припев оставался неизменным. В этой неизменности иногда менялось только одно слово, и песня, если так можно сказать о песне, меняла свой облик. Об этом необходимо сказать отдельно …
У песни два героя – первый это тот, от имени которого песня поётся. От его имени поётся первое четверостишье: - «Окрести нас мама…» Сам текст этой строфы показывает – песня не дворовая, не тюремная, не воровская и не блатняк. Хотя и есть отсылка к воровским обычаям делать наколки на руках и других местах с крестами и с клятвою – «не забуду мать родную». Обращение к маме – не случайное в воровской среде. В трудную минуту – мама, всегда первая, кого вспоминают!
Припев сразу ставит всё на свои места – песня не для исполнения в тюрьме, она, как я уже сказал, опасная. Опасная потому как – она социальная-политическая. За неё можно было и срок схлопотать. Сама песня наводит на след – откуда она и кто её написал. Стихи песни написаны, несомненно, человеком талантливым и достаточно образованным, во всяком случае, не менее образованным, чем царский офицер, написавший некогда песню «Журавли», гениально исполнявшуюся Петром Лещенко на рёбрах и реже на зарубежных пластинках.
В том варианте, в котором мне довелось впервые услыхать «Чёрного ворона», второго героя вживую нет. Кроме вступления с рассказом об общей беде, есть обращение к некоему герою, но вживую его нет. И сама песня есть – соучастие в судьбе, переживание и мужская поддержка второму герою. Об этом и припев. Я ещё ничего не сказал о музыке, пытаясь избежать этой участи, потому как – не могу судить. Но с трудом представляю, что стихи и музыка возникали отдельно друг от друга. Когда писался авторский стих, в голове автора зазвучали первые аккорды. Если кто-то скажет, что – наоборот, я тоже соглашусь. Автор ещё и музыкально одарён. Это наглядно, талант всегда нагляден. А тут такое единство музыки и стихотворения.
Песня – авторская, и автор хорошо виден и происхождение его понятно. Он из бывших – дворян, офицеров, горожан, из интеллигентного сословия. Скорее всего он из ДВН – детей врагов народа. И говорит не только от своего имени, он говорит от имени, как и он, пострадавших. Надо отдать должное автору - он не плачется в жилетку, он по-мужски переживает свою участь, не отделяя её от участи второго героя и поддерживая его прямым текстом – «подними повыше ворот и держись!». Ветер репрессий силён, хотя бы - «подними ворот!». Непогода стояла на дворе нешуточная! Когда автор говорит: - «переехал нашу маленькую жизнь», он говорит от имени многих, попавших под нож репрессий. От имени целого класса или сословия.
Внезапно, мне так кажется, именно внезапно, в одном из вариантов текста оживает второй герой и произносит свой монолог, где меняется всего лишь одно слово и оно, это слово, меняет всё. Второй герой оживает только в припеве и он
говорит: – «Чёрный ворон, чёрный ворон, чёрный ворон, переехал МОЮ маленькую жизнь». Он говорит: - «МОЮ», а не нашу! Он один, он не принадлежит ни к какой группе людей, он одинок и выкрик его истеричен. Так бывает, когда нет твёрдой опоры под ногами, когда никого нет за спиной и тогда – всё пропало. И тогда мы видим – «маленького человечка», раздавленного жизнью. И тогда, любое участие в твоей судьбе и поддержка мало помогают. Когда второй герой говорит про: - «мою маленькую жизнь…». Это значит - второй герой полностью ожил и он – другой. У него нет такого прошлого, как у первого. Он другой по характеру и, видимо, по происхождению. Их объединяет только судьба – камера, лагерь, лесоповал…
Песня знаменита. В Интернете появились даже авторы песен, например автор песни «Чёрный ворон» певец такой-то. Фамилий называть не буду – я никого не рекламирую. Вариантов и «авторов» тьма - испортить песню оказалось не под силу никакому автору и певцу. Потому как они исполняют песни собственного сочинения на мотив «Чёрного ворона».
К исполнению подключились актёры театра и кино. Одна известная актриса театра и кино исполняла песню спокойно - без эмоции в лице, передавая настроение голосом. Такое исполнение ближе к духу стиха и музыки. Вообще-то, да простят меня женщины, песня всё же мужская – для мужского голоса, но и женщины поют её замечательно. Другой актёр театра и кино исполнял её с надрывом в голосе, с акцентами и известными паузами на отдельных словах и звуках. Так, как поются песни типа «блатняк». Собственно, он и превратил её в «блатняк», добавив к стихам песни чуждый ей текст. Исполняя её на конкурсе в присутствии многих бардов, он изобразил себя человеком с чемоданчиком, то ли идущим в тюрьму, то ли вышедшим из тюрьмы. Героев этой песни в тюрьму брали, как правило, ночью и доставляли известным способом. Присутствовавшие барды, в их числе известные, вальяжно жевали, вслед за исполнителем, слова этого «блатняка». К «Чёрному ворону» это отношения не имело.
Касательно блатной песни - она хороша, как жанр, как песня. К уличному или дворовому исполнителю никто взыскивать не станет, а развесив уши, будет слушать. Во всяком случае, так когда-то было.
Эта песня в своей основе и первозданности хороша под гитару, в сопровождении небольшого оркестра, под аккомпанемент рояля или пианино. Она хороша на сцене и в компании друзей – она всегда хорошо подпевается.
Не знаю, есть ли исследования по поводу времени написания основного текста песни «Чёрный ворон». Мне кажется, песня написана в конце тридцатых годов прошлого столетия, как отклик на репрессии. Интеллигентное название карательного автомобиля «чёрный ворон» подтверждает время и происхождение песни. Уже в послевоенное время, которое я помню, да и раньше, его звали «воронком». Другого имени его не помню. «Воронок» - в народе. А песня – авторская. Только жаль, что автор неизвестен. И всё – и стихи, и музыка написаны на одном дыхании очень талантливым человеком. А мы про него ничего не знаем. Печально, очень печально... А может кто-то знает?
01-04.07.2023г.
Свидетельство о публикации №223071800648