Корневские частушки

15 июля 2023 - На празднике лодки в селе Устье торговали моей книжкой."Корневские частушки".
***
Моя мама Александра Дмитриевна родилась в Корневской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии в 1907 году. Здесь окончила с отличием церковно-приходскую школу. Жила в посёлке Лесозавод, а потом - в Соколе.
Она говорила сочным народным языком, любила читать, слушать радио, знала много частушек, пригоношек.
В представленной книге - 350 частушек, записанных ею, а также бывальщины, интересные фразеологические выражения, небольшой очерк и рассказ, сюжет которого она мне подсказала.
Прожила мама семьдесят пять лет.
Публикую несколько частушек из книги.


ДЕВИЧЬИ

Я люблю, а ты не веришь,
Ты не хочешь меня знать,
Вся душа во мне изныла,
Только совестно сказать.

За измену дорогому
Приколола алый цвет,
Приколола и сказала:
От меня измены нет.

Дроля, аленький цветочек,
Неужели ты не мой,
Неужели ты достанешься
Подруженьке моей.

Перебеечка* поет,
Я не отпеваю,
Только стану отпевать, -
На песнях загоняю.

Я не знала перебейки,
Указал хорошой сам,
Вон идет по переду,
Несправедливая глазам.

Я не знала перебейки –
Перебейка у дверей.
Не особенно красива, –
Много навито кудрей.

Перебейка не форси,
Нету лишние красы,
Только лишняя краса, –
Приплетеная коса.

Я не знала перебейки, –
Перебейка поблизко,
Признаваться к ей не буду,
Признаваться понизко.

Я тогда тебе поверю,
Дроля сероглазенькой,
Когда вырастет на камешке
Цветочек аленькой.

Говорят, что дроля боек,
Я бойкого не боюсь,
Из- за бойкого за смиреным
Никогда не погонюсь.

Пойдем, подружка, в сад зеленый
Слушать песни соловья.
Соловей поет к разлуке,
Не стерпеть, – заплачу я.

Задушевная подруженька,
Я с дролей расстаюсь.
Слезы льют на белу кофточку, –
И то не признаюсь.

Расставалась с дорогим,
Была безо вниманьица,
Руку правую дала,
Сказала «до свиданьица».

Руку правую пожал,
Не скажу, что больно.
У тебя, мой дорогой,
Хитрости довольно.

Ты пляши, пляши, подруженька,
Пляши да песни пой,
Веселись, моя головушка, -
Играет дорогой.

Как бы в эту-то тальяночку
Играл бы дорогой,
Всю бы ноченьку гуляла,
Не пошла бы и домой.

Поиграй повеселее,
Чтобы сердце не ныло,
Все ребята на гулянье,
Дорогого не было.

Говорят, что мне измена,
Только рассмеялася,
Какая может быть измена,-
Я и не влюблялася.


Рецензии
А у нас - на нижегородчине - тоже немало собирателей частушек. Среди них, как правило, также много женщин. Об одной из них пишу в материале "Горицкие частушки", опубликованном на моей страничке.

Татьяна Мелентьева   03.08.2023 11:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.