Еще немного побыть матерью

Про темный переулок Виноградова пошла дурная слава. Там поздним вечером орудовала банда хулиганов. Они поджидали свои жертвы и грабили. И было никак невозможно миновать этот переулок: он соединял между собой улицу Петрова и Верхний Яр.
Попасть на Верхний Яр  можно было еще с другого конца города. Но если человек шел из центра, то путь проходил только через переулок Виноградова. Убийство там произошло всего лишь однажды, но вот воровство происходило регулярно. Никто не хотел обращаться в полицию — муторное это дело связываться со служителями закона. Расследование убийства привело в тупик: труп так и не был никем востребован, свидетелей преступления не нашли.
Убийство произошло в старом заброшенном доме, и вроде бы хулиганы всегда выходили именно оттуда.

Валя Савицкая переехала на улицу Верхний Яр, а работала она ближе к центру, так что путь у девушки был единственный, только через переулок Виноградова. Сердобольная соседка Светлана Васильевна сразу же ей сообщила:
— Через Виноградов поздно не ходи. Банда там озорует.
— А как же ходить? Ведь другого пути из центра вроде нет? — опешила Валентина.
— Есть! Через площадь.
— Вы серьезно? — рассмеялась Валя. — Такой крюк! Вечером после работы хочется быстрее домой, а я буду такого кругаля давать? Это же, наверное, целый час займет?
— Безопасность дороже, — напомнила старушка, — я тебя предупредила, — поджала губы Светлана Васильевна. — Смотри сама, — а помолчав, добавила, — ну хоть в день зарплаты не ходи, и украшения снимай. Эх, — махнула рукой старушка. — Они ведь и телефоны отнимают. У Сергея и то отняли. Он — мужик! Не захотел связываться! И правильно! А ты — хрупкая девушка!
Старушка с восхищением глянула на ладную фигурку молодой соседки.
— Эх, где мои семнадцать лет! — пропела она известные строки.
Валя зарделась и сообщила:
— И я тоскую по своим семнадцати.
— Замуж тебе надо! Вот что! — перевела соседка разговор в другое русло.

Наплевав на предостережения старушки, Валя возвращалась домой только  по переулку Виноградова. Еще бы! Это занимало всего пятнадцать минут. А если идти через площадь, то и все сорок минут уйдут, а то и час. На площади располагалось несколько магазинчиков, и редкая хозяйка могла пропустить бутик с названием «Колбасин & со» и небольшую лавку с вывеской «Сыроделов и Мясников».
На протяжении полугода Валя свободно проходила через переулок, почти всегда на пути ей попадались прохожие, никаких хулиганов она там не видела. Но и время было весенне-летнее — светлое.

И вот как-то в ноябре Валентина задержалась в офисе допоздна. Когда вышла из здания, город уже почти спал: прохожих не было вовсе, да и редко где в домах горели окна.
Валя постояла на крыльце офиса, обдумывая, как бы ей пойти домой. Вспомнились предостережения Васильевны. И такси заказать никак нельзя — с этой части города только пешком, по переулкам, даже если через площадь. Такси можно будет вызвать оттуда, но смысла уже нет: с площади до Валиного дома рукой подать.
Валентина тяжко вздохнула и поплелась длинным путем: страх пересилил.
Под ногами было жуткое крошиво изо льда и грязи. Валя несколько раз порывалась упасть, но вовремя хваталась то за столб, то за дерево. Домой добиралась почти час. Зайдя в квартиру, упала без сил на кровать, и не поужинав и не приняв душ, забылась тяжелыми сном.
На следующий день срочной работы навалилось еще больше, и Валентина вышла из офиса гораздо позже, чем в предыдущий вечер. Девушка глянула в направлении площади, но решительным шагом направилась в переулок.
Озираясь по сторонам, она шла очень быстро. Сердце гулко стучало. Переулок был пустынным и темным. Никогда раньше Валя не замечала, что в Виноградове нет фонарей. Один единственный был уже ближе к Верхнему Яру.
Почти бегом преодолев первые несколько метров переулка, Валя увидела впереди фигуру мужчины в длинном, темном, легком пальто не по сезону. Со спины трудно было определить его возраст. Валентина притормозила. Мужчина шел очень медленно, будто прогуливаясь, Вале не хотелось его обгонять, и она сбавила шаг. Приблизившись к разрушенному дому, мужчина юркнул туда. Сердце Валентины билось о ребра, словно птица попавшая в неволю клетки.
«Это был бандит! — мелькнула мысль у девушки, — хорошо, что я осторожно шла сзади, а он не оглянулся!»

Следующая задержка на работе произошла через месяц, перед Новым годом. Снег валил крупными хлопьями, дул пронзительный колючий ветер. Выйдя из офиса, Валя, съежившись и сморщившись от холодного воздуха, ударившего ей в лицо, с тоской посмотрела в сторону длинного пути и уверенно прошла в Виноградов.
Мужчина, которого она видела в ноябре, вырос из ниоткуда. А может это был не он? Но Валя отметила то же самое удлиненное темное пальто не по сезону и высокий рост. Это был парень, чуть постарше Валентины. От неожиданности она вскрикнула.
Он улыбнулся и будто обрадовался даже, глаза у него были добрые, лучистые.
— Страшно? А все равно идете! Здесь не безопасно.
Ни слова не говоря, трепеща как флаг на ветру, Валя ринулась назад, в сторону офиса.
— Я не из тех! — крикнул мужчина ей вслед. — Не бойтесь! Я вас провожу.
Валя чуть задержалась, вспомнив добрый взгляд мужчины. Обернулась.
— Как я могу вам верить? — спросила она.
Мужчина развел руками:
— Не знаю! Видимо также, как я верю вам! Ведь вы боитесь бандитов? А про них ничего неизвестно. А вдруг это девушки? — пошутил мужчина.
Валя призадумалась. Логично, и в то же время нет. Мужчина не испугается девушку! А если у нее нож? А если она рецидивистка?
Валентина решительно двинулась в сторону мужчины.
— Идемте! Вместе не так страшно!
Мужчина широко улыбнулся:
— Меня зовут Кирилл, — дружелюбно представился он.
— А меня Валентина! — ответила Валя. — Мне кажется, или я вас здесь уже встречала?
— Может быть, я… — мужчина помедлил, словно обдумывая говорить или нет следующее слово, — я живу в переулке.
Валя вспомнила, как в прошлый раз он нырнул в разрушенный дом.
— А где именно? — замирая, спросила она.
— Хотите в гости прийти? — подмигнул мужчина.
И было в его вопросе столько открытости и тепла, что Валя вмиг успокоилась и даже рассмеялась счастливо:
— Почему бы и нет? Приглашайте!
— Сегодня у меня не прибрано! Да и пирожных нет! А такую красивую девушку нужно обязательно встречать в чистоте и с пирожными, — снова подмигнул Кирилл.
Вале стало очень спокойно и светло от слов Кирилла.
«Нет! Он не может быть бандитом!» — твердо решила девушка.

Фонарь даже в самом конце переулка не горел. Кирилл проводил Валю почти до Верхнего Яра. Ей показалось странным, почему он не провожает её до самого дома, и ей очень хотелось пригласить его к себе на чашечку чая, но она сдержалась: не хотелось предстать в глазах Кирилла вертихвосткой.
Но он не спрашивал её номера телефона и не просил о встрече. Это удручало.
— Спасибо, что проводили! — проговорила грустно Валя.
— Мне было приятно! — сказал Кирилл, развернулся и быстро пошел в переулок.
— Кирилл, — крикнула Валя.
Парень мгновенно развернулся.
— Нет, ничего… — передумала Валентина.

На следующий день она не могла дождаться конца рабочего дня. Девушка, не раздумывая, отправилась в Виноградов, но Кирилла не встретила.
Следующим вечером Кирилла тоже не было в переулке.
«Дура! Какая я дура! Какие-то глупые предрассудки прошлого или даже уже позапрошлого века! Понравился парень! Почему не спросила сама номер телефона?»
Но в тот же вечер Валя, войдя в переулок, сразу же увидела удаляющуюся фигуру Кирилла.
Валя окрикнула его радостно и припустила почти бегом, но Кирилл будто растворился, исчез.
Валентина оглянулась по сторонам, но кроме разрушенного дома вблизи ничего не было.
Заходить в это строение она не решилась.
— Кирилл! — еще раз позвала Валя. Ответа не последовало.
Ничего не понимая, девушка отправилась домой.

На следующий день Валя, еле волоча ноги от усталости, ступила в Виноградов переулок и сразу же увидела Кирилла.
— Кирилл! — вскрикнула девушка, — как я рада вас видеть! — усталость девушки как рукой сняло. — Вы меня вчера не видели?
Парень был очень грустным.
— Что случилось? — Валя прервала свое щебетание.
Она почувствовала, что он хочет сообщить ей что-то очень важное, и примолкла.
— Валя! У меня к вам огромная просьба… — Кирилл медлил. Прошу вас съездите к моей маме и отвезите ей письмо. Вот! — парень вынул из кармана сложенный вчетверо листок бумаги.
Валя была в недоумении, вопросы возникли в её голове лавиной, и она по одному вывалила их на Кирилла:
— Почему не позвоните? Почему сами не поедете? А где живет ваша мама? Что случилось?
— Да-да! Все понимаю! Звучит трижды глупо. Но я очень вас прошу, Валя! Мне некого больше попросить! — Кирилл смотрел на Валю, и в его глазах было столько горя, боли и отчаяния.
— Хорошо, — прошептала Валя, — я съезжу.
— У мамы нет телефона. Она живет, — и Кирилл назвал маленький поселок в ста километрах от города. — Я должен был вернуться в поселок еще три недели назад. Но… Валя, я не смог, дела меня задержали, и до сих пор не могу! Валечка, пожалуйста, съезди! — Кирилл перешел на ты, в его голосе слышалось отчаяние.
— Кирилл, успокойся, пожалуйста! Я же уже согласилась. Завтра суббота, я съезжу!
— Спасибо, Валя! — Кирилл взял девушку за руку, но она не почувствовала его прикосновения, хотя отчетливо видела, что он держит её ладонь.
— У меня руки так замёрзли, я ничего не чувствую! — проговорила Валя.
Кирилл быстро отпустил её руку.

На следующий же день Валя поехала в поселок. Там она быстро нашла дом, где жил Кирилл.
Навстречу ей вышла невысокая симпатичная женщина лет пятидесяти и тревожно спросила:
— Вы кто? Что с Кириллом?
— Здравствуйте. Я — Валентина. С Кириллом все нормально, он вам письмо написал.
Валентина достала листок из сумочки и протянула матери Кирилла.
Та схватила его жадно, развернула и начала читать. На её лице появилось счастливое успокоение:
— Спасибо вам, Валентина. Я ведь уже и не знала, что думать, а теперь все ясно. Ну пойдемте в дом, отдохнете с дороги, путь не близкий проделали.

На следующий день Кирилл поджидал Валю в Виноградове.
— Ну как там мама? — в нетерпении спросил он.
— Кирилл, я тебе никто! Не мне тебя воспитывать. Но почему ты столько времени держал мать в неведении? Почему не съездил? Или не попросил кого-то раньше? Как меня…
— Валя, я тебе так благодарен… я не могу тебе объяснить. Валя…понимаешь… эх… Валя… Прошу тебя! Давай потом как-нибудь, а?

Валентина видела, что Кирилл находится в жутком смятении, ему было трудно говорить, он заикался, путался, смущался, и Валентина решила ничего не выяснять. Да какая ей в сущности разница: почему и зачем? Ей нравился этот мужчина, и ей хотелось завести с ним отношения, а остальное было не важно.

Кирилл снова проводил её почти до конца переулка. Почти, потому что он вдруг резко остановился и сказал:
— Прости, дальше я не могу идти.
Валентина надеялась на первый поцелуй, но этого не случилось.
Кирилл оставался для нее таинственный незнакомцем. Многое ей было непонятно, да практически все. Но это будоражило её еще больше, и еще сильнее хотелось быть с ним.

На следующий день молодые люди снова встретились. Вале хотелось задать Кириллу много вопросов, но она интуитивно чувствовала, что не получит на них ответы.
Кто он? Что его задержало в городе? Где живет? Чем занимается? Почему не поехал к матери сам? Почему не попросил кого-то из близких людей, а доверился посторонней девушке? Почему никуда её не приглашает, провожает только до конца переулка? Будет ли развитие отношений?

Но конечно же она ничего этого не стала спрашивать. Валя решила отложить все вопросы до лучших времен.
В определенном, уже привычном месте молодые люди стали прощаться. Кирилл без лишних слов, как впрочем и всегда, простился и пошел снова в глубь переулка.
Валя слегка замешкалась около фонаря, и именно в этот момент из темноты вышли три парня. Валя сразу догадалась: вот это и есть бандиты!
— А ну-ка красотка! Расчехляйся! Ну! Быстро! — прикрикнул один из них на Валю, и в его руках откуда ни возьмись появился нож. 
— Кирилл! — пронзительно заорала Валентина.
Кирилл оказался около бандитов почти мгновенно, он выбил нож из рук подонка, тот ринулся за отлетевшим ножом. Один из бандитов крикнул:
— Вислоухий, ты че ножами швыряешься?
— Не кидал я его! Он сам выскочил.
Валентина кинулась в объятия Кирилла.
Он обнял её, но как и в прошлый раз она не почувствовала его прикосновений.
— Беги, Валя! Я попробую их задержать.
Валя кинулась к своей улице, но оглянулась еще раз, чтобы убедиться, что с Кириллом все будет в порядке.
Кирилл стоял чуть вдалеке от фонаря, и его фигура не отбрасывала тень.

Валя бежала домой, сердце снова колотилось как птица в клетке и готово было выскочить из груди.
«Я не чувствовала его руку, я не ощущала его объятий! Бандиты не видели Кирилла, но я вижу его! У него нет тени! Что происходит? Кто он?»
Валя понимала, что её прежние вопросы к Кириллу были просто из любопытства. Теперь же её мучали вопросы, происхождение которых вызвал жуткий страх.
Теперь, выходя из офиса, она неслась на бешеной скорости в противоположную сторону от переулка.
Так прошел почти месяц. И вот как-то Валя снова вышла очень поздно, задержалась с отчетами. Бросив взгляд в сторону переулка, она быстро пошла в направлении площади. В этот момент прямо перед ней возник Кирилл.
Валя осела, но быстро взяв себя в руки, ринулась от него.
— Валя, подожди! Я все объясню, —  Кирилл старался не выходить из темноты.
— Не нужно! Нет! Я ничего не хочу слышать и ничего не хочу знать! Молчи! — Валя заплакала, она хотела убежать, но какая-то сила удерживала её.
— Я умоляю тебя! Пойдем в переулок, я не могу оставаться здесь надолго. Мне пришлось сильно постараться, чтобы выйти оттуда. Ты не приходила!
— Кто ты? — заливаясь слезами, крикнула Валя.
— Да, именно это я и хочу тебе рассказать. Только пойдем в Виноградов, я тебя умоляю.
Валя, не чуя под собой ног, направилась к переулку вслед за Кириллом.
Зайдя в Виноградов, он шумно вздохнул, или Вале так показалось.
— Говори! — потребовала Валя, — или я уйду!
— Валя, примерно три месяца назад я уехал из дома к друзьям в Подольск. Никита уговорил меня приехать в ваш город к его девушке. Мы провели тут весь день, и вечером должны были возвращаться в Подольск. Я захотел купить сувениры, которые продаются только рядом со сквером. Заблудился, попал в Виноградов переулок, а там три бандита… Валя…мое тело до сих пор лежит… в трупохранилище… Там какая-то неразбериха в прокуратуре, нет санкции на захоронение, — выпалил Кирилл.
Валентина хотела вскрикнуть, но закрыла рот руками. Она стала кричать внутри себя.
«Господи! Что происходит? Этого не может быть! Нет! Нет!»
— Валя, поэтому ты не чувствуешь моих прикосновений, моих объятий, у меня нет тени! Валя, меня нет… понимаешь? Меня никто не видит, — быстро-быстро продолжал Кирилл. — Ты помнишь нашу первую встречу? Когда ты вскрикнула, я понял, что ты меня видишь! Меня никто не видит, Валя! Это мой шанс! Ты мой шанс, Валя! Прошу тебя, помоги мне! Друзья не знают, из какого я поселка. Они не могут ничего сообщить моей маме. Никита меня даже не искал. Он просто уехал и всё, не дождавшись меня в ту ночь на вокзале.
— Но письмо! Оно было настоящее! — вскрикнула Валя.
— Конечно! Я не знаю, почему, но я могу писать. Это была такая радость для меня! Мама… Бедная моя мама! Она до сих пор меня ждёт. Валя! Сходи, пожалуйста, в морг! Сообщи мои данные. Мама должна знать правду. Валя, у нее больше никого нет!
Валя вспомнила ту бедную женщину, как она обрадовалась письму. Валя видела счастье на её лице! Она гладила листок бумаги, словно это была щека её пропавшего сына.
Валя замотала головой:
— Нет, я не смогу! Не проси. Нет! Нет! — крикнула она.
Девушка сделала несколько шагов назад, а потом развернулась и убежала. Она бежала и мечтала поскорее проснуться.
«Это сон! Это всего лишь дурной сон, и я сейчас проснусь!»
Но пробуждение не наступило, потому что Валя не спала. Увы.

Прошло несколько дней. Валя снова приехала в поселок. Мать вышла ей навстречу. Валя едва узнала её. Женщина сгорбилась, постарела.
— Я знала, что ты приедешь снова… — тихо поговорила она. — Не думала, что так долго…Давай поедем в город завтра? Позволь мне еще немного побыть матерью…


Рецензии