Осип Мандельштам СССР поЭтика. 3ф-часть

     Поэтика Мандельштама
   и периодизация творчества.
Леонид Гинзбург* в книге «О лирике» предложила
  различать три периода творчества поэта.
    Эту точку зрения разделяет большинство
мандельштамоведов,- в частности, М.Л. Гаспаров:
1. Период «Камня» — сочетание «суровости Тютчева»
      с «ребячеством Верлена».
«Суровость Тютчева» — это серьёзность и глубина
 поэтических тем; «ребячество Верлена» —
это лёгкость и непосредственность их подачи.
Слово — это камень. Поэт — архитектор, строитель.
2.
 Период «Тристий», до конца 1920-х годов —
поэтика ассоциаций. Слово — это плоть, душа,
оно свободно выбирает своё предметное значение.
        Другой лик этой поэтики —
  фрагментарность и парадоксальность.
     уУУххххххххххххххххххуУу
     Мандельштам писал позже:
   «Любое слово является пучком,
смысл из него торчит в разные стороны,
а не устремляется в одну официальную точку».
Иногда по ходу написания стихотворения поэт
  радикально менял исходную концепцию,
иногда попросту отбрасывал начальные строфы,
   служащие ключом к содержанию,
так что окончательный текст оказывался сложной
для восприятия конструкцией. Такой способ письма,
     выпускающий объяснения и преамбулы,
был связан с самим процессом создания стихотворения,
содержание и окончательная форма которого не были
автору «предзаданы». (См., например, попытку
 реконструкции написания «Грифельной оды»
       у М. Л. Гаспарова.)
3.
  Период 1930-х годов XX века
  — культ творческого порыва
 и культ метафорического шифра.
    «Я один пишу с голоса», —
  говорил о себе Мандельштам.
 Сначала к нему «приходил» метр
в «движение губ», проборматыванье
и уже из общего метрического корня
вырастали «двойчатками», «тройчатками» стихи.
Так создавались зрелым Мандельштамом
       многие стихотворения.
Замечательный пример этой манеры письма:
    его амфибрахии ноября 1933 года
    «Квартира тиха, как бумага»,
«У нашей святой молодёжи», «Татары, узбеки и ненцы»,
«Люблю появление ткани», «О бабочка, о мусульманка»,
«Когда, уничтожив набросок», «И клёна зубчатая лапа»,
  «Скажи мне, чертёжник пустыни»,
  «В игольчатых чумных бокалах»,
   «И я выхожу из пространства».

Н. Струве предлагает выделить не три,
        а шесть периодов:
1. Запоздалый символист: 1908—1911
2. Воинствующий акмеист: 1912—1915
3. Акмеист глубинный: 1916—1921
   4. На распутье: 1922—1925
5. На возврате дыхания: 1930—1934
6. Воронежские тетради: 1935—1937

  Эволюция метрики Мандельштама
М. Л. Гаспаров описывал эволюцию метрики
    поэта следующим образом:
    1908—1911 — годы ученья,
стихи в традициях верленовских «песен без слов».
В метрике преобладают ямбы 60 % всех строк,
четырёхстопный ямб преобладает. Хореев — около 20 %.
    1912—1915 — Петербург, акмеизм,
«вещественные» стихи, работа над «Камнем».
  Максимум ямбичности 70% всех строк,
однако господствующее положение 4-стопный ямб
       делит с 5- и 6-стопным ямбом.
 1916—1920 — революция и гражданская война,
   выработка индивидуальной манеры.
Ямбы слегка уступают до 60%, хореи возрастают до 20 %.
    1921—1925 — переходный период.
Ямб отступает ещё на шаг 50%, заметными становятся
разностопные и вольные ямба, освобождая место
   экспериментальным размерам: логаэду,
  акцентному стиху, свободному стиху 20 %.
 1926—1929 — пауза в поэтическом творчестве.
1930—1934 — интерес к экспериментальным размерам
  сохраняется (дольник, тактовик, пятисложник,
свободный стих в 25%, но вспыхивает бурное
увлечение трёхсложниками 40%, ямба ; 30%.
    1935—1937 — некоторое восстановление
метрического равновесия. Ямбы вновь возрастают
до 50%, экспериментальные размеры спадают на нет,
но уровень трёхсложников остаётся повышенным: 20%.


Рецензии