Варёную или жареную?

Пьеса «Страсти по дивану»... Моя новая актёрская работа. Необычный опыт. Постановка на базе библиотеки Некрасова. Это тот случай, когда про репетиции можно сказать больше, чем про само выступление. Потому что мы долго создавали спектакль таким, каким он получился.
Пьеса Майи Тульчинской говорит о взаимоотношениях матерей и дочерей. Казалось бы, классическая тема. Как показать её так, чтобы не стало скучно и чтобы хотелось разгадывать загадки пьесы? Актёрам предложили задачу изобразить совершенно обычную квартиру, где живут совершенно обычные героини. И вот тут открылось поле для дискуссий! У каждого имелись свой опыт и своё видение, каким должен быть обычный и естественный образ квартиры и её хозяек. Есть такой конфликт, тоже классический: «Может быть, то, что для кого-то странно, для меня естественно, я это делаю всегда». Поэтому актрисы обменялись историями о том, кто как живёт в квартире и чем занимается. Не обошлось без обсуждения модных тенденций. Мы выбирали костюмы для постановки, и все обменивались впечатлениями: «Дамы такого возраста носят такое и не носят такое, а десять, пятнадцать лет назад носили такое... » Мне, как историку моды, это важно.
В целом нам досталась интересная пьеса вот в каком плане. В реальном тексте показаны четыре поколения женщин в одной семье. Иногда называется их возраст, позже все героини становятся старше. Привязку к историческому времени можно проследить, но время не всегда прописано точно. Наши актрисы иногда путали, происходит ли действие прямо сейчас или в других временных рамках. О чём я и написала, классическая тема.
Ещё характеры героинь тоже не всегда прописаны точно. Вернее, родители и дети показаны в конфликте, иногда встречаются указания, почему это случилось и как это воспринимают героини. Но остаётся большое поле для фантазии. Наши актрисы разделились на три пары матерей и дочерей. Первая пара играла каждодневный конфликт из-за бытовых ситуаций. Во второй паре дочь выражала протест против образа жизни матери. В третьей паре дочь стала мягче смотреть на опыт матери, который не всегда понимала. Каждая актриса раскрасила свою роль яркими красками, подарила героине свои характерные черты.
Какой получилась моя героиня? Вообще, я повторюсь, характеры всех героинь здесь раскрывались в бытовых ситуациях. Моей героине задавала вопрос её мать: «Тебе какую картошку, жареную или варёную? Варёную или жареную?» С этого начинался драматический конфликт. В контексте этой пьесы вопрос «Варёную или жареную» звучал так же трагически, как «Быть или не быть?» Но моя героиня говорила не только о бытовых вещах. Мне удалось примерить на себя ещё и роль Золушки Шварца и Нины Заречной Чехова. Кто-нибудь может похвастаться тем, что сыграл в одном спектакле три роли сразу? А мне повезло! И я делала это, производя красивые движения с яркой щёткой для пыли. Просто танцевальный номер! А ещё мы с моей партнёршей теперь знаем, под каким углом должны выпасть яблоки из сумки, чтобы они именно выпали, но не укатились в первые ряды! Но, если даже они укатятся, мы знаем, что мы сумеем вовремя их поймать.
Большое спасибо режиссёру Алёне Леонтьевой, талантливому и при этом терпеливому человеку. Актрисы собрались такие же, как и героини, каждая со своим характером и взглядом на происходящее. Режиссер собирал нас в гармоничный союз, выслушивал наши претензии и приводил нас к консенсусу. Когда я работаю над ролью, я уж точно начинаю вести себя как гламурная звезда.
Наверное, сейчас вы спросите: «А почему "Страсти по дивану"»? Я уже и так слишком много написала. Для того, чтобы узнать, при чём тут диван, нужно посмотреть спектакль. Можно только дать подсказку, что с диваном связана интрига сюжета. Это говорящая деталь. Точнее, это уже полноценный персонаж пьесы. Героини вступают в спор с диваном, но при этом поверяют ему свои тайны. Диван становится их собеседником, другом и членом семьи.
Ещё эту пьесу можно посмотреть хотя бы для того, чтобы узнать, что же ответила моя героиня на вопрос: «Варёную или жареную?» Надеюсь, что я заинтриговала. Смотрите спектакль «Страсти по дивану», и вы узнаете ответ на самый драматичный вопрос пьесы!


Рецензии