Осип Мандельштам СССР музыка. 4ф-часть

       Если поэта Осю-М*, ОМ*,
Осипа Мандельштама знают как поэта,
    то пора ознакомить читателей
  с музыкальными особенностями ОМ*.
Поэтов из МУЗЫКАльного детства хватает,-
   достаточно Бориса Пастернака !
 Музыка и поэзия привели Осю в Париж
    в университет Сорбону
с друзьями поэтами-музыкантами из России.
Одна дружба Оси с Гумилёвым чего стОит !!
 
  В детстве, по настоянию матери,
    Мандельштам учился музыке.
Глазами рождавшегося в нём поэта
высокой книжной культуры,- ОМ* даже в строчках
   нотной записи видел поэтизированные
  зрительные образы и вписал об этом
      в «Египетской марке»:
  «Нотное письмо ласкает глаз не меньше,
чем сама музыка слух. Черныши фортепианной гаммы,
    как фонарщики, лезут вверх и вниз…
  Миражные города нотных знаков стоят,
   как скворешники, в кипящей смоле…»

В его восприятии ожили «концертные спуски
шопеновских мазурок» и «парки с куртинами Моцарта»,
     «нотный виноградник Шуберта»
и «низкорослый кустарник бетховенских сонат»,
«черепахи» Генделя и «воинственные страницы Баха»,
      а музыканты скрипичного оркестра,
  словно мифические дриады, перепутались
     «ветвями, корнями и смычками».

 Музыкальность Мандельштама и его глубокая
соприкосновенность с музыкальной культурой
       отмечались современниками.
«В музыке Осип был дома» — написала Анна Ахматова
в «Листках из дневника». Даже когда он спал,
 казалось, «что каждая жилка в нём слушала
 и слышала какую-то божественную музыку».

 Близко знавший поэта композитор Артур Лурье
писал, что «живая музыка была для него необходимостью.
 Стихия музыки питала его поэтическое сознание».

    И. Одоевцева цитировала слова Мандельштама:
«Я с детства полюбил Чайковского, на всю жизнь полюбил,
до болезненного исступления… Я с тех пор почувствовал
себя навсегда связанным с музыкой, без всякого права
  на эту связь…», а сам он писал в «Шуме времени»:
«Не помню, как воспиталось во мне это благоговенье
      к симфоническому оркестру, но думаю,
         что я верно понял Чайковского,
угадав в нём особенное концертное чувство».

Мандельштам воспринимал искусство поэзии
  родственным музыке и был уверен,
что в своём творческом самовыражении истинным
  композиторам и поэтам всегда по дороге,
 «которой мучимся, как музыкой и словом.

Музыку настоящих стихов он слышал и воспроизводил
при чтении собственной интонацией вне зависимости
         от того, кто их написал.
М. Волошин ощутил в поэте это музыкальное очарование:
«Мандельштам не хочет разговаривать стихом, —
 это прирождённый певец… Голос Мандельштама
 необыкновенно звучен и богат оттенками…»

Э.Г. Герштейн рассказывала о чтении Мандельштамом
последней строфы стихотворения «Лето» Б. Пастернака:
«Как жаль, что невозможно сделать нотную запись,
чтобы передать звучанье третьей строки,
эту раскатывающуюся волну первых двух слов
(„и арфой шумит“), вливающуюся,
     как растущий звук органа,
   в слова „ураган аравийский“…
  У него вообще был свой мотив.
Однажды у нас на Щипке как будто какой-то ветер
   поднял его с места и занёс к роялю,
он заиграл знакомую мне с детства сонатину
Моцарта или Клементи с точно такой же нервной,
       летящей вверх интонацией…
Как он этого достигал в музыке, я не понимаю,
потому что ритм не нарушался ни в одном такте…»
            Осип впечАтывал:
«Музыка — содержит в себе атомы нашего бытия»,
   и является «первоосновой жизни».
В своей статье «Утро акмеизма» Мандельштам писал:
«Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос,
такая же прекрасная форма, как музыка для символистов».
Скорый разрыв с символизмом и переход к акмеистам
слышался в призыве — «…и слово в музыку вернись»
          («Silentium», 1910).
По мнению Г. С. Померанца «пространство Мандельштама…
     подобно пространству чистой музыки.
Поэтому вчитываться в Мандельштама без понимания
этого квазимузыкального пространства бесполезно»: 
Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит,
Но видит бог, есть музыка над нами…
…И мнится мне: весь в музыке и пене,
Железный мир так нищенски дрожит…
…Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит!
   «Концерт на вокзале» 1921


Рецензии