Квадрига аполлона на тверской улице

      
      Телефонный  звонок  от бывших коллег, учеников, “  “друзей”   был  очень редким,  давно угасшим облаком воспоминаний ,  уже почти невидимым  на экране прошлой жизни.  Как впрочем и вопросы и ответы  собеседников.  Да и из родственников осталась  двоюродная сестра, которая давно уехала в Вену к дочери, затихла и связь по скайпу.
  Обычный городской  телефон  зарылся где-то в беспорядке письменного  стола, но МГТС получала  ежемесячную оплату за  пользование, как и радиоточка.  В одно и тоже время утром и вечером звонили  с предложениями квартир в Москве и Подмосковье,  супер услуги банков и медицинское обследование бесплатное “только для  Вас!”. Вот поэтому   она  и закрыла рот старому телефону, но новый телефон, всегда жившей при хозяйке  не далеко от Кремля, предлагал  те  же услуги:   квартиры в центре и в ближнем Подмосковье  и т.д. по списку.  Голоса были с мягким  малорусским  “ гэ”, кавказским колоритом и   не московскими  мелодиями.
          Вера Павловна вышла из подъезда и, как обычно посмотрела на памятник Юрию Долгорукому,  младшему сыну Владимира Мономаха.Он построил на Руси  много укрепленных городов и угадал  место на Боровицком холме для  Москвы,  где  пересекались сухопутные  дороги  и водные пути  Москвы реки нескольких княжеств: Суздальского, Смоленского, Рязанского, Северского и Новгородского.  По вытянутой руке князя прохаживались два голубя, обсуждая   предстоящий  день и недельные события Тверской улицы.  Позади памятника,  почти у копыт  лошади под  ее  хвостом , затаилось  серое офисное здание с барельефами   отцов революции,это был Институт марксизма–ленинизма. .  Летнее  утро субботы   отдыхало от вечной  звуковой какофонии  и  запахов  рабочей  недели.  Недавно проехали поливальные  машины, асфальт   превратился в зеркало , на котором играли  зайчики    солнечных  лучей.   Воздух был насыщен ароматами свежескошенной  травы  и  запахами кавказской  кухни ресторана “ Арагви”.Вера Павловна присела на скамейку  и стала любоваться красотой  роскошного особняка в классическом стиле   дело рук неизвестного мастера.  После пожара,   «Новостройку» в центре Москвы строили для графа Захара Чернышева, получившего к тому времени должность генерал-губернатора. Архитектура усадьбы привлекает немыслимыми чертами и формами, не укладывается в голове, как инженеру удалось в одном фасаде сочетать несочетаемое: колонный портик из античной храмовой архитектуры, гуляющие по вертикали окна с разнообразными наличниками, балкон с театральным балдахином в итальянском стиле и громоздкую входную группу.В 1790 году  власти назначили Матвея Казакова на должность главного инженера проекта по реконструкции. Ему пришлось потратить много времени, чтобы перекроить частную усадьбу под государственные нужды.  Вне Кремлевских стен это была самая крупная административная постройка.  Французские  мародеры Наполеона  не только разграбили богато обставленные интерьеры, но и использовали паркетную доску для растопки каминов и печей.  Четыре года реконструировал  архитектор Мирошевский  украсивший   фасад  коринфскими пилястрами.  В конце 19 века в район Тверской улицы обычные люди почти не заходили, здесь находилась тюрьма для политических заключенных, пожарная часть, морг и вытрезвитель. Ночью по бульвару проезжали золотари с нечистотами в бочках, отчего на улицах стоял неприятный запах.
          Ах,  как быстро летят годы  !!!  В начале  жизни все измеряется  полетом стрелок  часов. Постепенно  включается счетчик лет с нарастающей  скорость , перелистывающей  годы  календаря  жизни  !!  Появляются  перебои сердца,  одышка, слезы  воспоминания и прощания с близкими. Москва меняет наряды. Какое счастье, что стали появляться  люди, сохраняющие и восстанавливающие  архитектурный образ ее истории !! 
    Вера Павловна  ожидала свою приятельницу  Беллу Левицкую, бывшую балерину Большого театра, которая пригласила ее на генеральную репетицию концерта выпускников балетных школ Москвы. Подъехал старенький  москвич и муж Беллы  Семен Гаврилович фотограф Большого театра,  уже  махал  рукой, приглашая  Веру  Павловну.
           Аллочка Астрова  была самая маленькая  в группе  балетной школы  “Le Premier Pas”,  к 17 годам она подросла, сохраняя детское открытое лицо и большие, всегда немного  удивленные глаза.  Прозвище  “ бусинка” сохранялось и в тоже время  отдаляло ее  от  уже быстро взрослеющих подруг.  Они не принимали ее  как взрослую, достойную общения,  да и вырастала зависть к ее успехам.
   Сквозь взволнованную  весенним ветерком  занавеску проглядывало солнце. Вскочив с кровати,  Аллочка смотрела на афишу  Галины Улановой,  которая была  ее  кумиром  и иконой. Аллочка рассказывала ей о трудностях и радостях, просила о помощи.
    —--- Сегодня  у  меня первое выступление  в Вашем  театре !!
            Я танцую Джульетту, Вашу Джульетту,  никем
            непревзойденную в буквальном смысле слова. Я выйду на
            сцену, на которой, ВЫ, танцевали !!  Помогите мне !!,  Дайте
            мне  силы  выдержать это испытание  !!  Я  хочу  стать
             такой, как, ВЫ,!!
От завтрака Аллочка отказалась. В голове  звучала музыка  Прокофьева и она танцевала.  Мама была испугана и старалась не  тревожить ее. Бабушка  молчала и только  переглядывалась с дочерью и разводила руки. Вышли на улицу. Мокрый асфальт , покрытый  листьями сбитыми  ветром дождя с деревьев,  был опасно  скользким ковром. Отец  вел машину осторожно,  тяжело вздыхая,   говорил  :
  —-  Ну, вот уже  и подъезжаем !!
  Так  он говорил давно, когда вез жену в роддом.
        В зале Большого театра сидели родители, дедушки и бабушки выпускников балетных школ. На первых рядах  жюри, среди которого выделялись две особы Владимир Викторович Васильев
советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный и ТВ режиссёр, актёр, художник, поэт, педагог. Народный артист СССР. и    его жена и постоянный сценический партнёр — Екатерина Сергеевна Максимова балерина, народная артистка СССР.  Вскоре подсел  и Цискаридзе.  Номера шли один за другим. Волнение  выпускников  было так сильно, что вздрагивал бархат кулис.  Над ней  посмеивались  одногруппницы:
   —------  Не потеряйся на сцене, Бусинка !!  Смотри не упади, не
               споткнись о свои чувства  !!  Ты, ведь у нас самая
                чувствительная, не потеряй сознание !!
Аллочка и правда не ощущала себя никак. Не было ни ног ни рук, а только сердце взволнованно стучало.    Вот именно здесь танцевала  Великая  ГАЛИНА   УЛАНОВА, которая    своей музыкальностью, особой грацией движений, умением  создавать образ на сцене.  сливалась с музыкой Прокофьева   и пленяла зрителей  своей рельефностью портретно-симфонических характеристик и  гением  инструментальной изобретательности  композитора.   Аллочка  едва слышала слова своего педагога Ноны  Федоровны  :      
 —---  Алла  соберись и иди на сцену. Оркестр уже  два раза давал
          вступление !!
   Но  девочка пребывала в каком то ступоре.  В зале стояла гробовая тишина  ! Внезапно из-за кулисы с другой стороны сцены  появилась  балерина. Это была Она !! Она  словно перышко подплыла на высоте облака музыки,  протянув руку тихо сказала  :
    —---  Смелее,  Бусинка,  !!   Танцуй  со  мной  вместе  !! Открой
        свое   сердце  !!  Найди душу  Джульетты-девочки  в этой
        трагической     истории  любви !!  Расскажи всем о ней  !!
Бусинка поплыла, вместе с Улановой, по сцене и сразу  обратила внимание зрителей  на то, что все технически сложные,  порой формальные  движения и Па,  она делала совсем по  своему,  наполняя  их   каким-то смыслом, согревая их  чувством, и от этого они становились по-особому  прекрасными,  переполненными  музыкой Прокофьева. На сцене была Джульетта–девочка  нежная, трогательная и беззащитная в  своем  чувственном  страдании  любви.  Бусинка плакала и дрожала всем телом.Галина Сергеевна  шептала ей :
  —---  Да,    моя бусинка,!!  Так, именно  так  !!
       Жюри прекратило свои перешептывания. Над   залом повисло облако   восторженности и неожиданности. Замерло  даже закулисье.  Первым встал Цискаридзе  и захлопал.  Дирижёр застучал  дирижерской палочкой, оркестранты смычками. Встал Васильев, и вытирая слезы,  произнес :
      —--    БРАВО  !!!
  Аллочка никого не видела. И только в черной  глубине зала таяло лицо  Галины Сергеевны.
  Родители с бабушкой уехали домой, оставив Аллочку вместе с подругами и педагогом, которые собрались отпраздновать выступление.  На радость одногруппниц  Аллочка не пошла с ними.  Она направилась на Тверскую улицу, здесь жили многие артисты писатели, ученые  и, конечно живут. В праздничные дни проходили колонны демонстрантов на Красную площадь. Неожиданно резко затормозила машина, из нее вышел Цискаридзе
   —-- Вот где я Вас нашел наконец–то !!
          Благодарю  за удовольствие  подаренное  сегодня.
           Вас ожидает большое будущее. Я увидел в вас Галину
          Сергеевну Уланову. Мне даже показалось, что на сцене было
           две Джульетты  !!  Просто какая то мистика !! Буду     следить
           за    вашими    успехами.   Не теряйте веру в себя !!
           Взгляните на памятник. Вот и Юрий Долгорукий  меня
          поддерживает !!  Вас     подвезти ?!
Она   ответила,  что собирается поехать в Новодевичий Монастырь на могилу    Галины Сергеевны Улановой.   
 —  Какое совпадение  !!  Я  тоже  туда  еду!!
  Свидетелями этой сцены были  Вера Павловна и Белла, которая мечтательно произнесла :

Закончены дворцовые сюжеты,
Овации, цветы, в восторге зал…
Ах, если б в мире не было балета,
То Бог бы все равно его создал.

Телефон Аллочки звонил не умолкая.  но он был ненужным в этой новой, загадочной  жизни, в которой была ОНА  и БАЛЕТ  !!
В это мгновение раздался шумный топот лошадей и по Тверской улице пронеслась Квадрига Аполлона.  !!!!!!!


2023 год  Вера Ольгина


Рецензии