П 2

Забытый пруд, уставший от ПОКОЯ,
Скрипучий клён, скворечня без птенца.
Крапивы кущи с едкой бузиною
Привыкли здесь разруху созерцать…
          Михаил Харитонов

     Прочитала эти строчки, и захлестнули меня с головой воспоминания. Каких-то лет десять назад, мои родственники из Украины присылали мне фотографии из тех мест, где я родилась и выросла. Теперь молчат. Всю переписку, всё, что касалось меня, больше пятидесяти лет живущей в России, удалили. Но фотографии я сохранила. Просто, для памяти, не думала, что в жизни будет такой крутой поворот. И вот, пришла та минута, когда давнее, забытое, гулким эхом отозвалось из глубины души.
     Листаю фотографии, на них «покой и разруха»… Да-а, от такого «покоя» волком выть хочется…
     Заброшенные хаты, облупленные, с потемневшими от пыли окнами. Дворы деревьями заросли, да так, что возле самих завалинок выросли деревья толщиной с рукав одежды взрослого человека. А ведь там ухоженные грядки были, цветники, яблони с вишнями цвели. Целые улицы в нашем большом селе подверглись кладбищенской тишине и покою…
     Какое хорошее слово – покой. Но, когда его слишком много… не приведи Бог слушать эту тишину…
                Август    2022 год

                *
               ПУТЕШЕСТВИЕ
     Чтобы получить ответ, надо задать вопрос. Не важно, кому задать вопрос, чаще всего самому себе. Вот только эти незаданные вопросы окружают нас всегда, как маленькие невидимки. Они становятся видимыми, только тогда, когда сформируются и превратятся в слова, а ещё когда у человека созреет потребность – получить ответ на тот или иной  вопрос.
     Вот, к примеру, такой простой вопрос: почему люди идут в поход, едут «на отдых» куда-то далеко от своего дома? Нет, не за отдыхом они едут. Едут за новыми впечатлениями, что-то новое увидеть, удивиться. По сути – сравнить то, что увидим с тем, к чему мы привыкли дома.
     Но далеко не всегда мы едем за впечатлениями. Чаще всего так получается в силу создавшихся обстоятельств. И только потом, попутно, начинают вырисовываться: другой климат, удивляет и вызывает интерес культура местного населения, язык, одежда и …
     Я, вслед за мужем, приехала в 1970 году с Украины в Сибирь. Тогда это была одна большая страна - Советский Союз, и мы, молодые, приехали строить новый город среди тайги. Помню, мне, покинувшей родные края, где в родительском доме было печное отопление и вопрос дров и всего того, что могло гореть и давать тепло, стоял весьма остро. Электрическая плита и отопительная система (горячие батареи) мне, в молодом городе были в новинку.
     Улицы города проложили первопроходцы на отвоёванном у леса месте. Лесные цветы и даже грибы, росли прямо на газонах. «На природу» идти – всего лишь дорогу перейти. А там девственный лес, где растут деревья и кусты и, тут же, на земле лежат отжившие своё упавшие деревья. Но на них никто не обращал внимания. Никто даже не пытался их порезать на дрова. «Сколько добра у них валяется под ногами, гниёт, а они…» - удивлялась я. Потом, спустя пару десятков лет, я уже по-другому стала смотреть на необжитой человеком лес и на «культуру» жизни их обитателей, в смысле – деревьев, кустов, ручьёв и всех, кто ползал, бегал, прыгал. Это была, своего рода многонациональная лесная страна. Законы в ней писались по принципу многовековой выживаемости. Растущее и упавшее дерево дополняли друг друга, передавали энергию жизни от старого, отжившего новому, растущему. И никакой трагедии среди девственной природы не чувствовалось. Никаких посторонних неприятных запахов. Просто естественный ход жизни.
     Как же люди отдалились от природы!.. Сказать: «Что в природе, то и в народе», в нынешнее время, не всегда можно поставить меж этими понятиями знак равенства. Хорошо это или плохо, поздно спрашивать. Таков ход развития всего живого на Земле…
     Что касается путешествий, то к путешествиям нужно готовить себя и детей своих, даже если не планируешь куда-то ехать. (В жизни много случается разных неожиданных поворотов). Просто надо приучить себя к наблюдательности, не лениться думать, задавать самому себе вопросы, даже на первый взгляд нелепые, зато ответы могут быть весьма оригинальными…

                *
           ПОХОДКА
     Лето. Пасмурное утро, 4 часа с минутами. Накинув на плечи тёплый платок, выхожу на балкон, раздвигаю окно и с наслаждением дышу прохладным влажным воздухом. В домах, напротив, ни одно окно не светится. Одной мне не спится. Дело привычное. Это моё наслаждение тишиной и покоем. Спешить уже некуда. Могу позволить себе такую вольность…
     Стою, переминаюсь с ноги на ногу. Ветер ещё не проснулся, но утренняя прохлада бесцеремонно проникает под ночнушку. «Вот, ещё чуть-чуть и уйду в комнату…»
     Птицы уже проснулись. Где-то, за домами каркает ворона. Ястреб, расправив крылья, кружит над нашим двором. Птица хищная, мне не враг, она живая, теплокровная. У неё свой интерес… А у меня какой интерес? Что-то новое увидеть?..
     Собака бежит по дворовой протоптанной тропинке наискосок. Топ-топ-том, трусцой. Она даже не догадывается, что кто-то на неё смотрит. Вдруг послышался какой-то непонятный скрип, резкий такой, отрывистый. Собака замерла на месте, остановилась, оглянулась. Тишина. Дальше пошла размеренной походкой, прямо как человек, только на чётырёх ногах. Как поменялась походка?! И, главное, ровно так пошла, словно какой-то её внутренний автомат переключился… Никогда раньше такого не замечала. Вот оно,  какое чудо! А всего лишь поменяла походку…

                *
     Раннее утро пытливому глазу дарит ПОДАРКИ. Жаль, что эти подарки в кармане не спрячешь, но я их видела, они остались в каком-то тайном уголочке моей памяти. Я давно уже не расстраиваюсь по поводу того, что опоздаю на автобус, что люди, глядя на моё чудачество, мысленно крутят пальцем у виска и обходят меня, на что-то засмотревшуюся, торопясь по своим «важным» делам. Этим делам конца и края не видно, а уделить минутку для души, это всё равно, что конфеткой ребёнка угостить. И совсем не важно, что этому ребёнку этой зимой семьдесят стукнуло, от таких подарков отказаться я не в силах. Вот, посудите сами.
     Прямо у тропинки через пустырь, между засохшими стебельками травы, словно на обвисших проводах, частыми бусинками на паутинке дремлют капельки росы. А вот и сторож – чудак паучок. Чудак потому, что паутинку он сплёл не солнышком, а горизонтальными линиями, и только кое-где между ними перемычки. Этакая волейбольная сеточка. В самом центре верхнего шнура, где капельки чуть ли ни вдвое мельче, хотя именно по законам физики в этом месте они должны быть самые крупные, висит кверху брюшком сам архитектор причудливого строения жёлто-коричневый паучок. Дремлет, свесившись вниз головой. Это же попробуй, разгадай загадку, почему у него до сих пор кровь из носа не пошла? А интересно, у пауков когда-нибудь голова болит?..     Совсем маленькие дети иногда засыпают кверху попой, подобрав под себя коленки. Но головка на ручках лежит или на подушечке, а тот…

 


Рецензии