В. Ц. Аншелевич Музыкант и Учитель. Часть 2
Путь к победе на конкурсе был не лёгким. В конце 1929 (или же в начале 1930 года) Владимир покидает родной город. С виолончелью в руках он приезжает в Москву. Позади осталось детство и юность, поддержка со стороны родителей и любимого педагога. Он рано повзрослел. Ему всего семнадцать лет, но он должен теперь сам заботиться о себе и пробивать дорогу в жизнь. Виолончель -- его верная спутница и друг. В малознакомом ему городе, в столице, огромной, шумной и занятой своими проблемами, Аншелевич зарабатывает себе на жизнь, играя в домах культуры и в кинотеатрах перед сеансами в кино.
Общительный и дружелюбный, Владимир легко сходится с людьми и завязывает знакомства, многие из которых переросли в дружбу на долгие годы, а с прославленным виолончелистом Даниилом Шафраном -- на всю жизнь.
Весомый успех на Первом Всесоюзном конкурсе в 1933 году был наградой его таланту. Обладая феноменальными техническими и музыкальными данными, молодой виолончелист обычно не тратил время зря, хотя многочасовые занятия не входили в его расписание дня. С ранних лет он приучил себя к вдумчивой работе на виолончели.
"Я однажды имел возможность слушать, как он занимался в течение часа, -- вспоминает его ученик В.Бабин, -- и в конце этого часа у меня разболелась голова. Эту интенсивность занятий надо было услышать. Никакое описание тут не годится! Он как-то рассказывал мне, что однажды ему предложили заменить солиста, который по какой-то причине не смог приехать, за два дня до концерта. Играть нужно было концерт Сен-Санса, который он играл столько раз. "Я открыл ноты -- сказал он -- и начал работать над ним так, как будто увидел его впервые!" И меня он учил с самого начала не только тому, как играть на виолончели, но КАК ЗАНИМАТЬСЯ!"
Самые сложные в виртуозном отношении пьесы удавались ему легко и быстро.
Всесоюзный конкурс дал возможность показать своё мастерство большому кругу музыкантов. Его заметили. Оценили. И Аншелевич получает свою первую серьёзную работу. Его приглашают в Харьков (в то время столицу Украины) работать в Государственном Трио Украины им. Бетховена. Харьков был одним из старейших культурных центров Украины, в котором вели преподавательскую и исполнительскую деятельность "звёзды", как мы бы сейчас сказали, музыкальных деятелей. По его словам, это и подтолкнуло его к преподаванию, так как по тогдашним правилам профессора ВУЗов не имели права играть в ансамблях с музыкантами, которые не преподавали. Аншелевич был просто вынужден начать свою преподавательскую деятельность. Мог ли он тогда препдоложить, что это станет любимым делом всей его жизни?
Государственное Трио им.Бетховена, в котором началась концертная деятельность Аншелевича, было основано скрипачём Виктором Марковичем Гольдфельдом в 1931 году. Ученик знаменитого педагога Леопольда Ауэра, он в 1917 году выступает в ряде концертов вместе с композитором Каролем Шимановским и Генрихом Густавовичем Нейгаузом. С 1918 года работает в Харьковской консерватории, где преподает класс скрипки, квартета и камерного ансамбля. В первоначальном составе в трио участвовали Н.Б.Ландесман (фортепиано), В.М.Гольдфельд (скрипка), И.М.Гельфандбейн (виолончель), педагоги музыкально-драматического института. После ряда концертов в 1932 году Наркомпромс Украины присвоил ему имя "Государственного трио им. Бетховена.
Работа в Государственном Трио -- большая честь для молодого музыканта и замечательная школа игры в ансамбле. Сохранилась афиша одного из концертов Трио, датированная 1935 годом. Вечер посвящён Бетховену. Государственный симфонический оркестр Украины под управлением дирижёра Германа Адлера исполняет Четвёртую симфонию Бетховена. Солирует в концерте -- Трио. Они исполняют Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. И завершается концерт исполнением Увертюры Леонора (3-я). В списке солистов Государственного Трио -- имя В. Аншелевича.
Вот они, истоки мастерства и любви к камерной музыке, которые В. Ц. Аншелевич пронесёт через всю жизнь и сумеет вложить в своих учеников и студентов.
В 1934 году Харьковская филармония организует концертные бригады для поездки по КВЖД. Музыкантам предстоял долгий и длинный путь. Чтобы попасть в армию легендарного военоначальника Блюхера, где музыканты давали концерты, им надо было пересечь всю огромную страну советов с запада на восток в тряских вагонах с ограниченными удобствами. Сколько могла длиться такая поездка? Не одну неделю, это точно. А ведь надо было ещё и заниматься. Для музыканта даже один день без упражнений на инструменте -- потерянный день. Трудно представить, как у них получалось заниматься в таких условиях... Зато какой разноголосый гул музыкальных инструментов стоял в вагоне! Музыканты не потеряли своей квалификации и концерты прошли успешно. По окончанию поездки все они были награждены памятными значками "Бойцу КВЖД". Эта награда была очень дорога молодому музыканту и он не расставался с ней до конца жизни. Аншелевич с гордостью носил этот значок на лацкане своего пиджака. На многих предвоенных и послевоенных фотографиях мы видим его с этим, увы, не сохранившимся до наших дней значком, ставшим коллекционной редкостью...
Второй Всесоюзный Конкурс
Харьков стал началом не только музыкальной карьеры. В этом городе Аншелевич встретил свою будущую жену и музыкального партнёра, с которой прожил всю жизнь. Молодая Мусия Шебшаевич привлекала своим обаянием и красотой. Прекрасно играла на рояле. Была студетнкой Харьковского музыкального техникума. Да, они были совершенной парой. Оба молоды (Мусия на год младше), красивы, безумно увлечены музыкой. Он -- виолончелист. Она -- пианистка. Готовый камерный ансамбль! Вскоре они поженились. Стоял холодный февраль 1934 года. Но эту дату, 17 февраля, они запомнят на всю жизнь. Родилась новая семья. А ешё раньше -- музыкальный дуэт. Мы можем себе представить, как интересно были заполнены дни молодых музыкантов в музицировании, посещениями концертов замечательных музыкантов, которыми так богат был Харьков в то время.
В 1935 году Аншелевич уезжает в Ленинград. Он допущен играть на Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Это уже само по себе достижение. Ведь в конкурсе принимают участие самые лучшие молодые музыканты со всей страны. А их не мало! Пианист Яков Флиер, скрипачи Давид Ойстрах, Елизавета Гилельс. Скоро они станут знаменитыми не только на всю страну, но и за рубежом.
На это раз Аншелевич удостоен похвального отзыва от струнной секции и получает документ, который гласит: "В результате всесоюзного соревнования на конкурсе, организованном наркомпроссами советских социалистических республик и состоявшемся в гор. Ленинграде с 17-го февраля по 3-е марта 1935 г. тов. (здесь вписано от руки) Аншелевич Владимир (снова печатно) удостоен п о х в а л ь н о г о о т з ы в а от струнной секции (последние два слова снова от руки).
Председатель струнной секции жюри конкурса /АЛЬТШУЛЛЕР/ (подпись от руки)
Члены струнной секции жюри
Ленинград, 3-го марта 1935г."
И внизу документа ещё восемнадцать подписей, среди них М.Ямпольский, П.Столярский, В.Гольдфельд и другие...
Стоит отметить что один из членов жюри конкурса, подписавший похвальную грамоту, хорошо известный в Харькове музыкант и скрипач, В.Гольдфельд, организатор и участник "Государственного трио им.Бетховена", в котором Аншелевич работает, заменив первого виолончелистта И.М.Гельфандбейна. А имя Петра Соломоновича Столярского хорошо всем известно, как основоположника советской скрипичной школы. Члены жюри -- корифеи советского музыкального искусства!
Итак, несколько вех:
1929г (1930?). - переезд в Москву
1933 г. - участие в первом Всесоюзном конкурсе
1934 г. - переезд в Харьков и женитьба
1935 г. - участие во втором Всесоюзном конкурсе
1936 г. - переезд в Баку.
Не правда ли, какая насыщенная событиями жизнь?
У Аншелевича есть семья, есть интересная работа. Наверно, появились и друзья. Но судьба вдруг берёт крутой поворот.
Свидетельство о публикации №223071901249