В. Ц. Аншелевич Музыкант и Учитель. Часть 3

От имени Узеира Гаджибекова Аншелевич получает предложение на работу в Азербайджанской консерватории. И семья молодых музыкантов в 1936 году переезжает в Баку, (столицу Азербайджанской республики.)
   Скромная квартира на втором этаже на улице Петра Монтина стала приютом для молодой семьи на долгие годы (правда до нее они какое-то время жили неподалёку от площади Азнефть, вблизи бульвара), вплоть до отъезда в Израиль в 1992 году. Расположена она была очень удачно, всего в пяти минутах ходьбы до консерватории, которая в начале своего существования обитала на улице Максима Горького, где позже обосновалось музучилище, и только в 1939 году переехала в новое, специально для неё выстроенное здание на улице Димитрова. Идти туда тоже было делом пяти минут для вечно занятого преподавателя и концертного деятеля. Но прервём не на долго рассказ о молодом виолончелисте, чтобы дать представлении о столице Азербайджана того времени.
 
Немного истории

  Баку. Он и молодой и древний в то же время. Его вторая молодость началась, когда в 1859 году, после разрушительного землятресения в Шемахе, губернский центр перенесли в Баку. Но самое важное, что случилось с городом -- это начало нефтедобычи, после чего Баку стал развиваться необычайно быстрыми темпами и из захолустного городиш- ка превратился в нефтестолицу, дававшую в то время почти половину мировой добычи нефти!
 
   "Со всех концов России и из-за границы в Баку стекались люди разных национальностей в поисках работы и счастья." Капиталы Нобеля и Ротшильда, пущенные в оборот, приумножали богатство города. Помогали благоустройству. И город расцвёл, как восточная красавица.
   Появились прекрасные архитектурные сооружения. И среди них -- летний дом для общественных собраний по проекту архитектора Г.М.Тер-Микелова в 1912 году. Разные музыкальные коллективы проводили в нём концерты. И через четверть века, в 1936 году, была создана государственная филармония, которой было суждено стать центром музыкальной жизни столицы. Однако, не будем торопить события.
 В начале было слово...
   И слово это принадлежало выдающемуся деятелю Азербайджанской культуры, писателю и композитору Узеиру Гаджибекову. Без него не состоялся бы наш рассказ. И кто знает, привелось бы нам познакомиться с его героем...
 
   Азербайджанцы -- музыкальный, талантливый народ. Ашуги (певцы), кеманчисты, таристы... носители народного творчества, основанного на импровизации и передающихся по наследству от одного музыканта к другому песен и инструментальных мелодий. Нотной грамоты не знал никто. Да она и не нужна была. Каждый музыкант был и исполнителем, и творцом одновременно. Восточные напевы услаждали слух.
   А город, (ставший столицей республики,) рос и хорошел не по дням, а по часам. Современники отмечали, что ни один город в России, и даже в Европе, не развивался с такой быстротой и великолепием. На старинные азербайджанские улочки шагнуло новое время. Восток смешался с Западом. Грянули перемены... И первым, кто почувствовал необходимость нового развития музыки, был Уз. Гаджибеков. Он обратился в Азербайджанский коммиссариат народного просвещения с докладом о необходимости создания в республике высшего музыкального заведения. Его доклад был подробным и чётким. И по сути явился программой и уставом Азербайджанской консерватории. Узеир Гаджибеков заслуженно считается основоположником высшего музыкального заведения в Азербайджане.
 
   25 мая 1919 года, с разрешения коммиссариата, началось строительства Азербайджанской Государственной Консерватории. Годы начала АГК в разных документах и статьях немного разнятся (с 1919 по 1921). Строительство консерватории было не только архитектурным, но что гораздо более важнее -- организационным. Много задач нужно было решать гораздо более серьёзных, чем в каком здании студенты будут постигать трудную науку музыкального исполнительства и сочинительства. Прошло двадцать лет, прежде чем даровитые азербайджанские архитекторы С.А. Дадашев и М.А. Усейнов реализовали свои творческие планы и город получил прекрасное здание нового учебного заведения.
 
   Музыкантов было много. Но музыка и исполнение было без нот. Кто же научит нотной грамоте? Кто познакомит с западной культурой и искусством? Где взять преподавателей в только что открывшуюся консерваторию? И Уз. Гаджибеков приглашает лучших из лучших музыкантов, в основном из России и Украины.
   И работа закипела. В числе первых создателей фортепианной школы -- М.Пресман и И.Айсберг. Они и стали первыми ректорами консерватории. Правда, не на долго. Музыкальное учереждение ещё только искало свои пути развития... Поэтому в первые годы часто сменялись руководители, пока ректором не стал сам Уз.Гаджибеков, душа и основоположник консерватории.
 
   Естественно, что в 20-е 30-е годы учителями были педагоги-неазербайджанцы. Им ещё только предстояло вырастить национальные кадры. И сделали они это успешно. Класс виолончели преподаёт Леопольд Ростропович, отец гениального Мстислава Ростроповича, который родился в Баку уже после того, как Леопольд Ростропович приехал в Баку по приглашению Уз.Гаджибекова и паралельно с преподаванием в консерватории организовал первый в Азербайджане струнный квартет, где сам играл партию виолончели. А одиннадцатью годами позже, в 1936, приглашение на работу в консерватории получает молодой музыкант Владимир Аншелевич. Он ведёт класс специальности по виолончели и одновременно преподаёт в музыкальной школе. Когда 1938 году на основании этой школы открывается специальная школа для особо одарённых детей при консерватории, Аншелевич продолжает там работать. В этом же году в семье Аншелевича рождается первый сын, Юрий. Он тоже пойдёт по стопам отца, своего первого в жизни учителя. Но продолжит своё образование и окончит консерваторию в Москве у Галины Семёновный Козолуповой, а аспирантуру вначале у Святослава Кнушевицкого, а после его смерти -- у Мстислава Ростроповича.
 
Начало концертной и преподавательской деятельности в Баку

С первых же лет своей долгой жизни в Баку (больше полувека, точнее - 56 лет) Аншелевич занят по горло. Он работает в консерватории и, одновременно, в музыкальной школе-десятилетке, где ведёт класс виолончели и камерного ансамбля. С 1938 года занимает должность концертмейстера виолончельной группы Азербайджанского симфонического оркестра, (который в 1944 стал носить имя Уз.Гаджибекова) где работает в течение нескольких десятилетий с небольшими перерывами. Некоторое время работал и в Оперном театре.
Продолжается и концертная деятельность. Аншелевич выступает с сольными и камерными концертами. За роялем -- его верная спутница, супруга Мусия Шебшаевич. Сохранилась афиша их совместного выступления в Клубе Бакинского Пехотного Училища им. С.Орджоникидзе. 37-ой год. Весна. 11 апреля. Концерт начинается поздно, в пол-десятого вечера. Очевидно потому, что надо дождаться окончания занятий молодых курсантов, дать им возможность немного отдохнуть, привести себя в порядок перед концертом... Концерт в двух отделениях. Программа, которую им предстоит прослушать, серьёзная. Имена многих композиторов они услышат впервые. Эккельс, Нардини, Фрескобальди... Не менее экзотично должны звучать для уха молодых солдат названия: Сонатина, Adagio Cantabile,Токката... И, наконец, жемчужина виолончельной классики -- Вариации на тему Rococo Петра Ильича Чайковского. (В текст афиши закралась ошибка. Вместо "Вариации" напечатано "Вариация". Простим невежество наборщиков.)
 
   Аншелевич регулярно выступает как солист с Азербайджанским Симфоническим Оркестром, участвует в сонатных концертах с пианистами М.Бреннером и В.Козловым, участвует в трио с М.Бреннером и скрипачом С.Шаком, в квартете с С.Шаком, Л.Россомахиным и М.Рейтихом.
 
   В 1955 Аншелевич утверждён в должности и.о. доцента, а в 1958 получает звание доцента. Этому назначению предшествовали большие неприятности. В конце сороковых годов ему пришлось пережить увольнение с работы.
    "В разгар "борьбы с космополитизмом" в Москве, -- вспоминает сын Аншелевича, Вадим, -- группа ведущих преподавателей Консерватории была уволена за "злостный зажим национальных кадров" в 1949 году. Это было следствием постановления ЦК Партии Азербайджана, опубликованном в Бакинском Рабочем, где имена некоторых из этих преподавателей были перечисленны.  Через несколько лет большинство их было восстановленно в Консерватории. Можно считать, что моему отцу, также как и другим членам этой группы, повезло. По стандартам того времени увольнение было очень легким наказанием."
   В то страшное время акции по борьбе с космополитизмом развернулись по всей стране Советов, по всем пятнадцати республикам. Поэтому не удивительно, что и в Азербайджане пронеслись, как смерч, наказания. И только после смерти Сталина, последовавшей в 1953 году, народ страны вздохнул чуть свободнее...
А незадолго до этих страшных событий, в 1946 (или 1947) году, сделано памятное фото. На нём запечатлена группа преподавателей Аз.Гос.Консерватории. В первом ряду сидят гобоист доцент В.А. Князьков, скрипач профессор С.Л.Бретаницкий, валторнист и теоретик профессор С.И.Берольский. За ними стоят скрипач А.А.Гроссман, виолончелист В.Ц.Аншелевич и скрипач/альтист М.В.Рейтих.
   Эта официальная фотография, повидимому, была сделана по поводу вручения правительственных наград В.А. Князькову и М.В. Рейтиху. На лацкане пиджака В.Ц. Аншелевича виден значок "Бойцу КВЖД", который он с гордостью носил в течение многих лет.


Рецензии