В деревне

Эта история произошла давно, во времена моей молодости. Я тогда дружил с одной девушкой, и она  пригласила меня к себе в гости в деревню. Добирались мы до ее деревни долго – сначала по реке на теплоходе, потом на автобусе, далее на перекладных, а уже в самом конце   шли пешком. Я никогда не думал, что у нас есть такие глухие места!

После долгой дороги нас встретили родители девушки. Мать девушки Зоя Андреевна стала хлопотать на кухне. Слегка поужинав, я вышел на крыльцо дома, достал сигарету и закурил. Отца девушки звали Михаилом Егоровичем или дядей Мишей. Местные называли его просто дедом. Так вот, Михаил Егорович возился возле своего мотоцикла с коляской. Со стороны было заметно, что за техникой он не следил – некоторые крепления на мотоцикле были заменены скрученной проволокой. Мотоцикл был грязным, казалось с момента покупки его ни разу не мыли.

Михаил Егорович, увидев как я внимательно рассматриваю мотоцикл, предложил мне прокатиться до речки и его помыть. Не привыкший отказывать взрослым, я согласился. Дядя Миша натянул на ноги болотные сапоги, бросил в коляску ведро с тряпкой, зачем-то небольшой бредень и, надев на голову каску, а на глаза защитные очки, быстро завел мотоцикл. Мотнул мне головой, чтобы я садился на заднее сиденье. На мне была одежда и обувь, в которой я приехал: джинсы, рубашка и кроссовки.

Дед прибавил газу и помчал меня по пыльной деревенской улице. За деревней, проехав деревянный мост, он резко свернул влево и с высокой насыпи спустился к небольшой речке, сходу заехал в воду и остановился на ее середине, при этом обдав меня брызгами воды. Не успев поднять ноги, я замочил свои кроссовки и большую часть штанины. Дядя Миша, как  молодой, спрыгнул с мотоцикла в воду.  Он дал мне понять, чтобы я тоже спускался.  Сняв и без того мокрые кроссовки с носками и засучив джинсы, я тихонько ступил в воду. Вода была не просто холодная, она была ледяная и доходила мне почти до колен. Выйдя на берег, я осмотрел себя. Рубашка, некогда кремового цвета, была грязно-желтая. Джинсы, наполовину мокрые были испачканы серой дорожной пылью. Волосы на голове стояли дыбом, а в зубах скрежетал мелкий песок.

Михаил Егорович между делом приступил к мойке мотоцикла. Подогнув джинсы и сжав зубы, я босыми ногами полез в воду и стал ему помогать. Судороги сводили пальцы ног, я же молча терпел и периодически выходил из воды, чтобы согреться. Моя грязная рубашка от брызг покрылась мокрыми разводами. Наконец мотоцикл домыли и вытолкали его на берег.

Рано я тогда радовался. Я это понял, когда дед из коляски достал бредень… и предложил мне половить рыбку. Развернули бредень и пошли по воде по течению речки: дядя Миша в болотных сапогах, а я босиком с завернутыми джинсами по камням и холодной воде. Дед с упорством тащил меня все дальше и дальше по речке, при этом становилось все глубже и глубже. Вода была уже выше колен и конкретно замочила завернутые джинсы. Чтобы окончательно не замочиться, пришлось их снять. А также рубашку. Дальше я ловил рыбу в одних трусах. Я уже не чувствовал ни ледяной воды, ни прохладного вечера. Только думал, скорее бы все это закончилось!

Проезжавшие по мосту жители деревни, притормаживали и с любопытством разглядывали нас: как дед в теплой одежде и болотных сапогах бреднем ловили рыбу вместе с молодым человеком, почему-то только в одних трусах.  Со стороны казалось, что дед попросил, проходящего мимо по мосту парня, половить рыбку. Ну, никак не укладывалось в голове, что они приехали вместе! Зная, что вода в речке очень холодная, они вслух сочувствовали мне.

Наловив четверть ведра мальков, двинулись к мотоциклу. Окоченев окончательно, я быстро оделся в грязную мокрую одежду и обувь. Поехали домой. Холодный ветер обдувал и без того мое продрогшее тело.

Тогда я все думал, почему дядя Миша не предложил мне сменную одежду и сапоги. Если уж не было болотных сапог, другие наверняка нашлись бы? И я как-то постеснялся попросить его, думал что мотоцикл будем мыть на берегу и не замараюсь совсем. Я даже не мог предположить, что придется лезть босиком в такую холодную воду.

Увидев меня всего мокрого и грязного, моя девушка спросила:
- Где это ты так промок и испачкался?
- Мыл мотоцикл, а потом ловил рыбу бреднем, - ответил я.
- Прямо в одежде? Ты же в этом приехал? И у тебя даже сменной одежды нет, - продолжала она.
- Да, сначала в одежде, потом в одних трусах, - проговорил я.
- В такой холодной воде?! В одних трусах?! Босыми ногами?! – удивилась девушка.
- Ну да, - буркнул я.
- Па-ап, а почему не дал ему сменную одежду и сапоги? – уже обратилась к отцу девушка.
- Да я и не подумал. А что собственно произошло? Ничего с твоим парнем не случится, - махнул рукой дядя Миша. Я ждал, что он еще добавит: «Я и не видел, во что он был одет»…

В гараже у него висели болотные сапоги, да еще не одна пара. В веранде имелась сменная одежда. Тогда мне это показалось странным. Это сейчас я его понимаю. Конечно, простой деревенский мужик, видавший на своем веку и голод, и холод, привыкший ко многим жизненным невзгодам, не обращал внимания на такие жизненные «мелочи», что для нас является  неприемлемым…

Дали мне сменную одежду и отправили в баню «по-черному» погреться и помыться. В бане я долго искал «дежурную» мочалку. Не найдя мочалки, попарившись, помылся одним мылом, а затем облился водой из тазика и вышел.
- С легким паром. Ну, как баня? – спросила меня девушка.
- Спасибо, баня хорошая. Если бы еще мочалка была, вообще бы было замечательно, - ответил я.
- Ма-ам, а почему в бане нет мочалки? – обратилась к своей матери девушка.
- Это отец не заготовил. Сколько я ему говорила, - парировала Зоя Андреевна, а потом, обратившись ко мне, продолжала, - он у нас сам мочалкой не моется, поэтому забывает замочить мочало.
- Дядя Миша вырос в большой бедной семье, даже мыла дома, и того у них не было. Поэтому привыкли они мыться без мыла и мочалки. Хорошо попарятся, затем обтирают себя березовым  веником, ополаскиваются и все. Дед так у нас до сих пор и  моется!  - подытожила Зоя Андреевна.
После бани приняли с дедом по рюмочке самогонки. Хорошо, что я тогда  не заболел.

С тех пор прошло около сорока лет. Моего тестя Михаила Егоровича и тещи Зои Андреевны уже нет в живых. А я все вспоминаю их добрым словом и не могу забыть  ту первую поездку к ним в деревню, как с дедом мыл мотоцикл и ловил рыбу на речке, а потом  парился  в бане «по-черному». 


Рецензии
Жизненно!

Виктор Томилов   18.09.2023 11:48     Заявить о нарушении
Так и было!

Фарит Басыров   18.09.2023 19:19   Заявить о нарушении