Глава 2. 1. Хандохины. Семья деда

 ХАНДОХИНЫ. СЕМЬЯ  ДЕДА.
О прадеде Евсевии Ефремовиче Хондохине удалось узнать немного. Родился он в 1876 (7)г., был женат на Елизавете Тимофеевне (девичья фамилия неизвестна). Хандохин  Евсевий, участник Гражданской войны на стороне Белой армии, упоминается в списках на 1919 год 3-ей особой сотни 2-го Гурьевского учебного пешего дивизиона, в составе УКВ. Отчества в списке нет. Особая сотня представляла собой вид хозяйственного обоза и состояла в основном из небоеспособных стариков и необученной молодежи. В эти годы в Белой армии служил и его сын, мой дед Фадей Евсеевич.

Родом Хандохины из поселка Сорочинка. Неизвестно когда семья перебралась в Гурьев. Возможно они жили там уже в годы учебы Фадея в высшем начальном училище, его венчания или еще раньше. В исповедных ведомостях за 1918 год записана вся семья Хандохиных.
Хандохин Евсевий Ефремов 41 г (1877г.р.)
жена его Елизавета Тимофеева 38 (1880г.р.)
дети их
Анна 13 (1905г.р.)
Пелагея 8 (1910)
Анисия 5 (1913)
Александр 2 месяца (1918)
Фаддей 19  (1899) и жена его Александра Акакиева 18  (1900).
В исповедках за 1909-1912 гг. Хандохины не встретились.

Больше известно о прабабушке. Елизавета Тимофеевна Хандохина дожила до 68 лет. Умерла в сентябре 1948 года в доме семьи сына Фадея, пережив его на 4 года. Родилась она в 1880 году.  Ее девичья фамилия неизвестна, упоминалось лишь, что она была старшей в многодетной семье.

Оставшись вдовой, Елизавета Тимофеевна «сошлась» с вдовцом Азовским, у которого были свои дети - сын Аким и дочь Надежда(?).
Прабабушка была известной в городе «сильной» целительницей. Лечила травами, притираниями, заговорами, вправляла грыжу, вывихи, «собирала поломанные кости», принимала роды.

Ее внук Владимир Семенович Хандохин в свои 83 года вспоминал  один эпизод, связанный с бабушкой. Однажды она поймала в банку паука с огромным раздутым брюшком.  Удивленному внуку объяснила, что жидкость в брюшке паука – «сильное лекарство».

Прабабушка была из старообрядцев. Среди уральского казачества исторически было много старообрядцев разного толка,  когда-то,  после раскола церкви они бежали на Яик (Урал),  спасаясь от преследований    за веру и пополняли ряды казачества. Существовало множество разновидностей старообрядчества. К какому из них принадлежала прабабушка, никто не помнит. Известно только, что крестилась она двумя перстами,отправляла службы по церковному уставу дома, сама крестила всех внуков в ведре с водой.   
 Читала Библию, Псалтырь, другие священные книги, учила внучек нравственным нормам и бытовым правилам старообрядчества. Рассказанные ею библейские и евангельские притчи я слышала от мамы в своем детстве. Позже, когда удалось прочесть Евангелие и Библию, почти все притчи оказались мне знакомыми.
При этом Елизавета Тимофеевна была жизнелюбивой и доброй бабушкой, любила петь. Мама называла и пела ее любимые песни– «Я на горку шла» и «Пряха», "Вдоль по Питерской", "Перевоз Дуня держала".
 

 На фото слева сестра прабабушки Елизаветы Тимофеевны

 У Елизаветы Тимофеевны была двоюродная сестра – Елизавета Андреева (по мужу) по прозвищу «Длинная узда» (была она высокого роста). Своих детей у нее не было, она воспитывала детей мужа. Упоминалась также сестра Мария Овчинникова (возможно это девичья фамилия прабабушки), степень родства неизвестна.

Последние годы жизни после смерти сына Елизавета Тимофеевна жила с невесткой Анастасией и внучками. В семье ее уважали и любили. Ее именем назвали новорожденную девочку, но она умерла в младенчестве. Тогда Елизаветой назвали родившуюся в 1943 году (за год до смерти отца Фадея Евсеевича) дочь. Крестила ее дома, как и всех сестер, сама бабушка. Крестным был ее внук семилетний Владимир Хандохин. Свои знания церковных уставов, чтения молитв, целительства она передала жене Фадея, невестке Анастасии Ефимовне. Прабабушка умерла в сентябре 1948 года в доме сына.  Из этой мазанки ее и проводили в последний путь в телеге, запряженной верблюдом. Похоронена на гурьевском православном кладбище.

 
Фото 50-е годы Антонина Евсеевна слева

Дети прадеда и прабабушки

У моего деда Фадея были сестры Анна (1905г.р.), Пелагея (1910), Аксинья (1913) и брат Александр (1918. О старшей сестре Анне воспоминаний немного. В 60-е годы в Гурьев приезжал из Уссурийска Александр Пастухов. У него была проблема с горлом, речью – укусил энцефалитный клещ, когда служил в армии. Позже приезжала дочь Тамара, возможно это дети Анны. После войны многие «вербовались» и уезжали на Дальний восток, возможно среди них была и Анна Евсеевна.
В наступившие новые послереволюционные времена многие меняли церковные имена, полученные при крещении на современные, «городские». Тогда средняя сестра Пелагея (1905) стала Полиной. О ней известно, что в 1928 году она родила сына Александра Акимовича Азовского.
 
На фото Александр Акимович Азовский 1928 г.р. 16 лет
В форме ремесленного училища

Умерла она молодой - простудилась, когда «делали кирпичики», видимо изготавливали саман. Младшая сестра Антонина Евсеевна всю жизнь будет опекать осиротевшего племянника.
Аксинья (Антонина Евсеевна) (13 декабря 1916 - 16 июня 1971г.) вышла замуж за однофамильца (возможно и дальнего родственника) Хандохина Семена Васильевича (1908-1942г.). С легкой руки мужа Семена, которому не нравилось имя Аксинья, (Онечка), она стала Антониной. До войны они родили двух сыновей -  Геннадия (1933) и Владимира (29.06.1937).
Интересные воспоминания сохранились о семье первого мужа Антонины Евсеевны -  Семена Васильевича Хандохина. Были они почти соседями. На улице Красноармейской 50 стоял их большой деревянный дом, во дворе - высокая «палатка» (мазанка с плоской крышей), на высоких шестах сушили сети, рыбу. После революции дом был поделен на квартиры, «уплотнен».
Семья была зажиточной, у отца Василия Хандохина была будара на которой он выходил в море на рыбную ловлю. Как-то во время морской рыбалки неожиданно ударил сильный мороз, и все рыбаки погибли.  После трагического известия об этом жена потеряла рассудок и ушла из дома – больше ее не видели. Сирот Семена (1908), Константина и Асю (Анастасию) забрали братья отца в Уральск. Когда они выросли, то вернулись в Гурьев, в родительский дом на Красноармейской.
Муж Антонины Семен Васильевич (1908 г. р.)  пропал без вести на фронте в 1942 году. В 80-е годы его сын Владимир Семенович Хандохин разыскал и посетил место захоронения отца.
 
Фото документов с сайта «Память народа»

Поскольку Антонина окончила медицинское училище она, несмотря на наличие двух малолетних детей и мужа фронтовика, тоже призывалась на фронт.  Ее комиссовали только когда была предоставлена еще и справка о наступившей слепоте отчима. Переучившись на шофера в организации. где ранее работал погибший на фронте муж, Антонина Евсеевна всю войну водила грузовик.
Судьба свела ее с Дмитрием Макаровичем Сивак, который эвакуировал молочную ферму из-под Одессы в Гурьев. В детстве я слышала его рассказ о том, как ему с большими сложностями, под бомбежками фашистской авиации, удалось пригнать стадо. За этот подвиг он был награжден. Помню, как написала о нем в сочинении на тему «В жизни всегда есть место подвигу».
Во вновь организованном для обеспечения продовольствием в войну Подсобном хозяйстве (подхозе). Дмитрий Макарович продолжил работать на ферме заведующим. Они поженились, жили на дальнем Подхозе (позже поселок Геолог), затем на ближнем. В браке родились две дочери - Галина Власенко (1944 г.р. – ее сын Алексей Алексеевич, внуки -  Алексей, Роман и Анна) и Людмила Блинова (ее дети - Наташа, Павлик, Антонина)
После войны Антонина Евсеевна вернулась к своей профессии медсестры и долгое время работала в детской горбольнице. В 50-е годы семья построила дом на окраине города вблизи ближнего Подхоза, на улице Уильской. Немного позже мои родители построили рядом свой. Мамина тетя Антонина Евсеевна стала нашей соседкой. Я помню статную женщину -  сдержанную с сильным характером. Они с мужем Дмитрием Макаровичем вели хорошо устроенное хозяйство – растили сад, огород, держали кур. В большом погребе хранились запасы на зиму. Антонина Евсеевна прекрасно пекла -  помню пирожки, которыми она нас угощала и высокие (как отмечала мама) куличи, которые выставлялись на Пасху на подоконниках окон на улицу. В дни памятных дат и праздничных событий в доме всегда собирались родственники.  В диковинку было тогда то, что она водила свой автомобиль «Победа», который частенько застревал в распутицу на бездорожье, но всегда находились добровольные помощники подтолкнуть ее.
Рядом с ними жила семья опекаемого ей племянника Александра Азовского с женой Валентиной и детьми Костей, Светой и Юриком. Позже они переселились в район улицы Доссорской, ближе к Уралу, в семье родился еще сын Василий.
О младшем сыне Александре Евсеевиче Хандохине (1918) сведений пока нет.


Рецензии