Жизнь калининградского рабочего в послевоенное вре

   В 2015 году  Совет ветеранов войны и труда города Калининграда получил письмо от директора Института гуманитарных наук БФУ имени Канта с просьбой  помочь одной аспирантке, работающей над диссертацией «Повседневная жизнь рабочих промышленных предприятий г. Калининграда . 1945-1958 гг.», в поиске ветеранов труда Вагоностроительного и судостроительного завода «Янтарь» для интервью.
Совет ветеранов Калининграда выбрал меня – Бич Германа Петровича - токаря 1957-1958 годов судостроительного завода почтовый ящик 29  (Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»).

ФИО - Бич Герман Петрович
Год рождения -1939
Образование -  высшее
Национальность - русский
Историческая родина – Ленинград
Должность на момент восстановления завода –
токарь


                Раздел 1. Мотивация труда

1. Расскажите о вашем происхождении, родителях, малой родине.

Родился я под Ленинградом, в деревне Ковалево. В том месте, где идет дорога от Ленинграда до берега Ладожского озера. Мама - Иванова Татьяна Лаврентьевна, из города Валдая. Там она окончила семилетнюю школу, уехала в Новгород, выучилась на телеграфистку, а потом поехала в Ленинград и работала телеграфисткой. А папа - Бич Пётр Фёдорович жил под Ленинградом, работал формовщиком на заводе «Пролетарий».
Он ходил-ходил по Ленинграду и увидел маму. Она работала телеграфистской на Центральном почтамте Ленинграда. Поженились. Сначала появился мой брат, в 1937 году, а потом я - в 1939-м. В 1941 году началась война, отца забрали в ополчение, а мама и бабушка остались с нами. Мама работала, потом прекратила работать. Затем она  пошла рыть окопы. Началась блокада. Мне было около 3-х  лет, а брат был постарше. У  нас был придомовой огород. Лето кончалось, у брата была задача из рогатки стрелять в птичек - для кушания. И мы до того дожили, что опухли все, я ходить уже не мог.

 И вот по нашей дороге от Ленинграда до Ладожского озера, шли солдаты. И они заходили в дома, зашли в наш дом и увидели нас, забрали нас, как обессиленных, посадили на машины и повезли к берегу Ладожского озера.
А там, ночью, на машинах-полуторках, отвезли на другую сторону Ладожского озера. Мама, говорила, что когда ехали, ночью, бомбы падали, рядом машины проваливались под лёд.


       .Каковы причины Вашего переезда в Калининград?

В мае 1946 года мы приехали в Калининград. Моя тетя Зоя, мамина сестра, тоже в Ленинград из Валдая, там тоже вышла замуж, во время войны ее мужа тоже забрали в армию, и она свою дочку Галю оставила маме отца и пошла воевать.
Была связисткой и радисткой. Участвовала в штурме Кенигсберга. Когда в 1945 году штурм свершился, участникам штурма Кёнигсберга командование сказало: «Вызывайте свои семьи и родных». И она, видя такое дело, её муж погиб и наш отец тоже, написала моей маме вызов. Вызвала маму, меня, брата.
Добавлю: 29 марта 1942 года после того, как ночью нас перевезли на тот берег Ладожского озера, нас покормили и в эшелоне отправили в Красноярский край в село Подтёсово, где мы были до конца войны. Когда нам тетя Зоя прислала нам вызов на переезд, мы сначала приехали в Валдай, на родину мамы, а потом в теплушке, переехали в мае 1946 года в Кёнигсберг.

3. Расскажите об условиях Вашего переезда.

Ехали долго. Как обычно в то время. Всем даже нравилось: едешь, множество остановок. Кушать готовили на всех, кто был в теплушке, так как нам всем выделялся паёк. Приехали в Кёнигсберг, на станцию Сортировочная. Сидим, ждём.
Ранее мама послала телеграмму о нашем приезде тете Зое. Ждем-ждем, и вдруг видим, приходит тетя Зоя и нас забирает,  сажает на машину-полуторку. Директор магазина дал ей её.
Тетя Зоя в гастрономе работала. Так как она была штурмовичкой, комсомолкой, то она уже была начальником какого-то торгового отдела магазина.
От вокзала к дому мы сначала ехали  по улице Киевской. Вокруг были одни развалины.

 Помню, проезжали деревянные мосты. Они дребезжали. Сначала один, потом – второй, затем Королевский замок - такая черная громадина, рядом с ним фигура Вильгельма на коне с отбитой рукой. Дальше площадь, разбитая вся. Мне особенно запомнился на площади Северный вокзал, там стояли только одни стены.
Мама стала работать кассиром в «Гастрономе». Света не было, были свечи, магазин работал с  8 утра до  10часов вечера. Дома у нас на столе ставилась тарелка. В неё клали скрученный бинт – это был фитиль. В тарелку заливали масло и поджигали. Было светло.
Работа в магазине заканчивалась в десять часов вечера. Мама приносила к нам на 3-й этаж чемодан денег, туда,  где мы жили. И мы с братом перебирали, рубли, тройки, складывали впачки по 100 штук. А потом она уходила вниз, в бухгалтерию, и все это сдавала. Продолжалась это до до 12 часов ночи. Это происходило каждый день.


4. Ваши первые впечатления от Калининграда и завода.

Город был весь в развалинах,  все было разбито. Это нами воспринималось как-то спокойно, нормально.

В нашем дворе, внутри развалин или на улицах, машин-то не было,  мы играли в футбол, Вместе с нами играли и немецкие ребята. Была популярна тогда игра в «Штандер». На кирпич ложилась доска, на её один конец – палочки, водящий бил по другому концу доски, кричал «Штандер!», палочки разлетались, он их собрал, а мы прятались. А он начинал искать, где мы спрятались.
Рядом в подвалах на улице  Каменной жили немцы с детьми. Дети  приходили к нам, с ними мы вместе играли во все наши игры. Было и такое,  мы их подкармливали во время  игры в футбол в нашем дворе. Бегаем, играем, а мама кричит с третьего этажа: «Кушать!». Мы забегаем, берём кусок хлеба с джемом и возвращаемся играть. А там отламываем от куска немецким ребятам.
 Я учился в первой школе. Школа была мужская, брат был на два года старше меня и тоже там учился. Недавно прошла статья в «Калининградской правде» о первой гимназии, я семь лет учился в ней.

В статье говорилось, что первым учеником в этой школе был Роберт Рождественский. А потом там было написано, что Роберт Рождественский там два года проучился и уехал в Австрию, так как отец его был военным.
 Я спрашиваю брата: «Ты с ним вроде бы учился». И правда - учился, тогда классы были небольшие.
Итак, я  семь классов отучился в первой гимназии, она была мужская, а рядом была четвертая школа, на улице Чернышевского - женская. Потом сказали, что надо, чтобы вместе учились мальчики и девочки. Половина мальчиков отправили в четвертую школу учиться, а половину девочек в первую школу. А я жил на территории ближе к четвертой школе, меня в нее и перевели. Я восьмой и девятый классы учился в здании на улице Чернышевская (Один подъезд была наша школа, а другой – пединститут), а десятый класс  уже в новой школе на улице Карла Маркса.
У нас, помню, в классе было 12 мальчиков и 12 девочек. Меня посадили за парту с девочкой, которая тоже родилась, как и я,  5 декабря 1939 года. Она сейчас жива. Она потом стала педагогом.

5. Как происходило устройство на работу?

 После окончания 10-ти классов все мальчики уходили в военные училища, а все девочки - в пединститут. У нас кто-то поступал  в военно-морское училище, а я решил поступать в военно-инженерное училище в  посёлке Борисово. Но что-то там меня забраковали, сказали - негоден.
 Что делать?! Куда идти?!
Вадим Курилов учился вместе со мной, его мама была первым заместителем главы нашего Калининграда.

Мы встретились с ним у парка имени Михаила Ивановича Калинина, разговорились.
Он сказал мне, что никуда не хочет поступать, хочет идти на завод.
Я спрашиваю:
«А куда ты идешь?».
- На 820-й завод. Это бывший немецкий  завод «Шихау».
--Давай, пойдем?
- Давай! Поговори со своей мамой.
- Я поговорю с мамой.
И мы пошли с ним на завод. Он – стал слесарем,  а я - токарем.
 Вот так я очутился на этом заводе.

6. Как Вам работалось на заводе?

В 1957 году я пришел работать на завод. Лучшее место для работы - это завод.


7.Как часто менялись кадры на заводе?

Я не знаю, но мне кажется, не часто. Это в первое время на заводе часто менялись кадры.

Если Вы возьмёте книгу «Калининградские корабелы», которую я написал в 2005 году
В основе её были воспоминания майора Алексея Семёновича Ганжи. Сразу же после войны на нём работали  посланные сюда наши люди (их было немного) и немцы, а потом в апреле 1946 года сюда пришел первый эшелон вербованных с Поволжья, численностью в  тысячу человек.
Их расселили  на Шпандин-1, Шпандин-2, Шпандин-3, Шпандин-4, на Шпандин-5 их не расселяли, там жили власовцы, их там охраняли. Потом половина вербованных уехала, не прижилась. А половина осталась. Текучесть потом была небольшая, потому что там было своё ремесленное училище, филиал Судостроительного университета. Я тоже туда поступил заочно, а потом в армию забрали.
В нашем цехе работало человек 300. Текучки практически не было.
На заводе было прекрасное питание, работали столовые. Первые три месяца я был учеником токаря, и мне моей зарплаты хватало покушать в столовой и на развлечения.
        Советская власть была, хорошая власть, она  заботилась о рабочих.

8. Какие способы повышения квалификации существовали на заводе?

В нашем цехе меня учил меня токарному делу токарь высшего разряда Василий Иванович Крутилёв.

В цехе было много молодых парней, которые  уже отслужили в армию.
Мне  запомнился такой случай:  принесли для  обточки огромную коробку передач двигателя корабля. Её дали пожилому токарю, чтобы он расточил её. Он целый день бился-бился, ничего не смог сделать, не мог установить правильно на расточном станке. И отказался. Взялся другой - молодой парень, лет двадцати семи. И он за день расточил её и получил большую сумму денег. Тогда хорошо  платили за труд.

9. Какие школы для рабочих существовали при заводе?

Ремесленное училище было и филиал Ленинградского Судостроительного института.

10. Каков был средний возраст рабочих цеха/отдела, в котором Вы работали?

Молодых было много. Ну, как молодых, до тридцати лет. По-моему, людей всех возрастов было - одинаково. Были и женщины возраста 25-40 лет.

11. Каково было примерное соотношение численности мужчин и женщин цеха/отдела, в котором Вы работали?

Женщин процентов 15-20%.



12. Каков был приблизительный национальный состав рабочих цеха/отдела, в котором Вы работали?

Русские, белорусы.

13. В каком состоянии находились станки/оборудование/инструменты цеха/отдела, в котором Вы работали? Сохранились ли трофейные (немецкие) станки/инструменты/оборудование и приходилось ли Вам на них трудиться?

В основном были только немецкие станки. Был одни наш станок 1К-62. Хороший станок. Немецкие станки находились в шикарном состоянии. На этот станок 1К-62 поставили одну из лучших девушек. Но когда она болела, мне приходилось за нее на этом станке работать. Он был самым современным. Немецкие станки были огромными, а это был станок для изготовления простых деталей, скоростных, объемных. Немецкие станки до сих пор стоят там. Они специальные, длинные.

14. Случались ли аварии на заводе и почему они происходили?

Нет, при мне не было. Где-то случались, а в цехе нашем не было.


15. Случались ли в цеху/отделе травмы. Как наказывались виновные в несчастном случае?

Редко, Были только порезы от острых стружек.
На заводе был свой медпункт.

16. Случался ли в цеху/отделе выпуск бракованной продукции? Как наказывали виновных в браке?

По-моему, не было.

17. Приходилось ли Вам оставаться на сверхурочную работу? Как Вы лично относились к сверхурочной работе? Как оплачивалась сверхурочная работа?

Иногда, да. Потому что заказ идёт, корабли мы же не только строили, но и ремонтировали. Мы работали и в три смены. И автобусы раз возили нас по ночам до дома. Я жил тогда на Коммунальной, смена начиналась в восемь часов. Было два пути. Летом я бежал по улицам Коммунальной, Чапаева, выходил на Кутузова, Вагоностроительную, а там стоял пароходик. Весь мой путь на завод занимал минут сорок. А зимой я бежал к  универмагу «Спутник», где было кольцо трамвая  «двойки». Он  доезжал до парка Балтийского, там я пешком доходил до завода. И так успевал. Трамваи ходили быстро.
Мастер давал наряд изготовить болты или какую-то другую деталь. И когда он давал наряд, там была написана стоимость моей работы.

18. Какие виды поощрений применялись у Вас в цеху/отделе?

Премии. Ежемесячно, и ежеквартально.

19. Какие виды социального страхования применялись на заводе?
Бюллетень давали, но я не болел никогда.

15. Получали ли Вы спецпитание?

Молоко получали.

16.   Случались ли в цехе/отделе, в котором Вы работали случаи нарушения трудовой дисциплины рабочими (прогулы, опоздания, хулиганство, пьянство на работе, сон, курение, несоблюдение правил ТБ, халатность)? Какие виды нарушений, по Вашему мнению, были распространенными? Расскажите об отношении начальства (а также коллектива) к нарушителям дисциплины и о мерах их наказания.

Не видел. Правила техники безопасности иногда нарушались. Очки не надел - мастер поругал.

20. Расскажите о компаниях по благоустройству и озеленению Калининграда, в которых участвовал коллектив цеха/отдела, в котором Вы работали?

Ходил на заводской стадион. В воскресные дни иногда были субботники. В них участвовать была интересно.
Мне нравилось.

     Раздел 2. Бытовые условия жизни рабочих

1. Расскажите о Ваших жилищных условиях по прибытии в Калининград. Как они изменялись в период 1948-1953 гг.?

Мы жили в доме на Сталинградском проспекте и на углу улицы Каменной. Когда мы приехали там уже жила моя  двоюродная сестра, ровесница моего брата - Галя, и тётя Зоя. На этаже было 8 комнат и столько же семей. Наверху была, мансарда - чердак,  там немка жила, которая убирала, наши родители  ее подкармливали.

 В 1947 году совсем рядом, на улице Коммунальная, 3, пленные немцы отремонтировали дом. И нам дали одну комнату на первом этаже, в квартире на три семьи. Там была кухня, котелок стоял для отопления всей квартиры.  3 семьи по очереди топили, еженедельно этот котелок. Подвалы были у уаждого жителяквартиры дома, для топки гусударство на выделяло угольные брикеты.
И вот мы с братом в свою неделю топили этот котёл. В квартире было жарко.
Печка стояла с конфорками, электрочайник и керогазы были. На керосинке готовили еду на плите. У немцев дом этот был газифицирован, за парком Калинина стоял Коксогазовый завод.
У нас в коридоре стоял счетчик немецкий - газовый, у немцев газ был подведен. Года через три-четыре у нас появился первый газ. Заработал Коксогазовый завод, и мы уже потом пищу готовили на газу. Вода сначала была в колонках, гидрантах.

Мы из гидрантов воду брали. А потом появилась вода, а вода у нас из немецкого водохранилища бралась, которое находится на Гвардейском проспекте.




2. Опишите обстановку в Вашей квартире/комнате.

Комната была большая. Кровать, ширма, стол один, стол второй, где мы занимались, стульев несколько и всё. Потом, когда брат окончил Энергетический техникум, он привез после стажировки патефон. Радиоприемник-тарелка у нас была, она висела на стене.
Тогда телевидения не было, я любил слушать постановки, театр у микрофона.
Была библиотека при «Гастрономе». Она была на втором этаже нашего дома, где была  комната с немецкими книгами, взятыми у немцев. Они, когда захватывали нашу Россию, грабили музеи и библиотеки и привозили в Кёнигсберг  книги.
 Вторая библиотека была на улице Бородинская, 13, сейчас эта областная детская библиотека имени А.Гайдара. Там я был записан одним из первых читателей.

Наш товарищ, дядя Петя, который с нами в эшелоне ехал, жил рядом с Историко-художественным музеем. Остров Канта был весь разбит. Он занимался там раскопками, искал добро. Иногда приезжал к маме со своей женой, и  приносил нам книги, которые там нашел.

 И мне запомнилась книга «Порт-Артур» Степанова. Вот такая огромная, я ее перечитывал, а потом, когда меня в армию забрали, мама осталась одна.

 Я приехал в отпуск и спрашиваю её: «Мама, где книги?».
«Я сдала в скупку», - ответила мама.
 «Что же ты наделала, они бы сейчас бесценными стали», - сожалел я.
Там же было десятка два бесценных книг.


3. Расскажите о том, какую одежду и обувь Вы носили и где ее приобретали.

С одеждой и обувью нам помогало государство. В школе нам выдавали ботинки. Мама покупала на одежду на пенсию, которую давали за отца. Потом тетя Зоя помогала. К ней в 1953 году приехал фронтовой муж, выпустили его, за что-то сидел,   провинился. Капитаном третьего ранга он  был. У него френчи морские всякие были. Вот один из них он подарил мне.
Простая одежда стоила дешево, по–моему, брюки 3 рубля.

4. Где и как Вы питались в рабочее и внерабочее время? Где обычно покупали продукты и сколько они стоили? Расскажите об условиях питания в заводской столовой (стоимость, качество приготовленных блюд и обслуживания, имелись ли очереди). Приходилось ли Вам готовить пищу на общей кухне?

В детстве мама готовила еду на нашей кухне. Мы ловили рыбу, раков в озёрах на конце  проспекта Мира, там два озера и приносили домой. В озёрах было много рыбы и раков. Яблок, вишен и всего другого было очень много в бесхозных  садах.
Мы на немецких велосипедах с ребятами ездили на озеро в Колосовку и ловили там раков и рыбу.

5. Какие формы проведения досуга Вы предпочитали?

Футбол, кино. Кино было дешевое. Кинотеатр «Победа» в 1946 году открылся. Первые фильмы там были «Чапаев», «Тарзан». Мы сами построили между домами на улице Коммунальной 3 и 7 волейбольную площадку, купили волейбольную сетку и по вечерам играли в волейбол.
 Мы играли в футбол вр дворе, на нашей улице Коммунальной, машин на таких дорога тогда не было. Зимой мы на каток ходили, там, где стадион «Пионер».

6. Какие книги/газеты/журналы читали или выписывали? Сколько стоили книги?

      Мама всегда выписывала «Калининграду».

7. Посещали ли Вы библиотеку и как часто?

Я был записан в трех библиотеках. Прочитал всего Золя, Купера, Драйзера, Джека Лондона, все-все, что было в библиотеках. Ребята все читали книги.

8. Посещали ли Вы театр? Какие спектакли Вы смотрели? Какова была стоимость билета? Какая атмосфера преобладала на спектаклях?
Сразу скажу, мы любили наш театр. Я ходил на спектакли  «Вилла Эдит», «Парень из нашего города» и другие.
 Моя мама была любительницей спектаклей. Театр был сначала  на улице Бассейной, а потом театр отстроили на улице Театральной.
9. Имелись ли на предприятии «красные уголки»? Как вы относились к посещению «красных уголков»?

Имелись. У нас в цехе была целая комната. Я с удовольствием её посещал. Обед - час. Сбегаешь в столовую и читаешь газету, или играешь в шахматы. Там даже у нас проводился шахматный турнир. Там я научился играть хорошо в шахматы.

10. Как Вы проводили свободное время дома?

В основном, в своём дворе. Читал книги, слушал радио, играл с ребятами в волейбол, и другие игры.

11.Как Вы отмечали государственные и личные (семейные) праздники?

Школа всегда ходила  на демонстрацию. И я помню, когда был май месяц между 10-11 классами, тогда было очень жарко. Я с друзьями побежал на озеро. Мы искупались, пришли в школу, встали в строй и пошли по Сталинградскому проспекту к площади Победы.
Демонстрация у нас когда-то была на стадионе «Балтика», раньше этот стадион  назывался «Пишевик».
Когда было  10 лет Калининграду, нас всех построили на  стадионе «Пищевик»  (Балтика), и мы пошли  с факелами к мемориалу 1200 героям-гвардейцам.
В то время, когда я работал на заводе, был построен  Дворец культуры «Янтарь» - на улице Судостроительной. В этом дворце меня провожали в армию.
Завод был огромный и тогда в ноябре 1958 года из него собрали человек 100 призывников . Всех нас построили, и военком вручил всем нам по часам «Победа».
А к семейным праздникам мама наготовит кушаний, никаких водок тогда не было. Кепку подарят - и все в порядке. Ботинки, штаны новые купят - вот подарок.



12. Как у Вас складывались отношения с соседями по дому?

Хорошо. Честно, в квартире  с нашими соседями мы жили дружно, по дому - тоже. Все помогали друг другу. Был коллективизм у народа.


                Раздел 3. Мировоззрение рабочих

1. Расскажите об организации и проведении партийных собраний и заседаний партбюро. Выступали ли Вы на них? Как Вы относились к собраниям и заседаниям партбюро? Помогали ли их постановления решать насущные проблемы?

Я в комсомоле был. В комсомол вступил еще в школе. Потом состоял в комсомольской организации цеха. Надо участвовать где-то - идешь, например, на демонстрацию. Надо на субботник пойти - с радостью. Сейчас телевизор смотришь, а тогда этого не было.

2. Как часто у Вас в цеху/отделе выпускались стенгазеты? Каков был характер заметок?

Этим занимался профком. Я плохо рисовал. В неделю раз выходила, по-моему, газета. Ругали иногда кого-то, если кто-то опоздает, о нем напишут сразу заметку.

3. В чем Вы видели смысл жизни?

Когда был молодым, смысл жизни виделся в том, чтобы выучиться. О семье я и не думал тогда. Думал стать военным, я им и стал. Сейчас, по-моему, смысла жизни у молодёжи и людей никакого нет.

4. Какова была Ваша цель в жизни? Достигли ли Вы этой цели? Что мешало ее осуществлению? В чем Вы видели цель своего каждодневного труда?

Выучиться, как тогда мы понимали в наше время стать нужным, полезным для страны человеком, ну и для себя. Раз ты выучился, то у тебя уже есть какие-нибудь другие перспективы. Мне Бог помог из самого низшего слоя человечества нашего рабочего класса, без отца стать писателем и военным командиром.

5. О чем Вы мечтали? Сбылись ли Ваши мечты?

Семья есть, сын есть, внук есть. Нормально все, все закончили, все есть. Пока с женой живем более пятидесяти лет. Все в порядке, никак там многие меняют жен. Самые верные жены - это офицерские. Они, вступив в брак, они проходят всю историю жизни вместе с нами.

6. Состояли ли Вы в партии?

      Состоял. Вступил в партию в 1962 году.



7. Как Вы относились к партийным работникам? Влияла ли партийность работника на его положение на работе (выгодно ли было состоять в партии или нет) и как коммунисты относились к беспартийным?

Хорошо! Они были простыми людьми, практически помощниками начальников в организации, где работал человек. Сейчас разболтанность и пьянство. Тогда апртийная и комсомольсккая организации следили за моральными качествами человека.

Если человек, особенно, партийный, он уже боялся, что станет в случае плохого поведения изгоем, ненужным для своей партии, для места, где он работает.
А сейчас - если ты в партии, то ты уже имеешь  какие-то привилегии, тебя могут и не наказать..

Я был в Риге заместителем главного инженера крупнейшего производственного объединения «РЭЗ (Рижский электромашиностроительный завод)  - 4 завода. Завод выпкускал все элетрички Советского Союза, стиральные машины (Рига -17З), 14 тысяч человек работало в нём. Я отвечал там за всё инженерное оборудование и многое прочее.

Как-то ко мне пришел начальник транспортного цеха и говорит в таком духе: «Вот  Вам докладная записка,  о том, что я вчера  был на Дне Рождения и потом попал в медвытрезвитель».

Начальник транспортного цеха - партийный человек. И он с утра, придя на работу, собрал профсоюзное собрание своего цеха и потребовал, чтобы ему дали строгий выговор. И он  поклялся, что этого больше у него такого не повториться.
 И даже  были  в партии такие случаи: ругались муж ругается дома с женой; жена придет к парптийному секретарю, пожалуется на мужа.
Его вызовут, скажут, что это очень плохо  ругаться с женой, поставят на вид, а порой скажут: «Ты смотри, будь достойным, а то тебя выгоним».
После этого он  ведёт себя нормально.
 А сейчас куда идти? Некуда.

Когда я был командиром части, то выступал с докладами. Я сейчас вспоминаю, что в воинской части был большой зал,  человек на триста. Я должен был сделать доклад в честь Великой Октябрьской Социалистической революции, потом концерт был и все другие торжества.
       И мне пришлось читать доклад - минут тридцать. Тогда были нормы для докладов - тридцать-сорок минут. Народ понимал это, он был патриотичен. Так что мне много приходилось везде выступать.

8. Как Вы относились к деятельности профсоюза?

У нас ы цеху был председатель профсоюзной организации. Он организовывал поездки на море, шахматные турниры, спортивные соревнования. В цехе  была художественная самодеятельность.

Профсоюз был сильной и нужной организацией.. Он был защитником рабочего, без его решение рабочго никто не мог уволить с работы. Это сейчас хозяин выгонит и никто за рабочего не постоит.
Видите, какая социальная защита тогда была за простого человека. Будь дисциплинированным, будь нормальным и тебе все блага будут.

Профсоюз ставил на очередь на квартиры, следил за своевременной выдачей вредным цехам спецпитания. Я токарем пол-литра молока получал. И путевки в санаторий бесплатно за хорошую работу давал. Помощь больным оказывал.

9. Существовали ли у Вас в цеху/отделе свои традиции, негласные договоренности между друг другом (взаимовыручка)? Расскажите о них.

Если два товарища работают в цехе, они домами, семьями собираются. У многих были и дачи рядом. На заводе участки давали, и там корпоративы,  по-современному, устраивали. Работают, работают, потом сидят там,  отдыхают.
Выезды были всякие коллективом, к примеру, на рыбалку. Группа собралась, и в субботу мы уезжали на мотоциклах на озеро или речку. Угря  ловили на перемёт в Прегеле.

10. Приходилось ли работать вместе с немецкими рабочими? Как Вы   понимали  друг  друга   (преодолевали  языковой  барьер)? Как коллектив Вашего цеха/отдела и лично Вы относились к ним? А они к Вам?

Они нас не любили, боялись. А мы боялись их, встречались группами в детстве, играли. У немок отцы погибли на нашем фронте, хотя они виноваты. Они остались одни, а наши принесли им такую жизнь, что они же не думали, что «кара Божья» в виде Советской армии накажет их и их правительство. 90% населения было за немцев.
Язык этот очень хорошо понимался. Когда попадаешь в эту среду очень хорошо ты начинаешь говорить по-немецки.
В общем жизнь тогда была нормальная. Человек был нужен заводу, завод защищал его.

На российском сайте «Проза.ру»
 огромной популярностью пользуется мой рассказ

                Мой завод, моя судьба

Наша жизнь так изменчива, так непостоянна, так противоречива, что диву даешься, как быстро меняют свое мировоззрение, сами становятся совершенно другими наши люди в этом безумном водовороте современного бытия. Чаще всего это делается с теми, кто не прошел закалку в низовых, трудовых, pабочих, воинских коллективах.

       Сейчас, как никогда, я горжусь тем, что был и рабочим, и солдатом, и с огромной благодарностью вспоминаю свой первый заводской рабочий коллектив, свою первую мотострелковую роту.

      Современная молодёжь со страхом смотрит на завод, на производство, службу в армии, боится очутиться в больших коллективах. А я тогда, как многие мои сверстники, так был счастлив, что стал после школы рабочим человеком.

      Стоя у токарного станка, я с огромным удовольствием вдыхал запах срезаемой с металла стружки, смотрел, как победитовое сверло, орошаемое эмульсией, входит, как нож в масло, просто и легко, в железо, видел результат своего труда,  в нужных деталях для механизмов машин и кораблей.



      Я любовался, как работают токари со стажем, отслужившие армию ребята и пожилые мастера, виртуозы токарного дела, как они протачивают валы кораблей, растачивают места посадки подшипников.
И было так приятно после рабочей смены смотреть на то, что ты сделал, и сдать это мастеру. А потом машинным маслом смазать свои руки, тем самым смыть впитавшуюся в ладони черноту отработанного металла, вытереть их чистой ветошью и принять душ, а затем спокойно пойти домой, где заняться чтением, спортом, встретиться с друзьями.

       Тогда мне, молодому токарю, была достаточна моя заработная плата. На заработанные деньги можно было сытно пообедать в заводской столовой, взяв обед, в котором был, так он мне запомнился, большой, хрустящий шницель (по-нашему лапоть), никто из рабочих в те времена не имел понятия носить с собой на завод еду, кипятить в обед чай. Этих денег хватало на обеды в столовой, на одежду, на оплату - жилья и на развлечения.

      Это была жизнь полная забот, романтики, учебы, своего совершенствования. Для повышения своего рабочего мастерства я учил допуски и посадки, правила пользования штангенциркулем и микрометром, и другими точными измерительными инструментами.
     Я любил, как и многие калининградцы, свой завод, который тогда назывался и «820-м», и «заводом почтовый ящик 29», а потом стал «Янтарём».  Завод учил людей жизни.

Поверьте, я не помню своего учителя токарного дела Сергея Ивановича Крутилёва, когда-нибудь выпившим на работе, и чтобы, кто-то там, в цеху, предложил мне выпить с получки. Была, по-моему, какая-то врожденная порядочность  людей.
И спустя тридцать лет после армейской службы в солдатских коллективах меня снова потянуло на завод,  самый современный по своему профилю – «Рижский электромашиностроительный завод».

      Я знал, что только в заводской среде найду удовлетворение, увижу дорогих моему сердцу рабочих людей. И это произошло. Я снова ходил по цехам, видел работу токарей, мастеров высшей квалификации, работающих на станках с числовым оборудованием: сталевара, плавящего металл; рабочих, создающих станины корпусов больших и малых тяговых машин, электромоторов; женщин, работающих на различных конвейерных линиях; инженеров, кандидатов наук, Героев Социалистического Труда, обслуживающих наисложнейшие автоматические комплексы, производящие опробование, обкатку самых современных электрических машин.

       Но спустя несколько лет перестройка разбила, разобщила трудовые рабочие коллективы. Средства массовой информации заполнил лавочник, делец, вор, мент. А где человек труда, рабочий человек?

       Писатели, журналисты, сценаристы, кинематографисты в долгу перед человеком труда.

Ведь любое государство - это большой корабль, и в нем должно быть всё взаимосвязано: и груз, и команда, и капитан. Только тогда наш корабль двинется вперёд.

Мы все в ответе за себя, за своих близких, за свою страну.


Рецензии
Здравствуйте, Герман! Замечательно рассказали о людях и жизни в городе ставшем нашим. Хорошо помню театр на Бассейной, каток на озере. Училась в 8 классе
в 21-й школе, а 9-й и 10-й классы в 18-й школе. Была учеником токаря 6-го разряда, только в П/Я192.По одним улицам ходили. Развалки разбирали. Работали и одновременно учились, Занимались спортом. Профсоюз, комсомол воспитывал. Спасибо за рассказ, многое вспомнилось. Здоровья, творческих успехов!
РS. Посмотрите- В пункте 11-м Выговорите о 10 и 11 классах. В Те годы была десятилетка.
С уважением- Ада

Ада Бабич   15.09.2023 02:19     Заявить о нарушении
Прекрасно! Рад, что есть такие же рабочие люди, как и я. Успехов Вам в Вашей жизни.

Герман Бич   15.09.2023 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.