В. Ц. Аншелевич Музыкант и Учитель. Часть 5

Вспоминают ученики.

"Помнится, - вспоминает Владимир Бабин, - Владимир Цезаревич рассказывал, что в детстве он любил, как и другие мальчишки, побегать, поиграть в мяч, поплавать в речке - да мало ли что ещё... И он постепенно выработал систему занятий, которая позволяла ему успеть всё. "Одного только - говорил он - я никогда не мог себе позволить: придти к Миньяру с невыполненным заданием".
 
   В ведическом учении, философии Древней Индии, этот принцип известен, как принцип экономии усилий, или "делать меньше и совершать больше". Знал ли Аншелевич этот древний закон? Или же пришёл к нему сам? Интересный вопрос... Но ответа на него уже нельзя получить. Хотя, В. Бабин уверен, что Учитель пришёл к этому сам. И впоследствии сумел научить этому золотому качеству многих своих учеников, в частности его самого. "Даже я, учась в МГКонсерватории мог за короткое время сделать очень многое, например, выучить Концерт Хачатуряна 1-ю часть за одну неделю. Потом выступление на классном вечере Галины Семёновны (разумеется наизусть). Симфония-Концерт Прокофьева (целиком) -- 2 недели, да ещё болел пару дней в это время, и опять выступление. Это всё - ШКОЛА АНШЕЛЕВИЧА!" - с восхищением вспоминает ученик и друг своего учителя Бабин. И продолжает: - "Он, кстати, никогда не говорил общие слова, был конкретен. Например, вместо того, чтобы, как многие другие педагоги, сказать: "Ты знаешь, это место не звучит - тебе надо ещё поработать над ним", он мгновенно выяснял: почему не звучит, пока- зывал как это должно было быть и что надо делать, чтобы это получилось. Обычно, он предлагал попробовать используемые им способы занятий прямо на уроке. И  "шероховатое" место в 99.9 случаях из 100 сразу начинало получаться. Разумеется, потом нужно было работать над этим дома, но ученик уже знал, что делать!"
 
   Много сил и внимания отдавал В.Ц. Аншелевич своим ученикам и студентам. Часто, по примеру своего педагога Миньяра, приглашал к себе домой для дополнительных занятий. Но такой чести удостаивались не все, а самые талантливые и трудолюбивые. Те, из которых мог выйти толк. Зачем растрачивать драгоценное время на лентяя? Случалось, что такой метод "избирательности" возмущал родителй ученика. Одна мамаша четвероклассника даже решилась пожаловаться директору музыкальной школы Атакишиеву, что Аншелевич уделяет её сыну меньше внимания, чем другим (говорилось конкретно о Вове Бабине). На что Аншелевич с достоинством ответил: "Можете ли Вы сказать, что урок Вашего сына когда-нибудь длился меньше, чем положенные 45 минут, или я занимаюсь с ним недобросовестно? - Нет. - Значит, он получает полноценный урок. А если я уделяю больше времени (бесплатно!) тем, кто лучше занимается - это уже, я думаю, никого не должно касаться. Сколько минут продолжается урок? Сорок пять? Отлично. Ни одной минуты меньше, но и больше тоже, я не трачу на вашего сына." И директор согласился с ним. Спор был решён без дальнейших проблем.
   В небольшой двухкомнатной квартирке профессора в первой комнате стоял книжный шкаф, кресло и журнальный столик с уютной лампой под широким абажуром. Там и располагались ученики и студенты, пришедшие позаниматься. А потом, если хватало времени, были интересные разоворы, скромное угощение с чаем, с печеньем, и всегда хорошее настроение. При чём, на такие дополнительные занятия приглашались не только его студенты по классу виолончели. Мне посчастливилось бывать на его дополнительных уроках дома в качестве ученицы школы, а потом и студентки консерватории по классу ансамбля. И какие же интересные были уроки! Не хотелось уходить домой.

Владимира Цезаревича отличала от многих учителей замечательное свойство полного отсутствия эгоизма. Обычно, талантливого ученика или студента педагог стремился удержать в своём классе, не отдавать более искуссному педагогу.
 Да, через его руки прошло много способных и талантливых учеников. Но наступал такой момент, когда Аншелевич понимал, что для дальнейшего успешного развития ученику лучше покинуть его, своего педагога, иногда даже и семью, любимый город. И тогда он отправлял его в Москву, Мекку советского студенчества. Так случилось с собственным сыном, Юрием, который продолжил своё образование в Московской консерватории. Так получилось и с талантливым Бабиным, которого Аншелевич самолично отвёз в Москву, чтобы показать блестящему педагогу и виолончелистке С. Козолуповой.
   Владимир Бабин остался в Москве и жил там, пока не переехал в Америку (уже взрослый, с семьёй, и много позже). В.Бабин имеет основания называть его своим вторым отцом, столько сил и внимания отдал ему Аншелевич. "Ты мог бы и здесь учиться и заканчивать консерваторию, - сказал ему тогда Владимир Цезаревич. - Но надо, чтобы тебя окружали такие музыканты, которых ты должен стараться превзойти." В связи с этим я часто вспоминаю его любимое изречение "быть первым не на деревне, а первым в городе".
 
   Так судьба школьника старших классов была решена. Семья Бабина оплатила расходы на поездку в Москву. Три дня ехали поездом Аншелевич и Володя из Баку в Москву. Неделю вместе провели в Москве. С любовью Владимир называет Аншелевича своим вторым отцом.

 


Рецензии