В. Ц. Аншелевич Музыкант и Учитель. Часть 6
Но снимками с великими и знаменитыми дело не ограничевалось. Не менее, я бы сказала, пунктуально наш Учитель вёл Летопись своих учеников из школы для одарённых детей имени Бюль Бюля, и студентов Азербайджанской консерватории. У меня сохранились все фотографии за восемь лет, что я была вначале ученицей, а потом студенкой, в классе ансамбля у Аншелевича. Много фотографий мне было любезно предоставлено семьёй и студентами Владимира Цезаревича. И все снимки были подписаны или самим Учителем, или его студентами.
Дорогому Владимиру Цезаревичу от учеников, нередко огорчавших его, но горячо любящих. Т.Рохлина, Г.Калантар, Л.Мусаэлян, В.Ц.Аншелевич.
Такая трогательная надпись выведена старательной детской рукой на обороте этой тронутой временем фотографии. Наверно, и фотография, и надпись к ней могли бы послужить блестящим примером необыкновенно тёплых и проникновенных отношений между учителем и его учениками. Все без исключения его студенты и ученики, с которыми мне пришлось побеседовать во время написания этой статьи, вспоминали его именно так. С теплом и любовью. И у каждого было такое чувство, что именно к нему Владимир Цезаревич относился особенно. Из рассказов его студентов явно видно, что для него они были, как семья. Его интересовали не только музыкальные успехи подопечных, но они сами, их личная жизнь. Такой огромной душевной щедростью обладал Владимир Цезаревеч Аншелевич.
Но продолжим наш рассказ.
В 1960 году в АГК была создана кафедра камерного ансамбля. Первым её руководителем стал замечательный виолончелист и педагог И. М. Турич. Но с 1962 год по 1976 год ею руководит В.Ц.Аншелевич. Именно в эти годы закладываются основы творческого и организационного становления кафедры.
Это время с благодарностью запечатлено в истории Азербайджанской музыки на сайте Бакинской Музыкальной Академии (как позже была переименованна Консерватория им. Уз.Гаджибекова).
"И молодые, и их старшие товарищи по кафедре, безусловно, знают и помнят, что успехи кафедры во многом обусловлены заслугами тех, кого уже нет среди нас. Это виолончелисты: А.С.Шварц, В.Ц.Аншелевич, И.М.Турич, С.Г.Алиев, А.Х.Нейман; скрипач А.А.Садыхов.
Своей преданностью музыке они оставили о себе добрую и заслуженную память."
Не менее важную и интересную часть работы составляло преподавание в музыкальной школе при Консерватории. Созданная в 1938 году по инициативе Уз.Гаджибекова и под руководством Кёкяб ханум, она питала и пополняла творческие кадры высшего музыкального заведения Азербайджана молодыми талантами, бережно взращиваемые учителями десятилетки (как сокращённо называли её бакинцы).
Среди многих преподавателей и профессоров десятилетки, особую роль отводит Аншелевичу в своих воспоминаниях профессор Бакинской Музыкальной Академии Азер Абдуллаев: "Замечательным педагогом был профессор В.Ц.Аншелевич, один из основоположников азербайджанской виолончельной школы"
Дадим слово ученикам
Если бы даже и удалось найти имена всех, абсолютно всех музыкантов, которые попали в орбиту педагогической деятельности Владимира Цезаревича Аншелевича, этой статье не было бы конца и края, так много их было в разное время, ведь круг учеников и студентов не ограничивался лишь одним, родным инструментом, виолончелью. Благодаря камерному ансамблю, и виолончелисты, и скрипачи, и пианисты, и альтисты -- все называют Аншелевича своим учителем. Даже вокалисты!
Знаменитый на всю страну певец, Муслим Магомаев, в своей книге "Любовь моя - мелодия" отдаёт дань педагогическому мастерству виолончелиста, профессора Бакинской консерватории, В.Ц.Аншелевича. Муслим Магомаев с теплом вспоминает об их встрече:
" В те же годы меня приметил превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории Владимир Цезаревич Аншелевич, о котором не однажды лестно отзывался и Мстислав Ростропович.
Меня и поразило, и смутило необычайно эмоциональное отношение профессора к моим вокальным данным: "Голос у тебя дай Бог!.." Но тут же Аншелевич назвал мой главный недостаток - я пою так, как будто хочу убить всех своим звуком. На что я с некоторой бравадой подтверждал этот свой изъян: "Да, я хочу петь как итальянцы. У итальянцев именно такие "голоса - с напором". - "С напором петь хорошо, но певцу надо быть музыкантом. Петь как инструмент, например как виолончель. Она ближе всего к человеческому голосу".
И профессор Аншелевич стал безвозмездно, может быть, ради любви к делу, ради творческого интереса, давать мне уроки. Занимались мы месяцев пять. Он не вмешивался в вокал, не ставил голос (это было заботой Сусанны Аркадиевны), а показывал, как филировать голос - убирать звук, учил обращать внимание на ремарки автора: если пиано, то и надо петь пиано, если меццо-форте, то именно так, а не иначе. А если, скажем, крещендо, то и надо усиливать звук без срыва, плавно.
Всем этим техническим премудростям он учил меня долго и терпеливо. Это позже, как следует поучившись, я позволял себе вольности с авторскими пометками, а тогда это была необходимая школа."
Я решила привести здесь эту большую цитату потому, что она очень точно характеризует Владимира Цезаревича Аншелевича не только как музыканта, но и как человека, у которого на первом месте всегда была музыка. Человека, который не мог оставаться равнодушным не только к своим ученикам. И если он мог помочь советом, Аншелевич это делал с любовью и удовольствием.
Эльдар Искендеров, Народный Артист Азербайджана, профессор консерватории, провёл не так много времени в классе Аншелевича, всего лишь первые два года в школе-десятилетке. И потом у него было много великолепных преподавателей. Но первые уроки запомнились навсегда и оставили неизгладимый след в памяти.
"Что касается школы, делится воспоминаниями Эльдар Искендеров, -- мне очень повезло как с педагогами,так и с системой образования,поставленной в те далёкие времена у нас в Азербайджане.
Я столкнулся с двумя направлениями в музыкальном образовании -- одно из них большее внимание уделяло технической стороне и профессиональным навыкам. В первую очередь это можно сказать про время моего обучения в классе проф.В.Ц.Аншелевича -- прекрасного специалиста в постановке рук,знатока многих секретов в технологии и в частности в штрихе стаккато. Он делился этими секретами со мной и уделял большое внимание системе домашних занятий."
"Я бы добавил, -- (Вл. Бабин), -- что Владимир Цезаревич уделял огромное внимание музыкальноей стороне тоже: фразировка, чувство формы, воспитание хорошего вкуса, но он никогда не навязывал свою трактовку произведения, поддерживал индивидуальность ученика. Я помню, как мой друг, виолончелист Карэн Мелик-Степанов, и я играли у В.Ц. в камерном классе Сонату Э.Каппа. Карэн играл её в героическом плане, а я -- в лирическом. И В.Ц. поддерживал каждого из нас."
Гюльшен Аннагиева, пианистка, окончившая А.Г.Консерваторию в 1984 году, с особым теплом вспоминает своих учителей, которые сформировали её не только как музыканта, но и как личность. В их числе -- В.Ц.Аншелевич.
"В данном случае, удача мне улыбнулась и в моей жизни появились замечательные Учителя: Е.И. Портнова, Е.Е. Крупкина, В.Ц. Аншелевич, И.А. Гуделис, Э.Ю. Сафарова, И.В. Абезгауз, О.Е. Фельзер, Ф.Караев, и еще многие удивительные личности, которые, может быть, не преподавали мне фактически, но так, или иначе, помогли и научили меня чему-то важному.
Так вот, если повезёт и такой Учитель появится, то он обязательно увлечёт ребёнка в мир прекрасного, и тогда этому маленькому человечику уже не "избежать" этого, такого необходимого, влияния искусства (музыки), которое в дальнейшем будет не только дарить счастье общения с классиками, но даже защищать от всего сложного и негативного."
Свидетельство о публикации №223071901630