В. Ц. Аншелевич Музыкант и Учитель. Часть 8

Эмиграция. Печальная история виолончели. Память.

  В начале девяностых годов четой Аншелевичей было принято решение уехать из Баку. То время было неспокойным для республики, переломным в её судьбе. Многие жители столицы покинули Баку, разъехались в разные страны. Аншелевич с женой Мусией Иосифовной решили уехать в Израиль, где уже обосновались многие наши музыканты. Но отъезд по разным причинам откладывался. И только в конце 1992 года, в ноябре, они уехали из Баку. Тогда же на таможне произошёл печальный инцидент с виолончелью, которой так дорожил Владимир Цезаревич. Её отобрали, хотя на руках музыканта было разрешение на вывоз инструмента. Надо добавить, что виолончель была куплена на собственные деньги В.Ц. Аншелевича за много лет до его отъезда из республики.
   Трудно сказать, как повлияло это горестное событие на здоровье Владимира Цезаревича, уже тогда больного неизлечимой болезнью. Но через несколько месяцев его не стало...
   Он скончался на руках верной своей спутницы, Мусии Иосифовны, и сына Вадима.
 
"Печальная история виолончели"
Под таким заголовком, вскоре после отъезда четы Аншелевичей появилась в Баку статья в газете "Баку" в феврале 1993 года. В ней рассказывалась удивительная и трагичная для музыканта судьба его виолончели. Рассказала её директор Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана и председатель экспертной комиссии Алла Гаджиагаевна Байрамова (вместе с Э.Искендеровым и А.Нейманом, но о них газета не упоминает).
   Вкратце, в статье идёт речь о том, что с марта 1990 года музей занимался экспертизой музыкальных инструментов, вывозимых за рубеж, с целью выявить наиболее ценные, вывоз которых нежелателен для республики. "Одним из таких отъезжающих оказался заслуженный деятель искусств республики, профессор консерватории В.Ц.Аншелевич. Он обратился к нам в сентябре прошлого года (1992 года. - примечание автора), перед отъездом в Израиль, с просьбой осмотреть его инструмент. Осмотрев данную виолончель, мы её атрибутировали следующим образом: на этикетке внутри её запись -- Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР, ниже сокращённая строчка -- экспериментальная мастерская музыкальных инструментов под руководством... и далее этикетка была повреждена. Всё это было отпечатано типографским способом. А ниже этикетки было написано чернилами -- 1940 год. Этот факт сам по себе не удивителен, поскольку эта мастерская имела свои готовые этикетки, которые приклеивала не сразу, а дата и другие данные, которые могут меняться, вписывались уже рукой. Плюс ещё на внутренней стороне обечайки (боковушки) было написано: Я.И. Косолапов, 1940 год. Тоже чернилами.
   В итоге, мы дали такое заключение: во-первых, это тот самый инструмент, на котором долгие годы играл профессор Аншелевич, во-вторых, оценили приличное качество инструмента, имеющего, однако, ряд недостатков, потому и являющегося оркестровым."
   "Но тем не менее плохим его назвать нельзя. Скорее, это средний инструмент. Мы выдали разрешительный сертификат В. Аншелевичу, подтверждаемый подписями, печатями и запломбировали инструмент для идентификации, что свидетельствует о том, что мы смотрели именно этот инструмент."
 
   Казалось, все необходимые формальности выполнены. Получено разрешение на вывоз драгоценной - нет, не для республики, а для сердца Музыканта - виолончели. Беспокоиться не о чём. И Маэстро играет на ней свой последний, прощальный концерт в зале консерватории, где прошла вся его жизнь, где он воспитал не одно поколение музыкантов, которые пришли послушать его и участвовать вместе с ним в концерте. Запломбированная виолончель пела всё тем же проникновенным голосом. Но ни она, ни её хозяин и друг не знали, что звучит она в его руках в последний раз...
 
   Виолончель замолкла навсегда.
   На таможне, в ночь выезда Аншелевича за границу, её не пропустили.
   Арестованная, она провела несколько лет в хранилищах таможни, пока наконец не попала в Музей, где её отреставрировали заботливые руки скрипачки Ольги Южаниной.
 
   А через четыре месяца перестало биться сердце Виолончелиста.
 
Память

  Азербайджанская республика не забыла своего музыканта, который в течение полувека работал в школе и консерватории, воспитав целую плеяду учеников; солировал в концертах и играл в многочисленных ансамблях со своими студентами и коллегами по работе, принимал деятельное участие в общественной жизни ставшего родным города Баку.
   В апреле 1993 года, в музее Мустафаева (который находится прямо напротив филармонии, где Аншелевич проработал концертмейстером виолончелей не одно десятилетие) был дан концерт памяти В.Ц.Аншелевича. В нём приняли участие многие его ученики, в числе которых были Эльдар Искендеров, Эльмира Сафарова, пианистки Наргиз Алиярова, Эльнара Гашимова и скрипачка Тофа Бабаева. В зале музея, на стенах которого развешены живописные картины, на небольшом золоченом столике был установлен портрет В.Ц.Аншелевича, играющего на виолончели. Казалось, звуки музыки исходили от его поющей виолончели...
   Но нет... Это играли его ученики, отдавая дань любви и уважения своему Учителю...

Слово признательности
 
   Не так давно, разбирая свой архив семейных фотографий, я нашла фото, где запечатлены Владимир Цезаревич Аншелевич со своей супругой Мусией Иосифовной у меня дома в гостях накануне нашего отъезда в Америку. И мне захотелось напомнить всем нашим музыкантам и любителям симфонической музыки о человеке, который так много сделал для расцвета музыкальной культуры в Азербайджане.

   Конечно, без помощи со стороны я бы никогда не написала этой статьи. Поэтому, хочу выразить особую благодарность в первую очередь его сыну, Вадиму Владимировичу Аншелевичу, который прислал мне множество фотографии и документов, снабдив бесценной информацией о детстве и молодых годах своего покойного отца. Эти фотографии помогли мне оживить сухие факты рассказов и документов, приблизить и рассмотреть лицо человека во времени длившемся больше, чем полвека...
 
   Моя глубокая благодарность Эльдару Искендерову, профессору консерватории, работающему ныне в Турции. Он не забыл своего учителя, сохранил его архив, который был вручён ему Аншелевичем перед отъездом в Израиль. Эльдар переслал мне копии некоторых документов и фотографии. Всё это очень помогло мне в работе над этой статьёй.
 
   Вадим Аншелевич познакомил меня с другом своего детства, учеником отца, Владимиром Бабиным, который в настоящее время проживает в Америке и играет в симфонических оркестрах. Мы живём в разных штатах, но это не помешало нашей переписке и разговорам по телефону. Много интересного рассказал мне Владимир. Я бесконечно благодарна ему за то, что он не жалея своего времени, и не взирая на большую занятость, поделился со мной многими фактами биографии Аншелевича и во многом раскрыл мне его, как человека.
 
   Отдельная благодарность Ире Плоткиной (Гаркави). Мы с удовольствием вспоминали с ней молодые годы, нашего любимого учителя Аншелевича... Она и здесь работает в нескольких симфонических оркестрах, концертмейстер Вашингтонского оркестра и Арлингтонского симф. Оркестра.
 
   Людмила Беккер с которой мы играли в ансамбле у В.Ц.Аншелевича оказала неоценимую услугу, вспоминая годы, прошедшие в классе камерного ансамбля. Благодаря учёбе и потом работе в Бакинском Музыкального Училища им. Асафа Зейналлы она переиграла огромный материал камерного ансамбля, сонаты и трио. Она рассказала мне о том, что В.Ц. Аншелевич был председателем Государственной комиссии Бакинского музучилища, где принимал экзамены у студентов. С восторгом и теплотой она делилась со мной воспоминаниями о любимом Учителе.
 
 
 
   1912 4 ноября родился В.Ц.Аншелевич
 
   1920 начал учиться в Тбилисской консерватории у Миньяр-Белоручев
 
   1929 поездка с Цомыком и Феркельманом в Москву и Ленинград с концертами
 
   1929-30 уезжает в Москву
 
   1933 Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей в Москве
 
   1933 работа в Харькове в Гос. Трио.
 
   1934 поездка с концертной бригадой по ВКЖД. Награждён памятным знаком.
 
   1934 женитьба на М.И. Шебшаевич
   1935 участие во Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде. Награждён похвальной грамматой.
 
   1936 переезд в Баку по приглашению Уз.Гаджибекова. Работа в консерватории.
 
   1937 сольный концерт в клубе Бак. Тех училища
 
   1938 работа в школе при консерватории и в консерватории Баку
 
   1938 концермейстер виолончельной группы Аз.Гос. Симфонического оркестра
 
   1938 сент.10 рождение сына Юрия
 
   1944 май 7 рождение сына Вадима
 
   1962-1976 руководит кафедрой камерного ансамбля в консерватории.
 
   1972 апрель 19 получает звание Заслуженного деятеля искусств Аз.ССР
 
   1981-1990 концерты в камерном ансамбле с Аделей Маиловой.
 
   1984 делает доклад на Всесоюзной научной конференции посвящённой 100-тию С.М. Козолупова.
 
   1990 (?) Юбилейный концерт в музее Мустафаева
 
   1992 декабрь отъезд в Израиль.
 
   1993 март 27 В.Ц.Аншелевич скончался в Беер-Шеве.
 
 
  08-25-2011
   Аделя Цодикова (Горфинкель)
 


Рецензии