Коротко о громадной фигуре
Рост — 189 см.
Вес — 90 кг.
Дмитрий Быков
«Тринадцатый апостол»
Среда, день Меркурия. Сегодня дата Владимира Маяковского. Надо отметить. По старому стилю рождён в седьмой день седьмого месяца, по новому – 19 июля 1893 года. На свет прибыл в тот же день календаря, что и его отец, Владимир Константинович, оттого и назван Владимиром. Ему шёл тринадцатый год, когда отец скончался от заражения крови, причина заражения – укол булавкой. Владимиру было тридцать шесть, когда он поставил точку единственной пулей в револьвере. Пуля осталась в теле, смертельный укол.
Первые двенадцать лет детство: читать научился сам, стихи декламировал великолепно, обожаемый баловень для матери, двух сестёр и многочисленных тёток.
Вторые двенадцать лет – перемещение из Грузии в Москву, учёба прервана, с деньгами у семьи проблемы, увлекается революционными идеями, трижды попадает в заключение, после третьего оставляет политику, становится футуристом, активно и эффективно (эффектно) выступает с чтением своих и не только своих стихов.
Третьи двенадцать лет начинаются с голода и "Окон РОСТА", время максимальной популярности Маяковского. В последней трети этой эпохи через Францию, Кубу и Мексику попадает в США, где успевает оставить потомство, о чём узнает позже. Дважды навещает Париж, пишет пьесы, статьи, стихи этой поры кажутся ангажированными, деньги тратил размашисто, во Франции закупал Лиле Брик наряды по спискам, ею присылаемым исправно, и даже купил ей автомобиль. В те времена это было круто.
Лиля – фигура, которой я обязан возвращению к Маяковскому. До появления Лили в поле зрения Маяковский принадлежал школьному курсу литературы. Прочитал книгу пикантного содержания, вторую – с другим посылом. Та ещё дама, много сделавшая для того ещё поэта.
Разобравшись с дамой, переключился на поэта.
Крупная, нервная фигура.
Крайности состояний.
Психолог укажет на биполярное расстройство – постоянные переходы от воодушевления и крайнего возбуждения к потерянности и угнетённости.
Бедные женщины, как притягивала их эта обаятельная басящая масса и как трудно было переносить отчаянные неровности, цунами его темперамента!
Для астролог очевиден двенадцатилетний цикл: в финале жизни переход прогрессивного Юпитера из Тельца в Близнецы: спрыгнул с края плодоносящей земли, оказалось – с обрыва.
Игрок – эта страсть всю жизнь им владела. С чем бы связать? – Меркурий, Венера и Марс Владимира находятся во Льве – выразительная троица.
Мания чистоты, следствие гибели отца от заражения крови – Нептун в оппозиции к Чёрной Луне.
Особые отношения со Словом, извлечение смыслов и сочетаний из ниоткуда – Меркурий в точном собственном аспекте (1/5) к Плутону.
И так далее.
Планеты никого ни к чему не обязывают, нет в них причин и следствий, они свидетели происходящего, как и вся Вселенная. Всё существующее одним миром мазано, так Мир устроен, поэтому есть музыка… и стихи. Можно искать созвучие в словах, можно в ночном небе. Вопрос слуха.
Всего лишь мнемоническая техника, узелки на память. Можно обойтись без планет, ничего не теряя… кроме удовольствия связывать небо и время жизни.
К поэзии Маяковского отношусь сдержанно. Местами гул, гром, грохотание и вопли мужским басом с внезапными женскими тонами. Воспринимаю Маяковского только в малых формах, поэмы его утомляют. Не оцениваю, всего лишь мнение текучее. Люди разные. Я тоже… разный.
О Маяковском масса литературы. На Прозе, в том числе. Например, Евгений Говсиевич, «О В. Маяковском – Личная жизнь – Полный текст». Литературоведение – витиеватая терминология и множество подробностей, из которых мозаику складывают самую разную. У Дмитрия Быкова мозаика получилась толстая.
Для меня Владимир Владимирович (Маяковский) интересен как приметная фигура эпохи Олеши, Багрицкого, Катаева, Мандельштама… с Михаилом Булгаковым резались в бильярд, их стили игры различались как характеры… Время и люди. Люди и время.
И стихи… у Оки. Точнее "Пустяк у Оки" Маяковского, 1915 год.
Нежно говорил ей —
мы у реки
шли камышами:
«Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, — не звезда, а девушка.
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко…
Вы прекрасно картавите.
Только жалко Италию…»
Она: «Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти…»
Прелестная талия мерещится в шуршании камышей. Кажется, это называется аллитерацией. Надо проверить.
«Аллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.
Аллитерация, как один из способов звуковой организации речи, рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины. Слова, связанные аллитерацией, при произношении выделяются а речевом потоке и приобретают особую звуковую и интонационную значимость.
Например, читаем у Сергея Есенина:
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума».
Замечательный шелест, шёлк и шум.
Есенин на пару лет младше Владимира, в петлю попал на пять лет раньше… и Ока рядом… речевой поток и согласные… тут проступает частное, а на дворе общее.
Возвращаюсь в август 1917 года – аллитерация смыслов, согласных и протестующих.
Гремит и гремит войны барабан.
Зовет железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того,
чтоб кто-то
где-то
разжился Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда.
Скоро
у мира
не останется неполоманного ребра.
И душу вытащат.
И растопчут та?м ее
только для того,
чтоб кто-то
к рукам прибрал
Месопотамию.
Во имя чего
сапог
землю растаптывает скрипящ и груб?
Кто над небом боев —
свобода?
бог?
Рубль!
Когда же встанешь во весь свой рост
ты,
отдающий жизнь свою им?
Когда же в лицо им бросишь вопрос:
за что воюем?
Рубль, доллар, юань – их спрашивать смысла нет. Один человек – это человек. Много людей – Вавилонская башня экономики. Полнота человеческого образа жизни в экономике не присутствует, в ней потребление на авансцене. Политический спектакль меняет исполняющих роли без проблем, отправляя массы в шлак, а чтобы мыслей не было, религия и идеология спрячут человеческое за образами и плакатами, за высокими идеями и ликами чудотворцев. Скоро, скоро все будут счастливы, не здесь, так на небесах.
О чём это я?… Достал меня Владимир Владимирович. Маяковский.
Человек… да вот же и поэма «Человек» предреволюционного периода, датирована 1916-1917. Начало:
Священнослужителя мира, отпустителя всех грехов,
— солнца ладонь на голове моей.
Благочестивейший из монашествующих
— ночи облачение на плечах моих.
Дней любви моей тысячелистое Евангелие целую.
Солнца ладонь… для Владимира Солнце всегда было источником и ликом. Дни любви и ночей облачение… любовь его через солнечный жар уходила в ночь, в небытие – все его истории близости заканчивались плохо… хоть в монахи подавайся. Это остро проявилось в последние дни его жизни, свидетельств тому множество.
Финал:
ПОСЛЕДНЕЕ
Ширь,
бездомного
снова
лоном твоим прими!
Небо какое теперь?
Звезде какой?
Тысячью церквей
подо мной
затянул
и тянет мир:
«Со святыми упокой!»
Тысячью церквей… Вавилон, он и есть Вавилон, что с церквями, что без.
В книге «Человек» занимает больше 30 страниц. Надо бы 33…
Такое ощущение, что поэзия Маяковского между 1912 и 1918 годом, а трагедия и комедия его жизни – в двадцатых, упирающихся в апрель 1930 года.
Один из ярких сюжетов личной жизни Владимира – Париж и Татьяна Яковлева. Владимир настойчиво предлагал Татьяне выйти за него замуж. Пара была великолепная – внешне. Свидетельство нахожу у Вульфа на сайте «ВикиЧтение».
Виктор Шкловский: «Рассказывали мне, что они были так похожи друг на друга, так подходили друг к другу, что люди в кафе благодарно улыбались при виде их». О том же художник Василий Шухаев, в доме у которого часто бывали Татьяна и Маяковский: «Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица – высокая, стройная, под стать ему». Недаром Маяковский писал: «Ты одна мне ростом вровень…»
Любопытно, что о парижском знакомстве Татьяны и Владимира у Вульфа сказано буквально следующее: «С Маяковским Татьяну познакомила Эльза Триоле, сестра <…> Лили Брик. Литературоведы расходятся во мнениях о причинах этого поступка: одни считают, что Эльза устала быть для Маяковского переводчиком, гидом и сопровождающим по магазинам, и искала, на кого бы спихнуть эту нелегкую обязанность. Другие полагают, что Эльза выполняла просьбу сестры и "подсунула" Маяковскому Татьяну, дабы отвлечь его от <…> русской эмигрантки Елизаветы Зибер <…> у поэта три года назад был краткий роман, от которого родилась дочь, и именно со встречи с ними в Ницце [с Елизаветой и малолетней дочерью] Маяковский приехал в октябре 1928 года в Париж. Татьяна встретилась с Маяковским в приемной у доктора – у нее обострился бронхит, а он был простужен – и уже через несколько минут после знакомства, в такси, он признался ей в любви».
Дочь – следствие визита Владимира в Америку.
Так Эльза или приёмная доктора имели отношение к встрече двух длинноногих персон? Как правило, указывают Эльзу, но романтичнее выглядит приёмная.
Татьяна родилась в Петербурге в год кончины отца Маяковского – 1906. Стало быть, на 12 лет младше поэта. Поэзия, кстати говоря, сопровождала её с младых ногтей до последнего момента, наступившего 28 апреля 1991 года.
Последнее десятилетие жизни Татьяна провела в Коннектикуте, в поместье своего мужа, Либермана. В те годы частыми гостями там были русские, от Иосифа Бродского, которому Татьяна при первом же знакомстве предсказала Нобелевскую премию, до Андрея Вознесенского и Михаила Барышникова. Русские прозвали это место Либерманией. До последних дней Татьяна Алексеевна поражала всех своей энергией, обаянием и силой духа. Так утверждает Вульф Виталий Яковлевич, очень хочется ему верить.
Подумать только, рядом с Бродским была любовь Маяковского! Или Бродский рядом с ней. Полвека прошло с момента прозвучавшего в окрестностях Лубянки выстрела…
Всё, что написано об авторах и авторами, полагаю литературой, в ней характеры и судьбы, эпохи жизни и вневременное.
А я читаю.
P.S. Подробности антропометрии – в дневнике.
19.07.2023
Свидетельство о публикации №223071900329
Евгений Анатольевич Ефрешин 02.10.2023 11:09 Заявить о нарушении
Имея дело с громадной фигурой, без поддержки никак нельзя...))
Владимир Каев 02.10.2023 15:02 Заявить о нарушении