Важность определения фронта классовой борьбы

               

Как известно классовая борьба определяется основным противоречием общественного строя. В обществе выделяются два противоборствующего класса, между которыми и происходит борьба. Но сами классы не имеют четких границ, кроме того, существуют масса социальных групп, подгрупп и прослоек с не полностью определенным классовым содержанием. И эти прослойки встают на ту или другую сторону в зависимости от обстоятельств. Часть этих прослоек и пассивного большинства может оказаться на нашей стороне, часть на противоположной. Нам не обойтись без заключения союзов и других договоренностей.
Чтобы не ошибиться с выбором союзников, нужно четко понимать разницу между своими и чужими. нужно установить ту границу раздела которая является фронтом классовой борьбы. Эта граница не постоянна , она меняется в процессе и эволюции и революции. Коммунисты должны понимать, где проходит граница в каждый текущий момент.
Нельзя также ортодоксально, как к принципам коммунистического движения, подходить к определению этой границы. Нужно понимать, что борьба классов есть только часть классовой борьбы. Классовая борьба это борьба за интересы классов и в этой борьбе участвуют не только представители антагонистических классов с их противоположными интересами и непримиримыми противоречиями. Зачастую представители вышестоящего класса принимают сторону пролетариата и иногда даже становятся его лидерами, с другой стороны бывает, что самые неквалифицированные работники (подай, принеси) становятся верными псами хозяина, готовыми впиться в горло каждого, кто покушается на хозяйскую прибыль.
В каждом случае нужно определять движущие противоречия, разделяющие людей. Конечно, мы в состоянии определить только потенциальную границу, реальная граница установится как фронт классовой борьбы после проведения организационной работы. Организационная работа должна продолжаться и далее, так как социальные процессы не останавливаются, происходит расслоение классовых структур, меняется социальное положение существенных масс общества.
Фраза В.И.Ленина: « Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться.» не означает разделения и раздробления движения. Она означает четкое определение его границ, установление межей в наших идеологических направлениях, выработку единого подхода к методам нашей борьбы.
Открытая, не келейная полемика единственно позволит решить вопросы как объединения, так и размежевания. Недаром в той же работе Владимир Ильич говорил: «Но, обсуждая все вопросы с своей определенной точки зрения, мы вовсе не отвергаем полемику между товарищами на страницах нашего органа. Открытая полемика пред всеми русскими социал-демократами и сознательными рабочими необходима и желательна для выяснения глубины существующих разногласий, для всестороннего обсуждения спорных вопросов, для борьбы с крайностями, в которые неизбежно впадают не только представители различных взглядов, но даже представители различных местностей или различных “профессий” революционного движения. Мы считаем даже, как уже было заменено выше, одним из недочетов современного движения отсутствие открытой полемики между заведомо расходящимися взглядами, стремление держать под спудом разногласия, касающиеся очень серьезных вопросов».
Открытое обсуждение непринципиальных разногласий ведет к выработке общей позиции, а выявление принципиально противоположных взглядов дает возможность их анализа и выявления ошибок и отклонений от марксизма.
Постоянная работа над выявлением сущности конкретных позиций отдельных течений в нашем движении позволит определить границу движущих сил движения и осознать линию фронта классовой борьбы.

               
    Кто такие левые и правые

У нас в обществе получилось смещение понятий левого и правого движения.  Чтобы внести ясность, прежде всего следует понять, что различие между левыми и правыми это различие не в идеологии. в каждой из идеологических и политических групп есть свои как левые, так и правые. Дело состоит в разном подходе к одним и тем же, казалось бы, общепринятым, понятиям таким как демократия, диктатура, иерархия, свобода высказывания мнений, традиции и прямое участие масс в управлении.
Правые - сторонники жесткой иерархии в обществе, консерватизм, традиционализм, сильной власти.   Они иногда поддерживают ограниченную демократию, допускают некоторую свободу прессы и другой информации.  Они склонны к авторитаризму и диктатуре. Правыми стали считаться сторонники рыночной экономики - консерваторы, либералы, а позже правые анархисты,
Левые -  сторонники свободного права объединения в идеологические группы, в том числе и противников государственной власти,  поддержка свободы информации, свободы критики правительства, свободы инициативных массовых мероприятий, толерантности к иным течениям
Наши интересы - объединение левых коммунистического направления. Однако широта определения и самоопределения левого движения чревата возникновению всевозможных уклонов и распаду самого движения.  Быть левым совсем не значит быть сторонником трудящихся. Были и есть буржуазные левые движения. Левый, это тот кто против существующего порядка. Сейчас даже многие либералы могут считать себя левыми.  Короче,  основное отличие левых и правых, это  отношение к существующей власти и порядкам.  Левые – против , правые за усиление и укрепление. Причем , возможно с совсем разных точек зрения и позиций. Стремиться можно к разным и даже противоположным идеалам.
В результате невозможно объединение всех левых движений без уточнения их идеологий. Вообще левизна понятие неустойчивое и относительное, слишком широкое для единства.
              Среди левых бывают анархисты, левые либертианцы, социал-демократы, левые фашисты, левые коммунисты, трейд-юнионисты, левые клерикалы и многие другие. Левизна есть понятие, сильно зависящее от его приложения. Левизна в экономике способна разлагать единство функционирования хозяйства. Собственно, правизна тоже, в силу свободы многих видов косвенной эксплуатации. Структура управления хозяйством должна подчиняться интересам правящего класса. Левизна во внутренней структуре партии ослабляет её, только сочетание жесткой дисциплины и свободы высказывания мнений укрепляют партию. Во внешней внутри-государственной политике партии левизна является, наоборот объединяющей её с трудовыми массами.
Фронт борьбы лежит не между левыми и правыми, а между конкретными идеологиями.  Идеологии формируются на основе классовых противоречий, как осознанных, так и неосознанных, именно противоречия определяют фронт классовой борьбы. Левая буржуазия, например,  не является союзником коммунистов, попутчиком на отдельном этапе возможно.
Именно поэтому так важны определенность фронта борьбы и программы действий и предварительное размежевание   Расплывчатость во имя единства приведет к катастрофе.

              От классовой борьбы к борьбе классов

Не будем смешивать одно с другим. В капиталистическом обществе классовая борьба присутствует всегда, даже тогда, когда классы еще не сформировались и состоят из множества небольших социальных групп и отдельных индивидуумов. Между ними возникают социальные противоречия. Обострение этих противоречий, это уже классовая борьба. Она ограничивается скандалами, мелкими стычками, судебными делами и т.п. В такой ситуации люди не понимают единой причины возникающих противоречий.   В борьбу пролетариата вовлекаются представители противоположных классов, а в  буржуазных и мелкобуржуазных протестных организациях участвуют и рабочие и ИТР и молодежь из пролетарских семей.  Такая классовая борьба многогранна и может проходить как внутри классов, так и внутри партий. Даже внутри сознания отдельного индивида проходит борьба тенденций.
Только когда солидарность трудящихся приведет к массовому осознанию причин, раздирающих общество, могут сформироваться классы. Классовая борьба обращается в борьбу классов. В первую очередь класса имеющего своей целью убрать противоречия вместе с их причинами. Философы называют эти действия снятием или отрицанием, а политики революцией.

В.И. Ленин говорил, что марксист только тот кто признание классовой борьбы распространяет на признание диктатуры пролетариата.  Мы подтверждаем эти слова Владимира Ильича.  Диктатура пролетариата создается в результате борьбы классов.
В наше время мы должны говорить, что  марксист распространяет признание диктатуры пролетариата на  признание изживания ТДО и на признание освобождения труда. История показала нам, что капитализм способен возрождаться на базе ТДО и наемного труда. Борьба пролетариата как класса не заканчивается с установлением его диктатуры.
Чем лучше удастся добиться консолидации революционного класса, тем вернее сформируется класс и там вернее определится фронт классовой борьбы.

                Классовая борьба при социализме   
Многократно подвергался сомнениям и критике  тезис И.В.Сталина об обострении классовой борьбы. Сам тезис слишком общ, чтобы можно было безапелляционно судить о его правильности. Любое уточнение сразу делает бессмысленными споры.
Попробуем разобраться, что же происходит с классовой борьбой при социализме. Прежде всего зададимся вопросом, где,  когда и между кем происходит классовая борьба.  Будем рассматривать ситуацию  установившегося социалистического процесса (установление диктатуры пролетариата, отмена частной собственности на средства производства, плановое ведение хозяйства, централизация управления, уход частной собственности в подполье )
При этом снижается накал классовой борьбы в экономической и вооруженной сферах, она смещается в идеологическую, моральную и, как следствие в политическую сферы. Возрождение капиталистических отношений и буржуазного сознания происходит на основе сохранения товарно-денежного обмена и наемного труда. происходит рост дифференциации населения по доходам, появления конкуренции, расхождения интересов верхов и низов. Есть интересный роман Ю. Олеши  «Зависть», кое что поясняющий с точки зрения очевидца.
 Управление в таких условиях затруднилось, и начало основываться на доверии и личной преданности. Поскольку пролетариат еще недостаточно был подготовлен к управлению, то появилась номенклатура - подборка доверенных исполнительных людей, используемых для затыкания дыр в структуре управления.
Результат – оценка классовой борьбы становится субъективной, различной со стороны низов и руководящих структур.  Субъективность проявляется в искажении форм классовой борьбы: зависть низов к верхам толкает их на подсиживание и доносы, боязнь личностей в верхах за потерю своего места вызывает их подставы и клевету по отношению к нижестоящим,  и раздувание идеологических противоречий по отношению к равным.  И так сверху до низу по всем уровням.  Субъективное мнение верхов, где главным образом идеологическая борьба, это обострение классовой, со всеми вытекающими последствиями. Субъективное мнение низов, это борьба с контрой всех видов (как низам объяснят - так и есть).
В то время как экономическая и вооруженная  борьба  отошли на второй план, ничто не препятствует такому развитию отношений в обществе, только личные решения сверху могут сдержать пагубное развитие  всеобщей подозрительности.
Вынужденное возобновление вооруженной борьбы сгладило идеологическую сторону классовой борьбы, а победное окончание вооруженной снова позволило расширяться идеологической. 
Пренебрежение экономической, которая одна могла кардинально предотвратить развитие буржуазных тенденций привело к нежелательным результатам.
Какие же методы экономической борьбы необходимы пролетариату?
Капитализм жив до тех пор, пока существует возможность накопления капитала в его всевозможных видах. Ликвидация этой возможности ликвидирует целеполагание буржуазного предпринимателя.
Наемный труд всегда создает прибавочную стоимость и дает возможность её присвоения. Товарно-денежный обмен позволяет накапливать и умножать присвоенную стоимость. Только реформы сокращения того и другого избавляют от соблазна радикально увеличить своё благосостояние за счет других. Кроме экономических результатов такие реформы имеют и психологический эффект. Воспитательный эффект освобождения труда формирует новую мораль, без которой не построить нового общества.
Так что экономическая борьба при социализме продолжается, и она становится во главу угла. При этом она сливается с идеологической и становится её средством.


Рецензии