Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 1

               
На Руси церкви стали расписывать с самого начала их строительства. Так как народ в большинстве своём был безграмотный, то приходя в храм, благодаря храмовым росписям на стенах, он мог сам разобраться и воочию увидеть многие сюжеты Евангелия. И не только. Он мог представить себе, как выглядели пророки, апостолы и святые земли русской. А также сюжеты Рождества, Успения, Крещения и Воскресения.

Нужно сказать, что в храмах наряду с известными сюжетами, которые часто воспроизводились в настенной живописи, появлялись и довольно редкие сюжеты. А иногда храмовая живопись напоминала европейскую феодальную живопись. В некоторых случаях вообще атрибутировать образы и принадлежность к школе не удаётся. И  всё же, это зависело, как мне думается, от желания заказчика, который заранее обговаривал внутренние росписи храма. Ну, а у мастеров задача была достоверно и реалистично донести до прихожан Евангельскую историю. Хотя, как дальше мы увидим, не у всех это получалось.

Очень часто в наших церквях изображают один из известных сюжетов: «Милосердный самарянин». Это одна из известных притч, рассказанная Иисусом Христом, упоминается евангелистом Лукой.

Так, на вопрос одного законника: «А кто такой мой ближний?», Спаситель ответил притчей. Шёл человек из Иерусалима в Иерихон. И на свою беду встретил разбойников, которые сорвали с него одежду, избили его и ушли, оставив едва живым лежать на дороге. Спустя некоторое время один священник шёл этой же дорогой и, увидев лежащего, прошёл мимо. Ещё один служитель Бога, из потомков Левия, прошёл по той дороге, подошёл, посмотрел и также прошёл мимо. И лишь Самарянин, проезжая по дороге, нашёл этого человека и, увидев его, сжалился. Подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. После посадил его на своего осла, привёз в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, уезжая, дал содержателю гостиницы два динария и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь ещё более, я, когда возвращусь, возмещу тебе. А ответные слова Иисуса Христа приводят к пониманию, что ближний – это, на самом деле, «оказавший милость».
Евангелие от Луки, глава 10, (29:37).

Данное изображение  соответствует гравюре Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, немецкого художника, из альбома «Библия в картинах», вышедшего в свет в 1852—1860 годах в Лейпциге.

Изображение находится: Тверская область, Старица, Старицкий Успенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (1819 г.), отреставрированная живопись XIX века.

Следующим из самых распространённых изображений, воспроизведенным во многих церквях, является Евангельский сюжет, упоминаемый апостолом Иоанном под названием: «Иисус и Самарянка».

Если вкратце рассказать эту историю, то выглядеть она должна так.
Пришёл Спаситель в Самарии к колодцу в самый пик жары. Он просто изнемогал от усталости и очень хотел пить. И вот к колодцу Иакова, у которого присел Иисус, приходит Фотина Самарянка за водой. Женщина простая. Слуг у неё нет, чтобы принести воды, поэтому воду она носит сама. Спаситель просит у неё дать ему пить. Женщина удивлена этой просьбой, потому что они не могут общаться друг с другом, так как между иудеями и самарянами идёт смертельная религиозная вражда. Но Иисус начинает беседовать с женщиной и подводит её к мысли, что она нуждается в Спасителе. И постепенно она начинает понимать, что теперь она может обрести через Спасителя то, что будет для неё самым главным в жизни. И рассказывает Спаситель Самарянке про воду Живую. Далее Фотина уверовала в Спасителя и ушла в город, где и рассказала про Иисуса. И так многие самаряне из этого города уверовали в Него, что Он истинно Спаситель мира, веря словам Фотины.
Евангелие от Иоанна, глава 4, (4:26).

Данное изображение  соответствует гравюре Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, из альбома «Библия в картинах». Единственно, на росписи нет апостолов, которые выглядывают из-за столба.

Изображение находится: Тверская область, Весьегонский район, урочище Чуриково. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1814 г.), роспись первой половины XIX века.

Ещё один частый сюжет, который встречается в церквях, называется: «Иисус в доме у Марфы и Марии». О нём нам рассказывает евангелист Лука.

Разобравшись с вопросом: «Кто же такой ближний?», Спаситель приходит в одно селение, где две женщины под именами Марфа и её сестра Мария приняли Его в своём доме. Мария, узнав Спасителя, села возле его ног и приготовилась слушать Его. Марфа же всё больше суетилась, заботясь о большом угощении. Видя, что никто ей не помогает, она обратилась к Спасителю, чтобы Он сказал сестре об этом. Но Иисус указал Марфе на её суету и слишком большую заботу об угощении. И далее он приводит в пример Марию, которая выбрала из всей суеты главное. В данном случае – слушать Спасителя.
Евангелие от Луки, глава 10, (38:42).
 
Данное изображение  соответствует гравюре Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, из альбома «Библия в картинах». На росписи в церкви присутствуют все персонажи, которые изображены на гравюре. Различие только в повороте головы.

Изображение находится: Тверская область, Бежецкий район, село Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1777-1785  г.г.), роспись начала XX века.

Эти сюжеты, как правило, располагаются в средней зоне церкви, где изображается жизнь Иисуса Христа.

Фото автора. Корректура М. Зуйкова
Русавкино, июль 2023 г.


Рецензии
Перечитывая историю щас. Интересно заметил, что Иисус взял у самарянки воду. А когда апостолы потом вернулись с едой, видя Его с самарянкой, промолчали, удивившись, и предложили после есть. А Он не стал и сказал "есть у меня другая пища - творить Волю Пославшего Меня". То есть самарянка была, как Мария, а апостолы, как Марфа, в данной ситуации.

Дмитрий Хохлов 2   09.05.2024 18:31     Заявить о нарушении