Дебют

                1         
               
 Я никогда прежде   не охотился, даже не держал ружья в руках. А тут прибегает ко мне друг детства Вася и говорит:
-Айда на охоту! Сезон открывается!
А у самого глаза так и горят  кровожадным огнем.
-Да что ты,- отвечаю. – Сроду этим не занимался.
-Едем!- наседает Вася.- Такие места покажу – закачаешься. – Зорю встретим, ухи похлебаем. Эх!
-Какая теперь охота,- отбиваюсь я.- Верно, охотников больше, чем дичи.
-Есть еще дичь, есть!- уверяет Вася. – Нам с тобой хватит.
Я люблю лес. Представил себе озеро, утренний туман, росу на траве, тишину…
-Вась, - сдаюсь помаленьку, - я ведь стрелять не умею. У меня и ружья-то нет. Да и нельзя мне охотиться, я ведь не член вашего общества.
-А! – машет рукой друг детства. – Ружьем я тебя обеспечу, стрелять научу. Об остальном не беспокойся.
Уговорил он меня. Не столько собственно охотой прельстил, сколько возможностью  побывать на природе.
Все оставшееся свободное время Вася натаскивал меня по теории охоты.
-Главное,- говорил он, горячо дыша мне в лицо, - помни:  стрелять надо с опережением.
-Это как? – не понимаю я.
-Так ты соображай, - нервничал Вася. – Тебе голова на что дадена? Думать!  Так вот. Дичь, утка, к примеру, летит. Так?
-Так.
-Если ты, дурная твоя голова, выстрелишь прямо в утку, что будет?
-Что тогда будет?
-А то и будет, что промажешь.
-Это почему? – слегка обижаюсь я.
-Э, он не понимает! Нет, с тобой не соскучишься. Да ведь, пока дробь достанет утку, знаешь, где  та будет?
-Где же она будет?
-У черта на куличках, вот где! – сердится Вася.
-Ну Вась…
-Вот тебе и «Вась». Я «Вась» уже тридцать лет и три года. Я же тебе объясняю: бери с опережением на три корпуса. Ты понял?
-Ага,- говорю,- понял.
-Нет, ты повтори,- не унимается Вася.- Повтори и запомни, как таблицу умножения.
По настоянию моего друга я несколько раз повторяю: на три корпуса, на три корпуса, на три корпуса. А затем  интересуюсь:
-Вася, а что такое «корпус?»
Вася чуть в обморок не упал. Надо было видеть его в эту минуту: побледнел весь, заикаться стал. Я уж и пожалел, что спросил.
-Ка… ка… как? Оо!  Дуб! И этот человек просится  на охоту! Я ему целый час талдычу, что и как,- стонет Вася,- а он… Оо! Слушай, в последний раз объясняю. На три корпуса - значит, на три утиных корпуса вперед, ты понял? На три! Тебе ясно?
-Да, теперь мне все ясно.
Вася долго смотрит на меня и молчит. Потом роняет неопределенное:
-М-да…  Ну ладно, там видно будет.
После теории мы приступили к практическим занятиям. Вася принес в мой дом ружье, и я учился целиться по утке, которую мой друг нарисовал неискусной своей рукой прямо на обоях.
-Вася, - недовольно ворчу я, - ты испортил мне квартиру.
-Ничего, - утешает он меня, - сотрешь резинкой. Ты, главное, упирайся толчковой ногой чуть назад. Это чтобы устойчивей быть. И приклад, приклад  прижимай к плечу покрепче…
Я делал все, что велел мне приятель, и так уставал от напряжения, что долгое время потом  перед моими глазами  мельтешила нарисованная Васей на обоях  дичь. Он почему-то гордо называл ее уткой.
Но вот все позади. Наступил торжественный день. Не стану описывать, как мы собирались. Одно скажу, что основные тяготы легли на плечи моего друга, более опытного и авторитетного в подобных делах…
Мы на месте. Огромное озеро, по берегу заросшее густым камышом. С одной стороны его – луг с изумрудной травой, с другой – лес, в котором щебечут птицы. Все так, как я мечтал.
Мы поставили палатку. Вася приказывает:
-Пойдем засидки готовить.
Я не знаю, что такое засидки, но спрашивать  не решаюсь, иду следом.
Долго блуждаем вдоль камышей. Наконец Вася приметил в сплошной камышовой стене что-то вроде дыры. Бросает:
-Здесь твоя засидка будет. Готовь!
-Вась… а как? – робко так спрашиваю.
Вася опять как-то странно смотрит на меня, вздыхает:
Видал, как птица гнездо себе вьет? Что б удобно было и незаметно для постороннего глаза.
Меня сомнения раздирают:
-Вась, засидки сделаем, а дичи что-то не видно.
-Будет дичь! – уверяет приятель. – Я метрах в ста от тебя буду. Ты действуй, строй гнездышко.
Мы долго не ложились спать. Сначала ели душистую уху, сваренную, конечно, все тем же неутомимым Васей, , потом до икоты гоняли чаи. И все это за приятнейшими разговорами и бесконечными восторгами по поводу окружающих нас красот, давно погруженных  во мрак ночи, но, которые мы якобы ощущали всеми фибрами  своих душ - как выразился Вася.
Излишне говорить, что не обошлось без генеральной репетиции по теории охоты.
Не помню, как уснул. Прямо у костра. Не спрашивал, снилось ли что Васе, мне снилось. Все та же охота. Будто  настрелял я огромную кучу всякой дичи и вот собираюсь идти домой. Глядь, летит прямо на меня что-то такое, на корову смахивающее. Решил я для полного счастья подстрелить это чудо-юдо. Целюсь, как учил Василий, с опережением на три корпуса, и только хотел нажать на… крючок, что ли? – кто-то ка-ак даст мне в плечо!
Грохнул выстрел. Я, разумеется, промахиваюсь и от досады… просыпаюсь. Слышу:
-Вставай. Хватит дрыхнуть. Скоро светать начнет.
Это Вася, соображаю. А вставать неохота. Голова чугунная, в желудке изжога от выпитого чая с дымком.
-Вася, может, ты один поохотишься? – говорю с надеждой.
-Да ты что! – чуть не в полный голос рявкает приятель. – А ну вставай!
Пришлось подчиниться. Кряхтя, разминаю окоченевшие члены, приседаю.
-Кончай  зарядкой заниматься, - шипит Вася. – Бери ружье, да патроны не забудь. Айда!
Идем. Чтобы подсластить хмурому Васе, говорю:
-А мне сон приснился. Будто я целую гору уток настрелял. Должно быть, к удаче, Вась?
Вася смачно сплевывает себе под ноги.
-Ага… Плохо это, когда мясо во сне, - бурчит он.
Плотный туман над землей, как мечтал, роса на траве, собачий холод до костей пробирает. Ох, зачем поехал! Это только на картинках , да из окна квартиры туман рождает поэтические грезы. А в натуре все это довольно мерзко. Брр!
Разошлись по своим засидкам. Вася в последний раз наставляет: не усни, смотри, скоро лет начнется - исчезает во мраке.
Я в своей засидке. Здесь неуютно, сыро сверху, сыро снизу. И пенять не на кого, Василий меня предупреждал. К тому же комары кучей вокруг толкутся, лезут во все щели, жалят так, что до крови расчесываю тело… Господи, ни холод их не берет, ни туман. Скорей бы рассвет, что ли!
Чуть не засыпаю. Только страх перед другом удерживает меня от опрометчивого шага. С великими муками дотягиваю до первого солнечного лучика: слава Богу! Настроение поднимается. Я бодр, я счастлив. И опять мне мил туман, роса на траве, и не огорчает мокрая задница.
Немного погодя  забухало тут и там. Слышу, Василий:
-Не спишь? Сейчас пойдут!
И точно, началось, летит. Одна, но прямо на меня - как во сне. Надо же, такое везение новичку!
Я хладнокровно прицеливаюсь. Только хотел нажать … на скобу? – здоровенный комар яростно впивается мне в веко неприщуренного  глаза. Выбрал же момент, злодей!
-А, черт!
Хлопаю ладонью по глазу так, что искры сыплются. Дичь, вроде утка, по крайней мере, Василий такую же рисовал, со свистом пролетает мимо.
-Ничего, - бормочу, прикладывая к глазу мокрый листочек. – Еще будут. Успею настрелять.
Минуты не прошло, другая  летит. Опять на меня. Я прицеливаюсь и… опускаю ружье. Не утка это. У той шея короткая и крылья меньше… Тогда кто? И сколько корпусов на опережение брать? Василий мне не сказал. Забыл, наверное.
-Ты почему не стреляешь!? – доносится рев приятеля.
-Вася! – ласково кричу в ответ. – Это же не утка пролетела?
-О! – доносится.
-А ты мне не сказал, сколько корпусов на опережение брать! Наверное, забыл!
-О! – слышу опять.
-Вася, ты что? Тебе дурно?
-О, замолчи! – стонет Вася.
Комары его донимают, что ли? Ладно, потерпим, зато потом  сколько радости будет!
Вот вижу, опять летят. Много, и все на меня, минуя Васю. Мне неловко.  Ведь это  он пригласил меня на охоту. И ему ничего, а мне – хоть лопатой греби. Несправедливо.
-Ничего, Вася, - шепчу я ласково, - я с тобой обязательно поделюсь. Тебе половину, мне половину. Я не жадный.
Приготовился, жду подлета стаи… И надо же, в такой ответственный момент настигают меня сомнения: уток-то  вон сколько, от которой непосредственно  отсчет вести на три корпуса? Я в затруднении.
Чтобы не упустить и эту дичь, решил у Васи совета просить.
-Вась! – кричу – Тут много чего-то ко мне летит! От которой три корпуса брать?
Слышу звериный рык. Вижу, мчится  Василий ко мне как ветер. Подскажет, думаю, сейчас.
Подлетает… Лучше бы и не надо.
-Дубина! Осел! Тебе, убогому, фарт идет, а ты арифметикой занимаешься! Давно поликлинику посещал?
Я задумался…
-Кажется, в прошлом году.  Точно не помню. А что, Вась?
-Ты, как вернемся, сходи. Проконсультируйся, все ли у тебя в порядке с математическими способностями…
Домой мы вернулись без дичи. Вася с тех пор не приглашает меня на охоту. А я все  жду. Может, на рыбалку  махнем. Люблю я природу, утренний туман и росу на траве.
 О. ОКОЛОТИН.


Рецензии