Сказки всё это

От автора


«Сказки всё это» — серия сказок, которые помогут взрослым быть внимательнее к внутреннему миру малыша и лучше узнать самих себя. Автор вдохновилась на создание увлекательных историй, когда с помощью метафор начала отвечать дочери на вопросы о мире взрослых. Терапевтические сказки из серии «Сказки всё это» помогают приоткрыть для детей картину мира современных родителей, увлеченных темами осознанного мышления, эмоционального интеллекта, субъектности и трансерфинга. Через сказки автор пробует донести до маленьких читателей и их родителей, как важно строить отношения, внимательно и с интересом наблюдать за миром и уметь выражать чувства и эмоции. Сказки автора можно использовать как прекрасный инструмент для развития у ребёнка внутреннего наблюдателя.

Книга сказок Анны Мир «Сказки всё это» повествует о многообразном, ярком, эмоциональном и порой неподвластном логике взрослых мире внутренних переживаний ребёнка. Сборник поднимает сложные темы самооценки, самоопределения, личностных границ, выбора и ответственности за свой выбор, категории времени, в восприятии ребёнка, а также отношений детей как со сверстниками, так и взрослыми.  Сказки увлекают в насыщенный событиями и встречами волшебный мир детства, где любая, прогулка может стать приключением, а любой мальчик — супергероем.
Например, истории «Случайная встреча», «Утро Тиши» раскрывают нам мотивы поведения ребёнка, которые не находятся на поверхности и изначально выглядят как капризы или баловство, а на самом деле за ними скрыта масса различных эмоций. Дети дошкольного возраста живут эмоциями, и наиболее ярко эмоционально окрашенные события, (как положительные, так и отрицательные) остаются в памяти на долгие годы, а иные на всю жизнь. Произведения показывают, что только принимающий взрослый может распознать, отразить и помочь ребёнку прожить их безопасно. Ценность сказок в том, что помимо увлекательного сюжета для маленьких читателей, они содержат полезные подсказки для их родителей.
Для каждой истории автор предлагает вопросы и комментарии, которые помогут
родителям обсудить и проанализировать её с ребёнком, опираясь на свой
и его актуальный опыт.
Книга подходит для семейного чтения и может успешно применяться в практике педагогов, психологов и других специалистов в сфере образования.

Анастасия Ивановна Карпиевич,
психолог, клинический психолог

СКАЗКА ПРО ЦЫПУ,
КОТОРАЯ ЧЕРВЯЧКА СПАСАЛА

Как-то раз на свет появилась Цыпа. Она была маленьким суетливым птенцом, всегда находила себе занятие. Дни её были насыщены приключениями, но между тем она совершенно не знала, кто такая. У Цыпы было много братьев и сестёр. За всеми нужен был глаз да глаз, поэтому рассказывать малышке о том, кто она такая, её маме было совершенно некогда.
Однажды утром Цыпа проснулась и увидела червячка. Хотела его сразу съесть, но тот успел сказать:
— Не ешь меня, и я тебе расскажу, кто ты такая!
Цыпа задумалась. Раньше ещё ни один червяк не решался болтать прежде, чем его проглотят.
— Хорошо, только тебе-то откуда это знать? Сам-то знаешь, кто ты такой?
— Не очень, зато я знаю, кто такая ты. Большая злая курица, которая поедает маленьких беззащитных червяков. Но выход есть!
— Как — беззащитных?! Я? Злая? Не может быть!
— Ещё как может! Сама-то, помнишь, сколько уже моих братцев проглотила?
— Что же мне теперь делать? — испуганно спросила Цыпа, подгребая землю под лапки.
— Не есть, ясно ведь! И меня не ешь! Я всего лишь маленький червяк.
— Но мои братья и сёстры могут тоже тебя найти!
— Тогда помоги мне перебраться на ту кучу яблок — я спрячусь. Там им меня не найти!
Цыпа бережно подхватила червяка клювом, чтобы не поранить, и перенесла на самое красивое яблоко.
Не успела она и глазом моргнуть, как червяк забрался в яблоко, прогрыз окошко и совершенно сытый и довольный поглядывал на неё, о чём-то размышляя.
— Ты далеко не уходи, — сказал он. — Я же сейчас наемся, и меня опять может кто-то найти!
Цыпа ходила возле яблок взад и вперёд, довольная переменой в своей судьбе: такой храброй она себе казалась теперь, охраняя беззащитного червячка.
Червяк тем временем соорудил гостиницу для братьев и пускал постояльцев за умеренную плату. Жить под охраной такой большой птицы, как Цыпа, хотел не он один. И ещё есть вкусные яблоки.
Цыпа быстро уснула. Проснувшись, она услышала, как червячок спорит с братьями:
— Что я могу поделать! Птица спит, поэтому ваши дома никто не охранял ночью! Здесь нет моей вины! Постойте!
— Что случилось? — спросила Цыпа.
— Ты злая! Я же тебе говорил, ты всегда всё портишь! Моя жизнь только начала налаживаться, а ты уснула!
— Но я устала, — почти шёпотом сказала Цыпа, — и мне очень хочется есть. Я скучаю по моим братьям и сёстрам. И по маме.
— Ерунда! Стоит тебе только оставить пост, как моей жизни придёт конец! Обо мне ты подумала? Каково мне?
И тут Цыпа подумала. Её папа всегда говорил птенцам: «Голову не теряй». Это значило: если видишь топор — беги, вдруг успеешь спрятаться. Всегда береги себя. И вот в этот раз с червяком ситуация явно нестандартная, здесь тоже не помешает думать головой.
— Да, я, верно, была злой, раз не съела тебя сразу. А так ты мне ещё и настроение испортил! — И съела червячка.

ВОПРОСЫ К СКАЗКЕ:

1. Как думаешь, червяк был справедлив к Цыпе?
2. Почему Цыпа была так добра к червяку?
3. Что можно посоветовать Цыпе?

КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
В современной реальности родители стремятся уберечь детей от негативного опыта душевных переживаний и неосознанно полностью прячут их от внешних проявлений мира, либо напротив излишне стремятся «приучить»
к сложностям с самого детства. Это не хорошо и не плохо, ведь каждый родитель защищает ребёнка от того, что считает опасным, теми способами, которым научился он сам. Когда малыш сталкивается с агрессией посторонних или с новыми для себя обстоятельствами, у него появляются вопросы. Обязательно обсудите событие, которое стало для ребёнка необычным, не прячьтесь за маской взрослого. Ответьте просто, не усложняйте. Все люди хорошие, но некоторые поступают плохо: кто-то часто, кто-то нет. Раньше сказки братьев Гримм рассказывали обо всех ужасных проявлениях мира, чтобы уберечь любопытных детей от страшных бед. Современные истории учат различать добро и зло. Сказка о Цыпе именно такая.;

«КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ ЗАЩИЩАЕТ РЕБЁНКА ОТ ТОГО, ЧТО СЧИТАЕТ ОПАСНЫМ, ТЕМИ СПОСОБАМИ, КОТОРЫМ НАУЧИЛСЯ ОН САМ»








РЕЗИНОВОЕ ВРЕМЯ
— Мама, а мы пойдём в парк?
Мама Лизы открыла глаза и, зевая, погладила дочку по голове. Было ещё совсем рано, но птицы на ветках яблони за окном уже чистили пёрышки и пели утренние романсы.
— Я хочу во двор на качели и в магазин за той маленькой куклой.
Мама обняла дочку и сказала, что ещё очень рано, нужно позавтракать, погулять с собакой, а потом можно сразу отправиться в парк! Впереди ещё много времени!
Второпях застёгивая липучку на кроссовках, Лиза уже высматривала из коридора маму. Девочка сидела дома из-за кашля так долго, что, кажется, прошла осень, зима, весна, лето и снова наступала осень. Горло не болело, а значит, можно без шарфа, да и для шапки ещё рано. Бублик тоже гулять собрался. Вот ему следует надеть шапку и шарф.
Мама что-то складывала и складывала в рюкзак. Вот вода, очки, ключи, салфетки, мяч, мелки, шарф, шапка. Готово!
«Закрыла рюкзак, сейчас будем выходить!» — подумала Лиза.
Но не тут-то было: во дворе играла маленькая Вера. Мама села на лавочку. Девочки открыли мелки и стали рисовать замок с башенками. Солнышко припекало, и было заманчиво задержаться во дворе перед долгой прогулкой.
— Лиза, так мы быстро устанем на жаре. Пойдём в парк через пять минут, а во дворе поиграем в другой раз.
Дочка ещё не умела считать время, но знала, что пять минут — это трижды съехать с горки.
До парка идти долго. Сначала по набережной вдоль речки — хорошо, что на самокате – как будто летишь! Потом повернуть направо, три раза постоять на одном месте на бесконечном красном сигнале светофора. И вот, наконец-то мы у цели. Ура!
Лиза покаталась почти на всех любимых аттракционах и уже торопилась домой. Говорят, время не резиновое. Но это не так. Если потянуть его в нужном месте, то можно застрять в парке и не купить долгожданную куклу. А если потянуть посильнее, то и качели во дворе придётся отменить вместе с обедом, потому что резинка времени может лопнуть! Жаль только, что утром время тянулось так медленно и Лиза с мамой так долго собирались гулять.
На выходе из парка стояла улыбчивая продавщица мороженого, а рядом вагончик со сладкой ватой и огромный букет шариков — хотелось ухватиться за них и полететь прямо домой. Ножки Лизы уже гудели от усталости и не хотели толкать самокат.
Мама взяла его и позвала за собой Лизу: нужно идти домой. Резинка времени уже больше не тянется, время вышло, пора бежать. Между ватой и шариками пришлось выбирать, иначе как она возьмёт маму за руку? Руки-то две! Главное, непременно идти с мамой: с ней рядом всегда горит зелёный свет.
— Мама, сладкая вата похожа на шарик. Она такая же круглая. Но ещё очень сладкая! Сейчас я её доем и поеду на самокате!
Сил от сладкой ваты прибавилось.
По пути домой Лиза сначала встретила щенка и погладила его с разрешения хозяина, потом забежала в соседний двор и покачала Бублика на качелях, затем в своём дворе снова встретила Веру и побегала
с ней в догонялки.
— Лиза, пора идти. Ты ведь хотела зайти в магазин за той крошечной куклой.
Всё верно, но уходить совсем не хотелось. «Потянем резинку ещё немного», — подумала Лиза.
— Ещё чуть-чуть, мам!
Так мама с Лизой задержались ещё, потом Вере надо было идти домой обедать. Девочки попрощались, и Лиза с мамой отправились в магазин. Но куклу на витрине Лиза не нашла. В животе будто заквакали лягушки. Как это куклы нет?
— Приходите завтра, привезут целую партию!
— Но я хочу сейчас! — Лиза заплакала и прижалась к маме. Ножки гудели, как пчёлы в поле, ручки не поднимались, будто
в каждой по самокату, а в животе урчал песню о макаронах с котлеткой кот Васька!
— Мама, мне то ли грустно, то ли весело… Никак не пойму, что со мной? — кричала Лиза сквозь слёзы. — Разве так бывает?
— Всё в порядке, солнышко. Ты долго играла, и тебе было весело. Сейчас ты устала, и поэтому тебе грустно. Тебе и весело, и грустно одновременно. Бежим домой обедать?
Мама с Лизой поспешили домой, чтобы резинка времени не лопнула, иначе кто же съест все котлеты?
Перед сном они вспоминали, где были.
Лиза каталась с Верой на горке, была в парке на любимых аттракционах, ела сладкую вату, ездила на самокате, гладила щенка, качала Бублика на качеляхм в соседнем дворе, играла в догонялки с Верой и ходила магазин. Завтра привезут много новых кукол, и Лиза сможет выбрать любую, какая ей понравится. Лиза представила, какие у игрушек будут наряды, и задумалась, какую лучше выбрать.
«Как хорошо, что резинка времени не лопнула», — подумала Лиза
и уснула.

ВОПРОСЫ К СКАЗКЕ:

1. У Лизы было много событий за день. Чем они с мамой успели позаниматься?
2. Иногда времени много, иногда мало. Почему?
3. Почему резинка времени может лопнуть?
4. Почему Лиза расплакалась в магазине?
5. Зачем нужно спать в тихий час?

КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Понять, как течёт время, — одна из сложных задач для малышей в период их взросления. Кроме того, они ещё не осознают несколько эмоций сразу, поэтому одновременные радость, усталость и грусть в детской психике пока плохо смешиваются. Расскажите ребёнку об ощущениях в моменте, обсудите с ним прожитые эмоции и события, задайте вопросы, позвольте ему сделать свои выводы, поделитесь своими впечатлениями. Так у него сформируется полное представление о прошедшем дне, о сбежавшем времени и  будущих планах.;

«МАЛЫШИ НЕ ОСОЗНАЮТ НЕСКОЛЬКО ЭМОЦИЙ СРАЗУ»


УТРО ТИШИ


Утро Тиши не задалось. Он проснулся вместе с небом и вбежал в мамину комнату. Лёг в утреннем солнце с самого краешка кровати, дрожа от холода без одеяла, но уходить не хотел. Мама приоткрыла глаза.
— Сынок, беги в кроватку, здесь тесно спать всем вместе.
— Ну уж нет, я никуда не уйду. Мне страшно спать одному.
— Но тебе же холодно, а в кроватке тебя ждёт мышонок.
— Я взял его с собой.
Мама вздохнула, укрыла Тишу одеялом и закрыла глаза. Всю ночь она качала младшего братика Тиши и сейчас совсем не хотела спорить.
Тиша задумался. Почему это мама спит, когда у него самого сна ни в одном глазу? И почему все должны лежать в своих кроватях? Вместе ведь веселее! Стоило бы купить кровать побольше: перед сном можно, смотреть мультики, читать книжки и хохотать. Он любил, когда они с мамой просто валялись и болтали.
Тиша долго лежал, пока не заскучал, и решил пойти поиграть в солдатиков.
Он соорудил башню для своего войска, установил мост, выстроил всех в ряд. И тут вбежал кот, прошмыгнул мимо и всё разрушил!
— Мама, Васька сломал мою башню! — крикнул Тиша. Но мама крепко спала и не слышала его.
«Как можно спать, когда тут такое творится?» — подумал мальчик.
Делать было нечего. Строить заново всё равно что заново просыпаться, и мальчик пошёл на кухню за чем-нибудь вкусненьким. На столе стояла банка с печеньем. Вот только крышка не хотела открываться.
Тиша дёрнул её как следует, ведь он сильный, как папа, и каждый вечер делает зарядку перед сном, чтобы крепче спалось. Тиша дёрнул ещё раз — и всё печенье высыпалось на стол и на пол. Тиша разразился слезами, и крышка выпала из рук. Мальчик стал топать ногами, и всё печенье превратилось в крошки.
— Мама! — позвал Тиша.
Мама зашла на кухню, протирая сонные глаза. Она посмотрела вокруг и немного нахмурилась. Тиша расстроился ещё больше. «Поджала губы… Сейчас будет сердиться, ведь я растоптал печенье. И почему оно так крошится подо мной, я не нарочно!» — подумал мальчик. Но мама промолчала. Только взяла совок и веник.
«Нет, так всё оставлять нельзя», — решил Тиша и ударился в слёзы. Началась буря. Мальчик не помнил себя, и всё происходило будто не с ним. Казалось, что плачут стены, а не он, и что это мама раскрошила печенье, а ему теперь подметать!
Вдруг сквозь бурю стал слышен ласковый голос мамы, он был похож на солнышко, которое прорезалось сквозь тучи. Останавливаться не хотелось. Нужно добиться справедливости от этих стен! Зачем так рано разбудили, сломали башню, рассыпали печенье? Но мамин голос не отставал, ласково твердил:
— Ты просто рано встал, не проснулся. Давай умываться и чистить зубы, а потом вместе готовить завтрак. Пойдём умываться? Мой хороший плачет, расстроился…
Кажется, буря начала отступать. Стены снова безмолвны, вредного кота Ваську можно выгнать из комнаты с башней, в тихий час — немного вздремнуть и выспаться, да и мамин завтрак вкуснее печенья.
«Мама, хорошо, что ты прогнала бурю!» — подумал Тиша.

ВОПРОСЫ К СКАЗКЕ:

1. Почему мама хотела спать, когда Тиша проснулся?
2. Чем он занимался, пока мама спала?
3. Что произошло? Что его расстроило?
4. Как Тиша смог успокоиться?

КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Сказка «Утро Тиши» очень динамична и полна метафорами взросления. Они помогают понять сюжет и персонажей истории в объёме. Вы как будто разглядываете 3D-модель вместо плоской картинки. Когда в память врезается метафора, из головы её уже не выбросить: она словно любимая игрушка, сделанная из простых подручных материалов. Если же метафора для вас не раскрылась, но запала в подсознание, вы крутите её, как модельку, пока не придумаете все варианты того, как её можно собрать, и наконец, найдя новый способ, расширяете сознание.
Сказка про утро мальчика Тиши открывает нам мир малыша, который собирает свою картину вселенной из маленьких кусочков. Вот небо, которое светит в окно всем горизонтом, а не только солн-цем, — это восприятие ребёнка.
Вот мама, которая утром на удивление долго спит вместо того, чтобы играть и готовить завтрак. Это парадокс для малыша, в центре вселенной которого пока находится он сам (это нормально в его возрасте).
Кровать мамы, где хочется спать, несмотря на неудобства… Объясняет ли малыш сам себе, почему ему хочется остаться без одеяла на самом краю? Или же он сам пока об этом не догадывается?

«МАЛЫШ СОБИРАЕТ СВОЮ КАРТИНУ ВСЕЛЕННОЙ ИЗ МАЛЕНЬКИХ КУСОЧКОВ»

Вот кот и башня Тиши. Питомец прошмыгнул по своим делам, ему без надобности чужие башни. Он просто задел постройку. Малыш сознательнее кота, но сам ещё этого не знает. Однажды он научится принимать то, что кто-то разрушил его башню, и построит её снова. Но сооружать новую как будто заново начинать утро, потому что энергия на первую постройку уже вложена в ту башню, что рухнула.
«Стоило бы купить кровать побольше». Что может быть проще для малыша? Ведь деньги — энергия взрослых, и покупать кровать для того, чтобы похохотать, невероятно логично для ребёнка. Так он получает радость быть вместе с семьёй.
Тиша любит, когда мама валяется с ним на кровати и болтает. Так ребёнок напитывается любовью. Отмечает ли ваш ребёнок для себя подобные приятные мгновения? А вы с ним делитесь такими эмоциями?
Тиша рассыпал печенье, потому что быть предусмотрительным в его возрасте невозможно, на это детская психика пока не рассчитана. Он логичен: ему захотелось есть, но мама крепко спит. Как тут не расстроиться? Какие могут быть сомнения? Нужно открыть банку. Для чего ещё делать зарядку, если не для применения силы в таком важном деле?

«ОДНАЖДЫ ТИША НАУЧИТСЯ ПРИНИМАТЬ, ЧТО КТО-ТО РАЗРУШИЛ ЕГО БАШНЮ, И ПОСТРОИТ ЕЁ СНОВА»

Тиша рассердился, потому что печенье рассыпалось. Мальчик хотел всё сделать сам, потому что он личность, маленький человек, который знает, как поступают взрослые: когда что-то не получается, они сердятся. Чтобы не плакать сразу, можно топнуть — так эмоции найдут выход, и сам Тиша сможет их отпустить. А то, что печенье крошится, — это факт, о котором он не успел подумать.
Казалось бы, всё просто, так ведь? Но успеваем ли мы, взрослые, отслеживать свои реакции и удивляться логичности поступков наших детей? Пожалуй, нет. Обычно мы злимся, расстраиваемся.
Тиша – малыш, и пока такие истории режиссирует взрослый. А мама имеет право что-то недосмотреть, ведь это её ресурс —
допустить погрешность в виде рассыпанного печенья. Так почему плачут стены? Почему Тише кажется, что мама рассыпала печенье?
Конечно, потому что стены вокруг – всё, что успел заметить Тиша пока плакал, а мама – целый мир и непременно прогонит бурю.

«МАМА – ЦЕЛЫЙ МИР»












СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА

— Какая машина, мама! Хочу, хочу, хочу! — Возле магазина игрушек Лёша увидел шарик на верёвочке в форме красной машины и срочно захотел его себе.
— А волшебное слово?
— Пожалуйста! — Говорить маме волшебные слова было тепло. Они разливались во рту как варенье, и потом было сладко на душе.
— Сынок, ты не расстроишься, если потеряешь его? Шарики всегда так и торопятся улизнуть в небо!
— Нет! Я буду его крепко держать!
Мама, Лёша и младший братик в коляске отправились вместе с шариком в магазин. Они шли одной командой, и даже шарик, казалось, стал членом семьи Башкарёвых. В магазине мама накупила братьям много игрушек. Лёше так сильно хотелось всё открыть, что он нетерпеливо заглядывал в пакеты.
Потом дружная компания направилась на остановку. Подошёл автобус, и мама, схватив коляску, скомандовала Лёше не отставать и заходить. Она расположила коляску у окна, стала искать кошелёк, а Лёша, войдя, растерялся. Ему показалось, что он совсем один, будто заблудился в лесу среди деревьев. Где мама? Где братик? Где его шарик и новые игрушки? Сумки, люди, кошельки, монетки… Перед глазами словно деревья качались на ветру, и заслоняли ветками маму с братом.
— Лёша, ты где? Держись за поручень! Ой, здравствуйте! — Мама увидела знакомую. Это соседка, тоже едет домой.
— Здравствуйте! А что это мы не здороваемся? — улыбаясь длинным ртом, похожим на собаку породы «Такса», спросила тётя Глаша у Лёши.
Лёша спрятался за мамин плащ, а потом показал язык. Он не знал, что здесь, среди незнакомцев, вдруг откуда ни возьмись появится тётя Глаша.
«Почему взрослые вечно просят здороваться, я и так вас приметил?», — подумал Лёша. Манеры ему порядком надоели — говори да говори! А в голове при встрече с кем-то у него сразу столько мыслей, как пчёл в улье! Жужжат и жужжат! Внутри столько настроений, переживаний, как воздушных шаров. Столько хочется рассказать, показать и спросить! И всё такое важное. «Когда мне тут здороваться?» — рассудил Лёша. Поэтому он, как и его брат, просто пустил пузыри на слова тёти Глаши.
— Ай, как некрасиво! — Тётя Глаша часто говорила, что красиво, что нет, хотя сама одевалась совсем некрасиво и никогда не мыла свои ботиночки. А потом, взглянув на брата Лёши, сказала: — Какой симпатичный малыш!
Лёша нахмурился. «Я тоже очень симпатичный, и ботиночки у меня чистые».
— Так и схватила бы вашего малыша, как он мне нравится! — Тётя Глаша потянула руки к брату Лёши.
«Ну нет! — подумал он. — Моего братика я вам не отдам, он наш! Я и шарик вот ему выпросил, он очень любит их разглядывать».
Лёша решил во что бы то ни стало не подпускать соседку к брату. Он с размаху взялся за коляску и помог вынести её из автобуса, хотя мама и говорила, что справится сама. Лёша — большой помощник, мама всегда его хвалит.
Вместе с тётей Глашей семья во главе с шариком дошла до двора возле дома. По пути Лёша показывал язык, громко распевал песни, когда говорила соседка, кривлялся и проказничал: он очень старался привлечь к себе внимание. Лёша бежал спиной вперёд и так крутился, что запнулся и сел попой на асфальт! А шарик улетел.
Лёша заплакал. Всё пошло не так, и шарик всё-таки улизнул. По пути домой мальчик так разволновался из-за встречи с соседкой, что не мог ничего с собой поделать. На радостях он стал шалить и не мог остановиться.
Вечером мама готовила ужин с Лёшей, они начали обсуждать поездку из магазина домой.
— Тётя Глаша внезапно появилась в автобусе, правда, Лёша? Будто большой яркий шарик вдруг очутился посреди автобуса, —  со смешком в голосе сказала мама.
— Так нехорошо говорить, мама! Но ты права, — расхохотался Лёша.
— Ты, наверное, устал в дороге? И растерялся, когда хотел поздороваться с соседкой?
— Я просто подумал сразу обо всём. Мыслей было много. Я не смог выбрать одну и не нашёл слова, чтобы сказать вслух.
— Да, со мной такое тоже бывает! — Мама вдруг встала посреди кухни, замерла, будто играла в «Море волнуется раз».
— Мам, ты чего?
— У меня в голове столько мыслей, как рыбок в аквариуме! Что же я хотела сделать?
— Суп посолить?
— Да! — Мама, спешно достав соль с полки, попросила Лёшу подать ложку. — Вот видишь, сынок, ты мне подсказал. Так и взрослые часто деткам подсказывают хорошие манеры.
— Да, знаю... «Скажи да скажи». Будто мы сами не вспомним.
— А ты вспомнишь сам в следующий раз?
— Вспомню. Я разложу все свои мысли по отдельности и выберу одну, самую главную… рыбку. «Здравствуйте» — это оранжевая рыбка в форме солнышка! А «пожалуйста» — малиновая, как варенье!
Перед сном Лёша и мама вспомнили всех рыбок, какие появились за день: оранжевые, красные, жёлтые, зелёные, полосатые, черные и в горошек. Каждой мысли-рыбке и каждому событию они дали название. Каждое обсудили, задали друг другу вопросы, ответили, подумали о планах на завтра, порадовались прошедшему дню. А потом мысленно отправили рыбок спать, пожелав им спокойной ночи!
Саша с мамой часто спорили. Не было и дня, чтобы они не повздорили из-за ерунды. Саша знал, что это хорошо, когда у тебя есть собственное мнение. И мама знала, ведь это она научила его говорить то, что думаешь.
Если мама не могла поиграть с сыном, она так и говорила: «Сашенька, я очень устала. Мне нужен перерыв. Ты не против?» Саша честно отвечал: «Против!» Мама грустила, молча пила кофе. Саша тоже грустил, но недолго. Потому что он с мамой были настоящими друзьями и всегда могли придумать способ, как развеселиться. После спора они обнимались, показывали пальцами секретный знак «окей», прищурив глаз и прищёлкнув языком, а дальше занимались каждый своими делами.

ВОПРОСЫ К СКАЗКЕ:

1. А у тебя бывает так много мыслей в голове, как пчёл в улье?
2. Что решил делать Лёша, когда у него не получилось подобрать слова?
3. Зачем нужны хорошие манеры?
4. Почему Лёша решил помочь маме в автобусе?
5. Как считаешь, тётя Глаша была вежлива?

КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Так много мыслей, эмоций и чувств в маленьком детском теле, так много разных смыслов в этом мире, знаний, путей, прекрасных мест и интересных дел. Порой нам кажется, что нужно что-то подправить в детском поведении, что-то изменить в характере ребёнка, объяснить, разжевать, показать, улучшить, хотя, по сути, надо измениться самим, детей же любить, а не воспитывать. Как со всем управиться маленькому человеку? Как взрослому справиться сначала со своими эмоциями, а потом с детскими? И понравилось ли вам, дорогой взрослый, поведение тёти Глаши в автобусе? Доверяйте себе – тогда нужные слова найдутся и в мире взрослых, и в мире детей, а если что не удалось – пусть вам поможет сказка.

«НУЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ САМИМ, А ДЕТЕЙ ПРОСТО ЛЮБИТЬ»


ГРУЗОВИК


Как-то раз Саша очень захотел поиграть во дворе с новым грузовиком, который подарил ему папа. Машина была большой, тяжёлой, со сверкающими колёсами и маленьким водителем, сидящим за рулём. Саша катал машину из комнаты в комнату, толкая руками и бормоча: «Вр-р-рынь, вр-р-рынь!»
Мама уговаривала Сашу не брать грузовик на улицу, ведь он тяжёлый и очень красивый — другие дети захотят с ним тоже поиграть. Но сын не уступал, потому что родители всегда говорили, что делать нужно только то, что хочется.
— Но тогда тебе придётся нести грузовик самому, ведь он твой,
а мне тяжело нести и сумки, и грузовик одной.
— Хорошо! — Саша всегда занимался своими игрушками сам, наводил порядок в комнате, ведь это его игрушки — больше совершенно некому о них побеспокоиться!
Саша нёс грузовик на площадку, пыхтел и думал: «Ну и тяжёлое же оно сегодня — моё собственное мнение!»
На улице играли его друзья–братья Парамоновы — Иван и Никита.
В песке они построили башни для солдатиков, и там уже разворачивалась настоящая битва.
Саша поставил грузовик и принялся медленно загружать его песком. Водитель вёз песок вокруг площадки и возвращался обратно, а когда выгружал песок, тот красиво скатывался с машины и превращался
в большую гору.
Иван и Никита стали смотреть на то, как играет их друг. Они так увлеклись, что даже остановили игру. Саша выгрузил очередную партию песка и случайно засыпал всех солдатиков.
— Эй! — закричали братья. — Ты что делаешь?!
Саше стало жаль солдатиков. От неловкости мальчик почувствовал, как у него в животе наступила тишина, будто в песчаной пустыне. Да и вообще, всё вышло случайно.
Братья заметили, что Саша расстроился, и переглянулись.
— Ваня, папа бы сказал, что пришло время поступка суперменов, — сказал Никита. — Ну и что с того, что Саня песком всех солдат засыпал. Зато смотри, как его машина здорово песок выгружает! Сашка, какой крутой у тебя грузовик!
— Спасибо, — сказал Саша и расплылся в улыбке. — А давайте мой водитель будет суперменом, как вы? Он сейчас всех солдат вытащит из-под завала!
— Давай! Мы поможем, у нас тут как раз несколько спасателей осталось!
На следующий день Саша с мамой снова заспорили, стоит ли брать грузовик на прогулку. Мама хотела свозить сына в парк. Ехать нужно было на автобусе, но Саша не хотел оставлять сверкающую машину дома.
— Всё верно, Сашенька, — сказал папа. — Если чего-то хочешь, лучше не отступать. Но тогда вам с мамой придётся остаться во дворе:
с грузовиком до парка вы не доберётесь, ведь дорога дальняя.
Похоже, желания не всегда приводят туда, куда хочется. Саша задумался: «Стоит проверить их вес. Пойти с грузовиком — очень тяжёлое и сильное желание. Но в парке сладкая вата, аттракционы, воздушные шарики и попкорн. Всё это вместе гораздо тяжелее моего сверкающего грузовика… Ладно, пойду без него. Братья Парамоновы научили меня одному супертрюку. Он называется „поступок супермена“».
— Я уступлю, — сказал Саша, прищёлкнув языком и подмигнув маме.
В парке он вёл себя как супермен: уступал дорогу девочкам и иногда не спорил с мамой. И всё это ему даже понравилось! Ведь появилось столько времени для веселья вместо споров.

ВОПРОСЫ К СКАЗКЕ:

1. Какие ещё поступки супермена ты знаешь?
2. Чем интересным вместе с мамой можно заняться вместо спора?
3. У тебя есть любимая игрушка? Можешь рассказать историю о ней?

КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
В период раннего развития детей взрослый мир причинно-следственных связей до конца не ясен. Только ближе к семи годам ребёнок может увидеть результаты своих и чужих поступков в полной мере. Задача взрослого — поддержать малыша на этом пути и дать пространство для адаптации. Порой достаточно позволить сыну или дочери взвесить свои поступки и ответственность на собственном опыте в подходящей ситуации. Не старайтесь сделать опыт ребёнка сложным. Ведь именно благоприятный опыт и любовь родителей наполняют энергией дерзновения. Когда Саша, полный уверенности, нёс грузовик на площадку, он, конечно, ощутил вес машины. Но ещё мальчик почувствовал радость от совместной игры с друзьями и удовольствие, что его приняли таким, какой он есть, вместе с грузовиком, который случайно засыпал песком солдатиков. Значит, нёс не зря! Именно так дети познают радость жизни. Их желание спорить и проявлять себя, брать ответственность за свои действия в достижении желаемого можно культивировать и поддерживать, оставаясь в сложных ситуациях в роли режиссёра.

«ИМЕННО БЛАГОПРИЯТНЫЙ ОПЫТ И ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ НАПОЛНЯЮТ ЭНЕРГИЕЙ ДЕРЗНОВЕНИЯ»


Рецензии