Самая сильная крепость - любовь к Родине

Всякий мужественный,
всякий правдивый человек
приносит честь своей Родине.   
Ромен Роллан
 
Недавно мой однотейповец Ваха Фаргиев из пос. Карца, ныне живущий в г. Назрани, обратился ко мне с просьбой написать о первом военном комиссаре Ингушской Автономной области Алихане Фаргиеве. Также он прислал мне его фотографии и материалы о нем.

Разбирая эти документы, я вспомнил статью Идриса Базоркина «Башня Фярьга, в которой он рассказывал о Идрисе Зязикове, Али Горчханове - их яром противостоянии выдворению ингушского народа из собственного политического, экономического и культурного центра в правобережной части г. Владикавказа и передаче ее Северной Осетии. Данная националистическая спецоперация была осуществлена кровавым диктатором Сталиным в целях реализации имперского принципа «Разделяй и властвуй», то есть ущемления интересов одного народа в области политики, экономики и культуры и вознаграждения за его счет - другого.

Подобная политика безнравственна и безмозгла, ибо, в конце концов, как свидетельствует история ранее распавшихся империй, она становится одной из наиболее болезненных причин их распада. Подобных очагов межнационального раздрая Советская империя нагородила огромное количество, что и стало одной из причин ее развала. Российская империя, именуемая Федерацией, ковыляет по дорожке, протоптанной безнравственностью и безмозглостью руководителей Советской империи в межнациональной сфере. На ней разбросаны там и сям в огромном числе грабли прошлых преступлений против человечества и военных злодеяний, ошибок и заблуждений Российской и Советской империй, которые приближают третий этап распада имперского государства РФ.

В статье Идриса Базоркина также написано о Алихане Фаргиеве в пору его избрания на пост военкома Ингушской АО в присутствии Наркомнаца И. Сталина. И часть статьи освещала мое выступление на первом Съезде народных депутатов СССР 29 мая 1989 г.

Политические деятели Ингушской АО, упомянутые в статье И. Базоркина, подверглись репрессиям: они были умерщвлены режимом рьяно воинствующей жестокости, беззакония и беспредела, установленным диктатором И. Сталиным и сворой его приближенных холопов. Каждый ингуш, которому дорога Отчизна, ее славное и героическое прошлое и весьма горестное настоящее, говоря словом В. Гюго, «ощущает в глубине своего сердца рану, нанесенную Родине...»

Перечитал заново статью перед публикацией и такая злоба поднялась в душе против ингушских шавок-изменников - дудаевско-кадыровских холопов, верещащих, что ингуши и чеченцы - один народ, что между ними не должно быть никаких границ и прочий наци-бред о ликвидации Ингушской республики. В их число входят и чеченцы, алчно, лицемерно и подло пропагандирующие и отстаивающие такие же сталинистско-ичкерийские бредни.

И те, и другие ковыляют по сей дорожке предательства своих предков, умерщвленных царизмом, сталинизмом и, якобы, демократией РФ, породившей в Чечне режим диктатуры а-ля Чучхе. И какова же цена агит-воплям Ичкерии о четырехсотлетней войне чеченцев против империи, если возможно, допустимо такое, воистину, холопское следование национальной политике Российской, Советской и Федеративной империй, беспощадно предававших казни и гнету свои народы и ныне их карающих, в том числе ингушей и чеченцев?!..

Что касается ингушской государственности, то за ее создание боролись такие незаурядные, высоконравственные и героические личности, описанные выше. Они сложили свои головы за то, что так принципиально и весьма жестко отстаивали ее интересы. В свою мерзкую очередь, жалкие предатели ингушского народа из его числа - титулованные шавки сталинистско-ичкерийской политики, не сделавшие и десятитысячной доли того, что сделали для своего народа его национальные герои, смеют разнузданно облаивать визжаньем и тявканьем их духовное наследие, обливать его грязью.

Дала Ше лаьрхIача кхеллах, бехтоакхамах ма боахалба уж!.. Зуламхошта кхайкаяьча кхелах Дала кхеболба уж!.. Дала уж санна болча ваьразах аьнна дош, ваIад кхоачаш хила дукха ха, йоаккха зама ца йоаккхаш: «Зулам тIаийцачоа, цу боарамах зулам хургда...» (КъорIан, 10 : 27). Амин!..

Пусть не минует жалких предателей кара, изреченная Господом!.. Пусть злоумышленников настигнет возмездие, предначертанное Всевышним!.. Пусть Аллах их и таких, как они, предателей, вскорости подставит под сокрушительный удар Своего очень жесткого предостережения: «Воздаянием тех, кто приобрел зло, будет равноценное зло» (Коран, 10 : 27).

Хамзат Фаргиев

19 июля 2023

Примечание

В название статьи вынесено изречение имама Шамиля.

***

БАШНЯ ФЯРЬГА
Идрис Базоркин
 
В двадцатые годы, когда выбирали Ингушский ревком и кто-то подав голос за Алихана Фаргиева, сказал, что они вечно были бедными и несчастными людьми, и он Алихан достоин быть избранным. Алихан попросил слово для справки. В президиуме подумали, что он просит слово для самоотвода и, нехотя, согласились с его просьбой.

Военком Алихан Фаргиев был высоким, стройным, подтянутым военным, недавно окончившим училище. Он поднялся, отыскал глазами того, который его рекомендовал, поблагодарил товарища и строго сказал:
- Да, Магомет, ты прав. С нами в жизни разное случалось. Иногда мы богатели на скоте, иногда беднели от засухи. Но несчастными людьми мы не были никогда и достоинства своего не теряли.

Сидевший в президиуме с секретарем Ингушского ревкома Идрисом Зязиковым Наркомнац Сталин поежился и с неприязнью заметил:
- А военрук у тебя с гонором!
- Это у ингушей национальная черта молодежи, - улыбнувшись пояснил Зязиков.
Он очень любил Алихана.

Примечание

Данная статья была перепечатана из газеты «Грозненский рабочий» за 1990 год в печатном органе Малгобекского р-она ЧИ АССР «Ленинское знамя» от 27 ноября 1990 года, № 80. Здесь приведен отрывок из этой статьи, повествующий о избрании А. Фаргиева военкомом Ингушской АО.

***

СЫН НАРОДА

(Статья  Султан-Гирея Котиева о бывшем военкоме Ингушской автономной области, а затем Чечено-Ингушской Автономной Республики Алихане Фаргиеве)

Очень скудные данные дошли до нас об этом славном сыне нашего народа, оригинальной личности и соратнике знаменитого Идриса Зязикова. Речь идет о первом военном комиссаре Ингушетии с середины 20-х годов и в 1934 - 1936 годах прошлого столетия Алихане Магометовиче Фаргиеве.

Его короткая жизнь была ярким примером мужества и преданности своей Родине и народу. Для своего времени он получил достаточно высокое образование, и признанием его заслуг в безупречной работе были награды и другие поощрения, которыми удостоило его руководство автономной области и высокое военное руководство страны.

Истории известны немало примеров, когда в жизни и деятельности отдельных личностей четко выражались глубокие социальные преобразования, произошедшие в народных массах. Яркая, наполненная пафосом революционного героизма жизнь Алихана Фаргиева, воспитанного в лучших традициях ингушского народа, олицетворяла социальные сдвиги, происходившие в Ингушетии в первые годы после Октябрьской революции в России.

Еще в раннем детстве (он родился в 1903 г.) , наблюдая за жизнью окружающих людей, он стал замечать факты социального неравенства. Он видел бедственное положение и острую нужду одних людей и роскошную жизнь тех, кто пользовался плодами чужого труда, видел ужасное политическое бесправие народа, вражду и ненависть людей. Однако он не мог понять почему это происходит, но когда понял и поверил, что эту трудную жизнь можно изменить, он, не оглядываясь назад, стал рядом с теми, кто стоял во власти только что образованной самостоятельной Ингушской Автономной области.

Сложное это было время. Впервые в истории ингушского народа начала зарождаться ингушская государственность. Ингуши больше чем другие народы поверили, что новая власть может принести людям счастье и благополучие. Весной 1920 г. в Ингушетии была установлена советская власть и вскоре после этого была провозглашена Горская республика, в состав которой вошли несколько автономных областей Северного Кавказа, в том числе и Ингушская Автономная область. Таким образом, Ингушетия стала на путь своего развития, имея свои государственные структуры. Не хватало подготовленных кадров - главной движущей силы общества. Поэтому в отраслях народного хозяйства на ответственные должности приходилось назначать людей, подчас с определенным риском: либо молодых, не имеющих опыта, либо из числа специалистов, работавших при старом строе. Один из таких молодых, без опыта, был Алихан Фаргиев.

Что успел он получить к этому времени? Едва достигнув возраста возмужалости, он вступает в ряды Красной армии. Вскоре здесь он показал себя энергичным, всегда подтянутым, умеющим строго подчиняться армейской дисциплине воином. Алихан рос на глазах и выделялся умением и находчивостью при выполнении воинского задания. Это было замечено и войсковым командованием, перед которым стояла задача воспитать командиров, соответствующих новому времени и задачам  нового государственного строя. И руководство автономной области обратило внимание на подающего надежды, быстро растущего, перспективного, успевшего уже подняться до уровня среднего офицера Красной армии Алихана Фаргиева.

Когда стал вопрос о назначении на большую должность, волевой, напористый характер Алихана Фаргиева, проявляемый им при исполнении любого поручения, обнадеживал, что на него можно возложить выполнение более ответственных задач. Его назначили на должность военного комиссара Автономной области. Он начал работать рядом и под руководством таких видных государственных деятелей - первого руководителя Ингушетии Идриса Зязикова - первого секретаря Ингушского обкома ВКП (б) и Али Горчханова - председателя Ингушского облисполкома, а также Юсупа Албогачиева, Заама Яндиева, Бексолта Костоева, Абдул-Гамида Гойгова и других.

Работая военкомом, Алихан Фаргиев показал себя как истинный сын своего народа, показал незаурядные способности руководителя областного уровня с весьма сильным характером. Он был человеком слова и дела. Его уважали и ценили в народе. Таким он остался до конца своей жизни.

Помню, мой отец - Саадул, работавший в конце двадцатых и в первой половине тридцатых годов прошлого века сначала председателем колхоза, затем председателем сельсовета в нашем селе Чернореченское, рассказывая о своих встречах с Алиханом Фаргиевым подчеркивал его воспитанность, скромность, благородство, добропорядочность.

Когда Идриса Зязикова в конце 20-х годов оклеветали и освободили от должности первого секретаря Ингушского обкома партии и на его место избрали Черноглаза, руководящие работники многих отраслей были смещены с должностей. В их числе был и Алихан Фаргиев. Однако после слияния двух областей и образования Чечено-Ингушской Автономной республики он вновь был назначен военкомом. В промежуточный период эту должность занимал некий Крол - черноглазовский ставленник. Алихан занимал эту должность до октября 1936 г. Затем служил в штабе отдельной национальной кавалерийской бригады.

В 1937 году Алихана Фаргиева, как и многих красных командиров необоснованно подвергли репрессиям, и только спустя 22 года после этого, был реабилитирован. В справке, выданной Военной коллегией Верховного Суда СССР, есть такие строки: «Из материалов, находящихся в Военной коллегии Верховного Суда СССР по делу Фаргиева Алихана Магометовича, усматривается, что Фаргиев А. М. с июня 1934 по октябрь 1936 года являлся военным комиссаром Чечено-Ингушской Автономной республики, а непосредственно перед арестом - 14 мая 1937 года - служил в качестве помощника начальника 1-ой части штаба отдельной национальной кавалерийской бригады. Имел воинское звание «капитан».

Фаргиев А. М. в 1937 году необоснованно был осужден за якобы совершенные им преступные действия в период пребывания его на должности военного комиссара.

21 марта 1959 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР Фаргиев А. М. полностью реабилитирован».

Так, в пору расцвета сил обрывается жизнь одного из пламенных патриотов ингушского народа Алихана Фаргиева. Осталась лишь память о нем, как след его благородных дел. Его имя, думается, должно стоять рядом с именами лучших сыновей Ингушетии, посвятивших свою жизнь во имя счастья и процветания нашего народа.

Алихан Фаргиев заслуживает того, чтобы его наградили государственной наградой посмертно, того, чтобы его именем были названы улицы населенных пунктов Ингушетии.

Султан-Гирей Котиев, журналист,
ветеран Великой Отечественной войны


Рецензии