Мое посвящение МХПУ им. Калинина
Посвящение
МХПУ им. Калинина.
Которого давно уж нет.
Но в нас навечно
Оно оставило свой след,
Вот мой ответ.
В душе и сердце он твоем.
Как мироздания неписаный закон.
Но иногда бывает так.
Вдруг раз, и мыслей вспышки.
Мы снова в том 77м,
Опять!
Девчонки и Мальчишки
!7, 20 лет.
А из былого нам
Сегодняшним большой привет!
Владимир Разумов
p.s. МХПУ, для нас, не здание, не знания.
Не дом. МХПУ портал времен, мы иногда в мечтах бываем в нем.
Воспоминания бывших студентов МХПУ им. Калинина.
Ольга Богатова
Самые счастливые годы - это учеба в МХПУ.
До сих пор вспоминаем с мужем нашу учебу.
Ведь мы еще застали корифеев рисунка - Рябикина, Дозорова, любимая Антонина
Сергеевна Семечкина, Третьяков Е.И., а уж Юрбор!
В нем жил мальчишка!
Однажды во время экскурсии по парку в Тарту (это было на 2 курсе) коллега из
Тартусского училища обратил наше внимание на какой-то кустик и сказал, чтобы мы
ни в коем случае не отламывали от него веточки и не пробовали бы их на вкус.
Если бы не эти слова, никто бы даже и не посмотрел в сторону этого куста,только
не Юрбор!
А кустик-то был ядовит, помню, плохо было Юрбору, но он справился!
Люблю Москву 70-х -для меня она очень дорога!
Теперь есть возможность заглянуть в то время, пройтись по местам "боевой
славы", вот только не могу отыскать свою однокурсницу Веру Вовк, мы так
дружили!
Может быть отзовется кто-то, кто знает о ее судьбе?
О Юрборе.
Помню, мы с Ваней Евстифеевым перед Олимпиадой 80 устроили с дуру настоящий
погром в общаге.
Тогда уже почти всех выселили и "последние из могикан" ютились в 3 подъезде.
Мы пришли в наши былые владения, переломали кучу дверей и расколотили
несколько окон.
Потом на педсовете Юрбор предложил нас исключить и проголосовал за это обеими
руками.
Только наш "классный папа" Владимир Михайлович Глотов, он же "Химик", был
против.
Да как потом выяснилось и Фёдор Николаевич Гусев (директор), который своим
решением отменил постановление педсовета и дал нам возможность доучиться.
Тем не менее, о Юрборе у меня остались хорошие и тёплые воспоминания.
Теперь из воспоминаний Алексея Усаса.
Нередко мы совместно с ткачами выходили в походы на природу с ночёвкой.
Было весело и как-то беззаботно.
Много пели песен, играли в игры, снимали любительское кино, само собой,
бухали.
Пили в основном портвейн (он тогда очень даже хорош был!) или "плодово-
выгодное" в "бомбах", реже водку.
В Москве 70-х был особый колорит и дух.
Какая-то атмосфера праздника в душе.
Одни названия чего стоят.
Ул. Стрелецкая, Марьина роща, Сущёвский вал...
А в районе общаги - Астрадамская, почти Амстердамская, проезд Соломенной
сторожки, Нижняя Масловка.
Тимирязевский парк был скорее кусок дикого леса, чем парк.
Там легко можно было заблудиться.
Понятное дело, вкус и воздух детства и беззаботной юности позже становиться воздухом Родины и он всегда с тобой.
(из моего рассказа про Шувое,дом бабушки)
(Примечание автора Владимира Разумова).
Вспоминается, как однажды мы купили пару бутылок портвейна и ананас.
А вечером залезли через забор на дачу Вучечича и там, на какой-то м
усорной куче всё это распили и съели.
Помню камерный тогда район Москвы.
Это бывшая хулиганская «Марьина роща» (примечание автора В.Разумова).
Улица Стрелецкая, дом 2.
Старый, но крепенький особняк из красного кирпича, былых времен.
Сзади к нему, как к родному, прильнуло кладбище, буйно заросшее и
уютное.
Несмотря на высокую каменную стену, мы легко проникали сюда.
Нас неудержимо влекли эти лавочки и столики под развесистыми
деревьями - идеальное место для выпивки.
А справа к территории училища примыкала гробовая фабрика.
Туда нас иногда делегировал физкультурник Виктор Анатольевич Нанас, за
опилками в яму для прыжков на училищном стадионе.
Помню вечно поддатый столяр частенько дрых в только что сколоченном гробу.
Не зная этих тонкостей, можно было обосраться, когда он поднимался оттуда весь
синий и в стружках.
Директором был Фёдор Владимирович Гусев.
По совместительству вёл у наснедоучек, поступивших после 8-9 классов, историю.
В сущности совсем неплохой и добродушный человек ну может быть немного
занудный.
Занятия он вёл так: брал учебник истории и начинал монотонно читать параграф,
время от времени вставляя своё «такскэть».
Мы посмеивались над ним и писали на стенах мелом: « Фёдор Гусь - предал Русь!».
Завучем была Инна Матвеевна Касаткина, по совместительству преподаватель литературы, очень язвительная, острая на язычок и умная.
Быстро раскусила, что сочинения я пишу по специальной книге, весьма редкой, но, как выяснилось, ей известной.
В школе, пользуясь этой книгой, я всегда имел железный «пятак» по
сочинениям, а тут нашла коса на камень.
У меня появился «хвост» п литературе и стипендия накрылась медным тазом.
Ещё она любила повторять,что у нас «щенячий восторг» от радости поступления и
освобождения от родительской опеки.
Так оно и было и многие пускались «во все тяжкие».
Зав. по воспитательной работе был Юрий Борисович Токарев (Юрбор).
«Злой малыш», как его порой называли за малый рост и крутой нрав.
Но он всегда трезво оценивал происшествие и выносил справедливое решение, у
меня с ним было взаимопонимание .
Классным руководителем, нашим «классным папой», был Владимир Михайлович Глотов, «Химик»
- вёл занятия по химии.
Человек общительный и неординарно мыслящий, он умудрялся обычный классный час
превратить в
интересную лекцию на самую неожиданную тему.
Мастерские вёл Николай Фёдорович Василенко (Никфёд).
Тоже ещё совсем молодой, и интересный для нас в общении.
Живопись преподавала Базанова Майя Дмитриевна.
Рисунок, Константинова Роза Фёдоровна («Шу-шу-шу»).
А композицию – Давыдова Людмила Владимировна.
Ещё хорошо помню « Йоську-эконома», Крапивину (НХП и История искусства) с её
замечательными «капустниками», которые правильнее, наверное, было бы называть
«крапивниками».
Самые интересные и остроумные сценарии к этим традиционным театрализованным
представлениям о нашей студенческой жизни всегда писала она.
Да и вообще, по-моему, это было её кровное детище.
Кроме всего прочего Майя Дмитриевна Базанова и великолепный художник
акварелист.
Она написала и выпустила учебник по композиции и живописи.(примечание автора)
В учебнике ее работы и работы учащихся по всем 4 м курсам.
Вообще она была очень хорошим преподавателем.
Спокойная, рассудительная, терпеливая.
Кроме всего прочего Крапивина писала научные статьи.
Рассказ Владимира разумова.
Мы с ней быстро нашли общий язык, причина мои знания по истории искусств.
В классе, когда все тряслись, я поднимал руку, а она выяснив, что я хорошо
знаю тему, меня не вызывала.
Причина моих знаний ученый искусствовед, Дмитрий Сарабьянов и его книги по
искусству.
А помимо прочего я не вылезал из МИИ им Пушкина, и Третьяковки, вход по
ученическому был бесплатно вот и ходил.
Как же было весело и интересно!!!
Находились какие-то бесконечные, увлекательные темы для бесед и споров, игры
часто выдумывались прямо тут же на месте, спонтанно.
И как-то дружно всё получалось, задорно.
Песни сочиняли тоже нередко на ходу,
импровизируя.
Жаль, что тогда не было видеокамер, отличный материал бы получился.
Но кое-какие кадры, снятые на плёночную кинокамеру, остались.
Владимир Разумов.
Давненько все это было, но помню и сейчас, МХПУ им. Калинина это больше чем
просто дом, училище изменило нас, оно сделало нас родственными душами.
И кусочек нашей души остался там в этом здании навсегда.
Там и живет по сей день, на что яочень надеюсь.
Я часто с легкой и какой-то в тоже время умиляющей грустью, вспоминаю
проведенные годы обучения в МШХР.
Дорога к училищу для меня начиналась от метро Новослободская и возможна
двумя путями.
Первый, если я не успел с утра позавтракать, то я ехал на автобусе до
«Кафе» где всегда встречал кого - то из училища.
Они видимо не позавтракав в общаге, приходили в это кафе.
Завтрак был у всех практически один, кофе и калорийная булочка или две
булочки, и бегом в училище мимо «Гробовой фабрики».
Лишнее своего рода напоминание, «Ничто не вечно под луной», в данный
момент под солнцем.
Второй путь на трамвае до Стрелецкой улицы, а там два шага до училища.
Этот трамвай часто приходилось брать штурмом, если можно так сказать,
буквально все студенты были с этюдниками или большими планшетами.
В хорошую погоду, если было время или трамвай не удалось
взять штурмом, шли пешком, на пол дороге стояла «Пивнушка» в которую
частенько заглядывали.
Трудно было идти зимой особенно модным выпендрежным дамам, которые ходили
даже зимой в капроновых чулках.
И эта дорога к училищу, тоже напоминала о бренности нашего мира, сначала
: «Пивнушка», потом Кладбище, далее Родное МХПУ им. Калинина, в окружении
«Аптечного склада» (намек на вторую половину жизни) и «Гробовой фабрики».
Однако, мы были очень молоды поэтому частенько бывало выпивали
на кладбище, тут никто не застукает, а об аптеках и прочей тогда для нас
Фигне, даже не думали.
Конечно мы главное постигали азы профессии,и учились даже друг у друга технике живописи и рисунка. Я помню миша Ильин стал рисовать в технике "Дождя",так мы обозвали его манеру хтриховать только сверху вниз.
Постепенно набирая нужный тон. Так мы учились друг у друга.
Училище как дом живо,но в нем не больше духа свободы и бунтарство.
Нет той энергетики прошлых времен творцов Моисеенко, Авакумова,Полетаева.
Свидетельство о публикации №223072001218
Славно написано...
И я бродила с Вами по забытым, знакомым местам...Но...
Миусское кладбище так осталось для меня тайной запечатанной..
А про МХПУ им.Калинина..
Начало было славное - 1920 год,
Утверждалось Новое Положение :Художественные Промыслы должны иметь свою Высшую Школу.
В Училище готовили ведущих художников промыслов и преподавателей...
Учились пять с половиной лет
и ещё два года для преподавателей, которые получали Дипломы о высшем образовании.
Все изменилось к худшему во времена Никиты Хрущева.
Галина Высоцкая Константиновна 25.01.2025 00:33 Заявить о нарушении