Мое посвящение МХПУ им. Калинина

      Владимир Разумов

       Посвящение
   МХПУ им. Калинина.


       Которого  давно уж нет.    
       Но  в  нас   навечно
        Оно  оставило свой  след, 
       Вот  мой ответ.    
       В душе и сердце  он твоем.
        Как мироздания  неписаный закон.
        Но  иногда  бывает   так.
        Вдруг  раз,  и   мыслей  вспышки.
        Мы снова в том 77м,
        Опять!
        Девчонки и  Мальчишки
         !7, 20 лет.
         А из былого нам
      Сегодняшним большой привет!


     Владимир Разумов
       p.s.   МХПУ,  для  нас,  не здание, не  знания.
      Не дом.  МХПУ портал  времен, мы  иногда  в мечтах бываем в нем.

              Воспоминания   бывших студентов  МХПУ им. Калинина.
      Ольга Богатова
    Самые счастливые  годы - это учеба в МХПУ.

   До сих пор вспоминаем с мужем нашу учебу.
 Ведь мы еще застали корифеев рисунка - Рябикина, Дозорова, любимая Антонина
   Сергеевна Семечкина, Третьяков Е.И., а уж Юрбор!

   В нем жил  мальчишка!
 Однажды во время экскурсии по парку в Тарту (это было на 2 курсе) коллега из
 Тартусского училища обратил наше внимание на какой-то кустик и сказал, чтобы мы
 ни в коем случае не отламывали от него веточки и не пробовали бы их на вкус.

 Если бы не эти слова, никто бы даже и не посмотрел в сторону этого куста,только
 не Юрбор!

     А кустик-то был ядовит, помню, плохо было Юрбору, но он справился!
    Люблю Москву 70-х -для меня она очень дорога!

 Теперь есть возможность заглянуть в то время, пройтись по местам "боевой
 славы", вот только не могу отыскать свою однокурсницу Веру Вовк, мы так
  дружили!
       Может  быть  отзовется  кто-то, кто знает о ее судьбе?
           О Юрборе.
   Помню, мы с Ваней Евстифеевым перед Олимпиадой 80 устроили с дуру настоящий
   погром в общаге.
  Тогда уже почти всех выселили и "последние из могикан" ютились в 3 подъезде.
   Мы пришли в наши былые владения, переломали кучу дверей и расколотили
   несколько окон.
   Потом на педсовете Юрбор предложил нас исключить и проголосовал за это обеими
   руками. 
   Только наш "классный  папа" Владимир Михайлович Глотов, он же "Химик", был 
   против.
   Да как потом выяснилось и Фёдор Николаевич Гусев (директор), который своим
  решением отменил постановление педсовета и дал нам возможность доучиться.

       Тем не менее, о Юрборе у меня остались хорошие и тёплые воспоминания.

    Теперь из воспоминаний  Алексея  Усаса.

   Нередко мы совместно с ткачами выходили в походы на природу с ночёвкой.
   Было весело и как-то беззаботно.
    Много пели песен, играли в игры, снимали любительское кино,  само  собой,
   бухали.
  Пили в основном портвейн (он тогда очень даже хорош был!) или "плодово-
   выгодное" в "бомбах", реже водку.

    В  Москве 70-х был особый колорит  и дух.
    Какая-то атмосфера праздника в душе.

   Одни названия чего стоят.

   Ул. Стрелецкая, Марьина роща, Сущёвский вал...
    А в районе общаги - Астрадамская, почти Амстердамская, проезд Соломенной 
    сторожки, Нижняя Масловка.
    Тимирязевский парк был скорее  кусок дикого леса, чем парк.

    Там легко можно было заблудиться.
 Понятное дело, вкус и воздух детства и беззаботной  юности позже  становиться воздухом Родины и он всегда с тобой.
(из моего рассказа про Шувое,дом бабушки)
  (Примечание  автора  Владимира Разумова).
    Вспоминается, как однажды мы купили пару бутылок портвейна и ананас.
 
    А вечером  залезли через забор на дачу Вучечича  и там,  на какой-то м
    усорной куче всё это распили и съели. 

    Помню   камерный  тогда  район Москвы.
   Это бывшая  хулиганская   «Марьина  роща» (примечание автора  В.Разумова).   
  Улица Стрелецкая, дом 2. 
   Старый, но крепенький  особняк из  красного кирпича,  былых времен. 
  Сзади  к нему, как  к  родному, прильнуло    кладбище,  буйно заросшее и
  уютное. 
   Несмотря на высокую каменную стену, мы легко проникали сюда.

   Нас неудержимо  влекли  эти лавочки и столики под развесистыми
  деревьями - идеальное  место для выпивки.
   А справа к территории училища примыкала гробовая фабрика.

 Туда нас иногда делегировал физкультурник Виктор Анатольевич  Нанас,  за
  опилками в яму для прыжков на училищном стадионе.
 
 Помню вечно поддатый столяр частенько дрых  в только что сколоченном  гробу.
 Не зная этих  тонкостей, можно было обосраться, когда он поднимался оттуда весь
  синий и в стружках.
 
  Директором был Фёдор Владимирович Гусев.
  По совместительству вёл у наснедоучек, поступивших после 8-9 классов, историю. 
 В  сущности совсем неплохой и добродушный человек ну может быть немного 
  занудный.
  Занятия он вёл так: брал учебник истории и начинал монотонно читать параграф,
  время от времени вставляя своё «такскэть».
  Мы посмеивались над ним и писали на стенах мелом: « Фёдор Гусь - предал Русь!».

 Завучем была Инна Матвеевна Касаткина, по совместительству преподаватель литературы, очень язвительная, острая на язычок и умная.
 Быстро раскусила, что сочинения я пишу  по специальной книге, весьма редкой, но, как выяснилось, ей известной.
 
   В школе, пользуясь этой  книгой,  я всегда  имел железный «пятак» по
  сочинениям, а тут нашла коса на камень.
   У меня появился «хвост» п литературе и стипендия накрылась медным тазом.
 
   Ещё она любила повторять,что у нас «щенячий восторг» от радости поступления и
  освобождения от родительской опеки. 
  Так оно и было и  многие пускались «во все тяжкие».
   Зав. по воспитательной работе был Юрий  Борисович Токарев (Юрбор).
    «Злой малыш», как его порой называли за малый рост и  крутой нрав.
 
  Но он всегда трезво оценивал  происшествие  и выносил  справедливое  решение, у
  меня  с ним было взаимопонимание .

 Классным  руководителем, нашим «классным папой», был Владимир Михайлович Глотов, «Химик»
- вёл занятия по химии.
 Человек общительный и неординарно мыслящий, он  умудрялся обычный классный час
  превратить в
  интересную лекцию на самую неожиданную тему.
   Мастерские вёл Николай Фёдорович Василенко  (Никфёд).
  Тоже ещё совсем  молодой,  и интересный для нас в общении.
 
  Живопись преподавала Базанова Майя Дмитриевна.
   Рисунок,  Константинова Роза Фёдоровна  («Шу-шу-шу»).
   А композицию –   Давыдова Людмила Владимировна.

 Ещё хорошо помню « Йоську-эконома», Крапивину (НХП и История искусства) с её
  замечательными «капустниками», которые правильнее, наверное, было бы называть
  «крапивниками».
 
 Самые интересные и остроумные сценарии к этим традиционным театрализованным
  представлениям о нашей студенческой жизни всегда писала она.
 Да и вообще, по-моему,  это было её кровное  детище.
  Кроме  всего прочего Майя Дмитриевна Базанова и великолепный художник   
  акварелист.
   Она написала и выпустила учебник по композиции и  живописи.(примечание автора)

  В учебнике  ее работы  и  работы  учащихся по  всем  4 м курсам.

  Вообще она была очень хорошим преподавателем.
   Спокойная, рассудительная,  терпеливая.
 
     Кроме  всего прочего Крапивина  писала  научные  статьи.
 Рассказ Владимира разумова.

 Мы с ней быстро нашли общий  язык, причина мои  знания  по истории искусств.
 
 В классе, когда  все  тряслись, я поднимал  руку, а она выяснив, что я  хорошо 
 знаю тему, меня не вызывала.   
Причина моих знаний  ученый искусствовед, Дмитрий Сарабьянов и его книги по
  искусству.
  А помимо прочего я не вылезал из МИИ им Пушкина, и Третьяковки, вход по   
ученическому  был  бесплатно  вот и ходил.
     Как же было весело и интересно!!!

  Находились какие-то бесконечные, увлекательные темы для бесед и споров, игры 
  часто выдумывались  прямо  тут же на месте, спонтанно.

  И как-то дружно всё получалось, задорно.
Песни сочиняли тоже нередко на ходу,
  импровизируя.
  Жаль, что тогда  не было видеокамер, отличный материал бы получился.
   Но кое-какие кадры, снятые на плёночную кинокамеру, остались.

     Владимир Разумов.
  Давненько все это было, но помню и сейчас,  МХПУ им. Калинина  это больше чем
 просто дом,  училище  изменило  нас, оно сделало  нас родственными  душами.
 
  И кусочек нашей души  остался там в этом здании навсегда.
  Там и живет по сей день, на что яочень  надеюсь.

   Я часто с легкой и  какой-то в тоже время умиляющей грустью, вспоминаю 
   проведенные годы  обучения  в МШХР.   
  Дорога  к училищу для меня начиналась от метро Новослободская и возможна 
  двумя путями.

  Первый, если  я  не успел с утра позавтракать, то  я ехал на автобусе  до
  «Кафе»  где всегда встречал  кого - то из  училища.

  Они  видимо не позавтракав  в  общаге, приходили в это  кафе. 
   
  Завтрак  был у всех практически один,  кофе  и калорийная булочка или две
  булочки, и бегом в училище мимо «Гробовой  фабрики».
 
  Лишнее своего  рода  напоминание, «Ничто не вечно под луной», в данный 
  момент  под солнцем.   
  Второй путь  на  трамвае до Стрелецкой  улицы, а там  два шага до училища.
    
  Этот трамвай  часто  приходилось брать   штурмом,  если можно так  сказать, 
  буквально все студенты  были  с этюдниками или большими планшетами.

  В хорошую погоду, если  было время или  трамвай  не удалось
  взять  штурмом, шли  пешком, на пол дороге  стояла «Пивнушка»  в которую
 частенько  заглядывали. 

 Трудно было  идти зимой особенно  модным  выпендрежным дамам, которые ходили
 даже зимой в капроновых  чулках.
 
  И эта  дорога к училищу, тоже напоминала о  бренности нашего мира, сначала
 : «Пивнушка», потом  Кладбище, далее  Родное МХПУ им. Калинина,  в окружении
 «Аптечного склада» (намек на вторую половину  жизни) и «Гробовой  фабрики». 

 Однако, мы  были  очень  молоды  поэтому частенько бывало выпивали
 на кладбище, тут никто не застукает, а об аптеках и прочей тогда  для нас
 Фигне, даже не думали.

Конечно мы главное постигали азы профессии,и учились даже друг у друга технике живописи и рисунка.  Я помню миша Ильин стал рисовать в технике "Дождя",так мы обозвали его манеру хтриховать только сверху вниз.

 Постепенно набирая нужный тон.  Так мы учились друг у друга.

Училище как дом живо,но в нем не больше духа свободы и  бунтарство.
Нет той энергетики прошлых времен творцов Моисеенко, Авакумова,Полетаева.


Рецензии
И сердце колотится, и Дух захватило...
Славно написано...
И я бродила с Вами по забытым, знакомым местам...Но...
Миусское кладбище так осталось для меня тайной запечатанной..
А про МХПУ им.Калинина..
Начало было славное - 1920 год,
Утверждалось Новое Положение :Художественные Промыслы должны иметь свою Высшую Школу.
В Училище готовили ведущих художников промыслов и преподавателей...
Учились пять с половиной лет
и ещё два года для преподавателей, которые получали Дипломы о высшем образовании.
Все изменилось к худшему во времена Никиты Хрущева.

Галина Высоцкая Константиновна   25.01.2025 00:33     Заявить о нарушении