7 повторений истории Иблиса

Вы никогда не задумывались, почему в Коране часто повторяются одни и те же истории пророков, либо каких-то других личностей, и вообще, многие предписания? Возьмем, к примеру историю Иблиса. Это имя встречается в Коране 11 раз. Но история его повторяется ровно 7 раз. Давайте прочитаем эти аяты:

2:34. И как сказали Мы ангелам: «Преклонитесь ниц пред Адамом!» И преклонились ниц они, кроме Иблиса, отказался, и проявил высокомерие, и оказался из неверующих.

7:11. И действительно создали Мы вас, потом придали Мы вам образ, потом сказали Мы ангелам: «Преклонитесь ниц перед Адамом!» И преклонились ниц они, кроме Иблиса, (который) не был из преклонившихся ниц.

15:30-31. И совершили поклон ниц (пред Адамом) ангелы все вместе, кроме Иблиса, (который) отказался быть с совершившими поклон ниц.

17:61. И вот сказали Мы ангелам: «Преклонитесь ниц перед Адамом!» И преклонились ниц они, кроме Иблиса. Сказал он: «Неужели я преклонюсь ниц пред тем, кого Ты создал из глины?»

18:50. И как сказали Мы ангелам: «Преклонитесь ниц перед Адамом!» И преклонились ниц они, кроме Иблиса. Был он из джиннов и ослушался повеления Господа своего. Неужели вы возьмёте его и его потомство покровителями вместо Меня, в то время как они для вас враги? Как плоха для притеснителей замена!

20:116. И вот сказали Мы ангелам: «Преклонитесь ниц перед Адамом!». И преклонились ниц они, кроме Иблиса, отказался.

38:72-74. А когда Я выровняю его и вдуну в него от Моего духа, то падите, пред ним совершая поклон ниц!». И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, – он проявил высокомерие и оказался из неверующих.

Семь повторений одной и той же истории про Иблиса. Зачем это нужно, как вы думаете? Ученые говорят, что это делается для того, чтобы подчеркнуть важность какого-либо события, и чтобы в сердцах верующих лучше запомнилась та или иная история. В этом якобы содержится великая мудрость Корана. Но давайте порассуждаем логически. Вы читали хотя бы одну книгу по истории, в которой часто повторялась бы одна и та же история? Как вы думаете, история лучше запоминается, когда ее рассказывают кратко по несколько раз, или когда ее рассказывают в подробно в красках? Я думаю, ответ очевиден. То же самое касается и важности истории. Как лучше подчеркнуть ее важность? Повторять ее снова и снова? Есть лучший способ это сделать. Вариантов много: рассказать подробнее, просто обратить на это внимание читателя, рассказать об этом в самом начале, выделить для этого отдельную главу. Читать Коран можно снова и снова. Тогда любые истории в нем лучше запомнятся. Рассказывать об этом можно часто. Но зачем марать бумагу на то, что можно перечитывать вновь и вновь? Это не целесообразно и нелогично.
Следовательно, в этих повторениях есть другая причина. Я не раз о ней говорил. Коран, который мы держим сегодня в руках, состоит и нескольких книг. Об этом сказано в самом Коране:

15:87. И вот уже Мы даровали тебе семь повторяемых и великий Коран.

Об этом не раз говорится и в других аятах. Семь повторяемых – это более ранние Писания: Таурат, Забур, Инджиль и другие (еще «Ковчег» Нуха, Писание Йусуфа, Писание Ибрахима – это те, что мне известны). Это не значит, что нужно следовать Торе, Псалтиру и Евангелию от иудеев и христиан. Эти книги не имеют отношения к тому, о чем говорилось в Коране. Пророк Мухаммад (или кто-то другой/другие) очистили эти Писания от искажений (чем пытаются заняться сегодня многие исследователи Корана, очищая его), после чего Бог ниспослал новое Писание – Коран.  Затем это книги были собраны в один сборник, вместе с Кораном, и сегодня мы этот сборник называем Коран, хотя он состоит из нескольких Писаний, и мы даже не подозреваем об этом. Поэтому в нем и повторяются одни и те же истории, одни и те же предписания. Где-то их больше, а где-то – меньше. Точное количество я не могу назвать, пока не изучу эту тему до конца. Просто есть версия, что цифра семь может означать «множество», так как эта цифра в арабском (как и в некоторых других языках) имеет именно такое значение. Но в последнее время больше прихожу к мнению, что семь означает именно число 7. Наглядное тому доказательство – аяты, которые я привел. Но вы можете спросить: «А почему 7, а не восемь? Ведь 7 – это предыдущие Писания, а Коран – 8-й». И это справедливый вопрос. Здесь надо учитывать несколько факторов. Первый – это время ниспослания того или иного Писания. Второй – правильное понимание аятов. Аяты про Иблиса – это метафора. Они не про создание самого первого человека, не про крылатых существ и рогатого монстра. Подробно об этом расскажу в ближайшее время (надеюсь), так как я близок к пониманию кто такой (или что такое) Иблис. Не вдаваясь в подробности, скажу, что до истории с Иблисом было еще одно Писание. Потом произошел конфуз с Иблисом. И о нем уже было сказано в следующем после него писании. Именно поэтому историй про него 7, а не 8.

И хочу обратиться отдельно к тем личностям, которые пытаются убедить меня и моих единомышленников, что мы кафиры, так как не следуем иудейской Торе и христианскому Евангелию. Нам не нужны эти книги, так как они уже содержатся в Коране, и они сильно отличаются от того, о чем пишется в них в самом Коране. Христианам и иудеям следовало бы также очистить свои Писания от искажений, если это вообще возможно сделать. Вот с Евангелием все намного проще, так как он не сильно искажен. Просто в нем игнорируются метафоры.


Рецензии