Узнай откуда родом её предки

Была у моего дедушки одна физиологическая особенность - кисть левой руки маленькая, словно недоразвитая. Вроде бы шевелит ею, может поддержать, что-то сделать, но силы в ней мало.
 Мне лет 9-10 было, когда моя кисть сравнялась по размеру с кистью на его левой руке. Тогда я спросил:
- Дед, почему у тебя такая маленькая рука?
- Рука не маленькая - кисть маленькая, - поправил он.
- Почему?
- Я обязательно расскажу тебе об этом, но позже, когда школу закончишь. Пока ещё рано. Не поймёшь.
 Дед у нас строгий был, поэтому упрашивать рассказать сейчас я не решился.
 Мы жили в районном центре и периодически ездили навестить бабушку с дедушкой живущих в городе. Как-то я спросил у мамы:
- А твои бабушка с дедушкой где жили? Куда вы ездили к ним в гости?
 Она уклончиво ответила:
- Я не помню, где они жили. Мы ездили туда всего один раз. Когда вырастешь, дед тебе всё расскажет.
 Я попытался прояснить интересующие меня вопросы у бабушки, но она сказала:
- Дед тебе всё расскажет, когда посчитает нужным.
 Дед приехал к нам в гости, когда я был на весенних каникулах. Дождался, когда родители ушли на работу, а я только-только очень продрал очи и скомандовал:
- Умываться и завтракать! Разговор есть.
 Сразу после завтрака дед заговорил:
- Сначала хотел приехать летом, когда ты в школу закончишь, но потом подумал у тебя сейчас такой возраст, что с приходом весны кровь может забурлить… Лучше предупредить заранее.
 Дед покрутил своей левой рукой.
- Ты уже, наверное, не помнишь, как спрашивал почему у меня рука маленькая…
- Да. Ты еще поправил, что не рука, а кисть. Помню.
- Точно, помнишь.
- Теперь расскажешь?
- Я просто обязан сделать это. Слушай!
*** 
 Я родился и вырос в маленьком селе там всего-то около сотни домов было. Село вроде бы не изолированное от внешнего мира, но все варились в одном котле.
У людей не было стремления к лучшей жизни, никто не пытался уехать в город, мало кто уезжал учиться. Кто уезжал, тот там и оставался.
 Были семьи, где в одном доме жили родители и кто-то из их детей со своей семьёй.
 Был в нашем селе и один плюс. В то время как в других сёлах (об этом я узнал, когда учиться уехал) в семьях было по 5-10 детей, у нас только в одной семье четверо детей было. У остальных, один-два ребёнка, иногда трое детей.
Не скажу, что было много умственно отсталых, но были. Ещё были такие как я. У кого рука недоразвита, у кого нога, у кого на лице дефект или проблемы с речью.
 Учителя у нас были возрастные, старой школы, да и не принято было в те времена о таком говорить с детьми, потому никто ничего не разъяснял.
 В 1956 году я окончил в школу и решил поступать в медучилище.  Понимал, что институт поступить не смогу, а если и случится чудо, то родителям меня не вытянуть (нас в семье трое детей было и я самый старший).
В училище не поступил (завалил первый же экзамен), но и в село возвращаться не захотел. Подал документы в училище на портного (с моей-то рукой тоже не везде сунешься).
 Уже в городе мне растолковали, что все аномалии у детей от того, что в селе все варились в одном котле и в той или иной степени были родственниками друг другу. Я решил, что никогда не вернусь в родное село и детям, внукам накажу, чтобы не имели отношения с выходцами из нашего села. Мало ли, вдруг общая кровь и у наследников будут какие-то проблемы со здоровьем или отклонения.
*** 
- Здесь всё просто, всего-то восемь основных  фамилий в селе и было. Если встретишь девушку с одной из них, узнай откуда родом её бабушки-дедушки. Не лишним будет поинтересоваться какая девичья фамилия у мамы твои избранницы – закончил дед.
- Как ты себе это представляешь? - возмутился я тогда.
- А ты меня вспоминай и думай о том, что у твоих детей может быть не только такая же рука, но и что похуже.
 Дед назвал мне фамилии и сказал название села. Правда, я после школы уехал учиться в другой регион, а жену нашёл из третьего. Всё обошлось.
 История от Михаила Костина


Рецензии