Самое маленькое размышление...

   Самое маленькое размышление о Крае мирном, благодатном…
 Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
 Одно из самых известных произведений М.Ю.Лермонтова, которое можно назвать, наверное,  главным о русской природе - вернее - о единстве человека с Мирозданием Божиим. Ведь ландыш в "свежем лесу", желтеющая нива и малиновая слива в одночасье быть не могут – не «встречаются». Это - один из ярких примеров того, что можно назвать Летом Господним (Только зимы нет - да стихотворение небольшое). Летом Господним русской природы.
И вот в середине появляется образ "студёного ключа", который "мчится" из "мирного края". Совершенно ясно, очевидно, что этот "мирный край" - понятие не "пространственное". Даже не "временное", как в одном из стихотворений И.С.Тургенева, где "милая сторона" - символ ушедшей любви...
Здесь, в стихотворении М.Ю.Лермонтова, "мирный край", судя по всему, понятие духовное, связующее землю с Небесами. Это - Образ Рая - прочитайте внимательно две последние строки - даже самую последнюю...
И "таинственная сага", которую "студёный ключ" "лепечет", - наверное, Благая Весть...
А ведь последнюю строку, как известно, в годы воинствующего атеизма, нарушая все законы, пытались убрать...
    Но "студёный ключ" не заглушить Он всё равно пробьётся. Как Слово Божие...
    вот похожий образ "края благодатного" предстаёт  в произведении А.К.Толстого «Благовест» или «Среди дубравы…»:
 Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает...
 Как грустно, как трагично, что люди утратили Рай по грехам своим – оттого на душе и томящая «тоска непонятная». Но летящий над русским пейзажем – над дубравой, над русской землёю Благовест напоминает, что Христос Воскрес и одолел оковы смерти -                и теперь от каждого зависит, отречётся ли он "от дела злого". Звон, к Небесам летящий...
И вот напоследок ещё одно произведение, которое многие в детстве наизусть учили, - стихотворение, созданное поэтом советского периода - так лучше, потому что написать эти строки мог только русский - истинно русский поэт – Н.И.Рыленков:
 Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
 Конечно, в отличие от стихов двух великих предшественников не называет поэт Бога «по имени» - но разве может в таких строках Дух не дышать?!   
Нет в мире пейзажа, по красоте – красоте духовной  равного русскому - пейзажу Отечества нашего. Это ощутить можно только шестым чувством – душой истинно русскою. Можно и дОлжно, наверное…
 Потому в произведении, кроме щемящего душу образа русской природы, отразилась и сама душа русская - "застенчивая", стыдливая, всматриваться, вслушиваться, благоговеть не разучившаяся.
Оттого и  становятся привычные холмы и перелески, медленные реки и туманные озёра Краем Благодатным – во всех смыслах – во всех бесчисленных гранях понимания.
Как и во всех произведениях боговдохновенной русской поэзии ...


Рецензии