Капитан Николай Иванович Плявин
Н. И. Плявин после окончания Херсонского мореходного училища в 1933 году помощник капитана на судах нефтеналивного пароходства «Совтанкер».
В течение двух предвоенных лет Плявин плавал в составе экипажа «Вайян Кутюрье», сначала в должности второго помощника капитана, а затем старшего помощника капитана,
В 28 лет Николай Иванович Плявин стал капитаном танкера «Иосиф Сталин».
В годы войны Капитан Плявин был самым молодым командиром одного из самых больших танкеров.
За годы войны З941-45 гг танкер «Иосиф Сталин» под командованием капитана Н.Плявина совершил 100 рейсов. Было перевезено 350 тыс. тонн горючего и других грузов. Его зенитные расчеты сбили три вражеских самолета. 8 моряков танкера пали смертью храбрых, 12 членов экипажа награждены боевыми орденами и медалями.
Танкерами «И. Сталин», «Советская нефть», «Эмба», «Туапсе», «Вайян Кутюрье» из Феодосии, было вывезено 56 тысяч тонн пшеницы и доставлено в Поти.
Метод перевозки зерна танкерами был предложен и внедрен в практику Алексеем Евгеньевичем Данченко, который в годы войны руководил водными перевозками по Черному морю в штабе Черноморского флота, а затем — в Главном штабе ВМФ. Этот метод за рубежом был назван «русским».
Танкеры в годы войны . перевозили не только зерно.
вВ январе 1943-го танкер «Иосиф Сталин» стоял на ремонте в Батуми. Машинная команда вместе с рабочими судоремонтных мастерских заканчивала ремонт главного двигателя и механизмов. Одновременно производилась заварка пробоин в корпусе и надстройке. В конце рабочего дня 10 января капитана судна Николая Плявина вызвали к начальству.
Начальник Черноморско-Азовского пароходства И.Г. Сырых сообщил, что танкерам «Иосиф Сталин», «В. Кутюрье» и «Кремль» поручалось перевезти из Поти в Туапсе почти 400 танков и несколько десятков грузовиков с боеприпасами. Первым сегодня же ночью в Поти на погрузку отправится танкер «Иосиф Сталин».
11 января танкер был в Поти. Стояла довольно сложная задача — разместить на палубе как можно больше тяжелых машин, и не повредить палубное оборудование, чтобы танкер был в полной готовности для последующей перевозки горючего. Каждый танк нужно было хорошо закрепить, так как штормило, и машины могли поползти по палубе и упасть за борт.
Погрузкой техники и ее размещением на палубе руководил старпом Д.А. Ковшов.
И вместо планируемых 30 танков разместили 36, да еще 9 автомашин и тягачей с оружием и боеприпасами. Кроме того, на борт приняли 300 военных.
Теперь предстояла более сложная задача — прорваться сквозь заслон вражеской авиации и подводного флота. А по данным фронтовой разведки, активность самолетов-торпедоносцев и подводных лодок усилилась.
Как только конвой вышел за пределы портового минного поля, корабли охранения окружили танкер и взяли курс на Туапсе.
Капитана Плявина не покидала тревога в связи с возможными атаками авиации и кораблей врага. В связи с этим он решил попробовать использовать для обороны судна пушки и пулеметы танков.
При этом возникли сомнения, выдержат ли крепления танков отдачу во время выстрелов. Командиру танкового подразделения предложение капитана Плявина понравилось, и он горячо его поддержал. Минут через 10 орудийные стволы танков, стоящих по бортам танкера, развернулись в сторону моря. Моряки и военные вздохнули с облегчением. Слышались смех, шутки: «Ну, пусть фрицы теперь сунутся…»
Как-то незаметно стало темнеть, к тому же небо было покрыто черными тучами. И тут два немецких самолета-торпедоносца стали заходить на караван с темной береговой полосы. Надеялись на внезапность нападения. Но в конвое их ждали и зорко наблюдали за воздухом и морем. Поэтому встретили «гостей» шквалом огня из всех судовых, корабельных и танковых орудий и пулеметов.
Немецкие летчики не ожидали столь «горячей» встречи. Сбросив с большого расстояния торпеды, самолеты резко развернулись и скрылись за линией гор.
Ранним утром караван вошел в порт Туапсе. Причалы разрушены, на весь порт лишь один плавучий кран. Танкер «Иосиф Сталин» отшвартовался к разбитому бомбежками причалу. Вскоре к борту танкера подошел плавкран.
В Туапсинском порту было решено разгружать танки на причал своим ходом. Для погружения танкера на нужную глубину, в грузовые отсеки приняли дополнительный балласт. Демонтировали грузовые палубные трубы, убрали бортовые поручни.
С борта судна на причал своим ходом сошли 20 машин. Оставшиеся были выгружены плавучим краном. Выгрузка вместо двух суток была произведена за сутки.
В январе и феврале 1943г. судами пароходства было переброшено 387 танков, около 150 автомашин, груженных боеприпасами, более 12 тысяч человек.
В ноябре 1943г., возвращаясь из Туапсе в Батуми, танкер был торпедирован вражеской подводной лодкой. Две торпеды попали в правый борт. На судне вспыхнул пожар, все навигационные приборы были выведены из строя. Несмотря на серьезные повреждения, танкер своим ходом пришел в Батуми.
За проявленное мужество, образцовое выполнение заданий командования в годы войны, капитан Н. И. Плявин награждён орденами и медалями.
После окончания войны, капитан Плявин продолжил работу на танкерах «Совтанкера». В 1947 году капитан Плявин капитан танкера «Серго», на котором соверши два рейса в Антарктику к китобойной флотилии «Слава». После выхода из ремонта танкера «Иосиф Сталин» Николай Иванович возвращается на него.
D 1957 году Николая Ивановича назначают капитаном танкера «Станислав». Судно совершает рейсы по всему миру. Однажды при заходе в Буэнос-Айрес, старая женщина из белой эмиграции, попросила передать письмо родственнице в Одессе.
По доносу 1-го помкапитана (помполита) капитану Плявину закрывают доступ к загранплаванию, и назначают капитаном на пассажирское судно "Крым", затем «Литва» по Крымско-Кавказской линии: круговая линия Одесса – Севастополь – Ялта – Новороссийск – Сочи – Сухуми – Батуми – Одесса.
Ссылка заканчивается и в 1966 г. Н. И. Плявин капитан Новороссийского пароходства танкера. В 1967 году мы встречаемся в Гаване, Николай Иванович капитан танкера «Лисичанск».
В 1972 году выход на пенсию. Николай Иванович участвует в работе Совета ветеранов флота, продолжает писать книги, посвященные танкерам.
Старшая дочь Николая Ивановича, Наташа выходит замуж за корреспондента ТАСС и вместе с ним уезжает в США.
После распада СССР, в 1983 году, Николай Иванович с женой Асей Семёновной и младщей дочерью переезжает в США к старшей дочери.
Воспоминания о Капитане Плявине Н.И. Анатолия Носкова-радиотехника тх «Крым»:
В 1963-64 гг. мне довелось работать в качестве радиооператора, а позже радиотехником на довоенном теплоходе «Крым» из знаменитой довоенной серии "крымчаков".
В канун 1964 года на теплоход «Крым» прибыл новый капитан, Николай Иванович Плявин: прежний капитан- Роман Александрович Погорельский уходил в отпуск - новый год экипаж нашего теплохода встречал с новым капитаном. Очень был красив собой Николай Иванович. Статный, кудрявые волосы с приятной сединой... Речь его в новогоднюю ночь была радостной, уверенной и доброй. В то время теплоход «Крым» совершал рейсы Одесса - Батуми и обратно, а в новогоднюю ночь судно следовало из Ялты на Новороссийск.
На судне оказался большой коллектив жен моряков, которые спешили на встречу своих любимых и дорогих мужей, сыновей родственников в порт Новороссийск. Наш приход предполагался по расписанию на утро. И все бы ничего, до порта оставались считанные мили, однако портовые власти порта Новороссийск прислали радиограмму, в которой было штормовое предупреждение о норд-осте в порту. Заход не разрешался, рекомендовано следовать в порт Туапсе. Об этом объявили по громкой палубной и внутренней радиотрансляции.
Дальше случилось то, что должно было случиться. Жены моряков пошли просить нашего капитана Николая Ивановича сделать заход в порт Новороссийск. Одному Богу и лично капитану Плявину известно, как он принимал решение самовольно во время норд-оста попытаться сделать заход в Новороссийск. К тому же Николай Иванович уже имел наказание: у него была закрыта виза. Моряки говорили, якобы за то, что самовольно привез из Австралии посылку от дипломатов наших. Пройдя войну и будучи капитаном на танкере «Иосиф Сталин», Плявину, очевидно, не раз приходилось рисковать... Во время войны ему приказали погрузить танки на танкер и доставить их по назначению. За груз капитан отвечал головой, за порчу танкера тем более. Из журнала «Морской флот» я узнал, что Николай Иванович, 25 лет от роду, выполнил это задание: и танки доставил по назначению и танкер сохранил. Был награжден.
И вот, не смог наш капитан отказать женам моряков. При заходе и швартовке в порту Новороссийск я находился на капитанском мостике метров в четырех от капитана.
Все, что я увидел во время швартовки, уверенно произведенной капитаном Плявиным Николаем Ивановичем на теплоходе «Крым» в порту Новороссийск, более увидеть не довелось, за все пятьдесят лет моей морской жизни на различных судах, в разных портах, странах и в разных условиях.
Рев штормового ветра пытался заглушить его спокойные команды, которые он отдавал старпому. Я услышал всего три, спокойным голосом отданные команды. Корпус судна и судовые снасти издавали свистящий рев ветра, но теплоход, его левый борт как бы нехотя, медленно, - все ближе и ближе уверенно двигался к причалу. Тут хочу заметить, что власти заход не разрешили, буксиров не дали. Благодаря капитану прижим судна к причалу совершился быстро, были поданы швартовые концы, и заход в порт Новороссийск состоялся.
Возможно, кто-то жив из тех жен моряков, пусть расскажут, как они были
благодарны капитану Николаю Ивановичу Плявину. Не знаю, было ли ему новое наказание?
Анатолий Носков
P.S.
Моя работа на танкере «Иосиф Сталин»
В феврале 1955 года после получения диплома об окончании училища и первого штурманского диплома — штурмана малого плавания, меня направили на работу в Одессу, в нефтеналивное пароходство «Совтанкер».
В начале марта я 4-й помощник капитана на танкере «Иосиф Сталин».
Капитаном танкера был Николай Иванович Плявин - выпускник 1933 года Херсонского мореходного училища (в год моего рождения).
В марте 1955 года танкер «Иосиф Сталин». из Одессы снялось в рейс с грузом керосина для Китая,
Николай Иванович недавно окончил заочно Одесское высшее мореходное училище и в рейсе работал над книгой «Эксплуатация морского танкера». К этой работе он привлёк всех штурманов, кроме старпома. Мы поочерёдно, 3-й помощник Юра Коробков и я, перепечатывали рукопись капитана на пишущей машинке. Чертежи, рисунки выполнял 2-й помощник капитана Роальд Степаненков.
Эту книгу «Эксплуатация морского танкера» капитану Плявину зачли как кандидатскую диссертацию и ему была присвоена учёная степень кандидата технических наук.
По возвращении из Китая, прибытию в Одессу в июне 1955 года, для выгрузки сои судно было поставлено на 2-й причал Одесского порта.
В июле 1955 года я был переведен на должность 3-го пом. капитана.
По окончании выгрузки сои и небольшого ремонта, у танкера начались рейсы Туапсе—Одесса, Туапсе—Суэц, Одесса-Констанца-Одесса, Феодосия-Одесса.
В ноябре 1955 г. сошел в отпуск, в январе 1956 г. я вернулся на танкер "Иосиф Сталин"
В феврале 1956 года учитывая мою старательность и добросовестность, меня перевели на должность 2-го помощника капитана.
Николай Иванович Плявин был интеллигентным, очень внимательным, доброжелательным и в то же время требовательным капитаном.
Николай Иванович, без нотаций, улыбаясь и подшучивая, знакомил с правилами поведения за столом, да и не только за столом, но и в обществе. «Хорошие манеры и умение достойно вести себя в обществе это часть поведения настоящего моряка» — это высказывание тоже принадлежит ему.
За все время работы я не слышал от него ни одного матерного слова. Самое «крепкое» выражение в случае недовольства было- «Эх, ты жопа1».
Капитан Плявин много уделял внимания подготовке штурманов, давая возможность проявить самостоятельность. Так, например, при постановке судна на якорь он, стоя на мостике, мог сказать — «меня нет, действуй сам».
На подходе к проливу Дарданеллы, после доклада вахтенного помощника о подходе к проливу, он говорил: «ну давай, иди, как тебя учили», — даже иногда спускаясь в каюту. Такое доверие воспитывало чувство ответственности, вызывало бурю энтузиазма.
Работа на танкере «И. Сталин» дала очень много моему становлению как моряка, штурмана, вахтенного помощника. Все, что было нужно для этого, было заложено Николаем Ивановичем Плявиным.
При заходах в Одессу, Новороссийск, Туапсе, Николай Иванович никогда не брал лоцмана на вход и отход. Швартовался и отходил от причала при минимуме реверсов машины и полном спокойствии на мостике. Он рассказывал, что во время войны приходилось заходить и швартоваться в портах Черного моря без лоцманов, буксиров, используя руль, якорь, машину. Впоследствии, я вспоминал это при работе на Кубе, наблюдая работу лоцманов, которые использовали этот метод.
Многие помощники, прошедшие его школу, вспоминают его с благодарностью.
Для меня Капитан Плявин был Учителем, не только по профессии, но и по общению с людьми на судне, на берегу, по жизни.
Ответы Николая Ивановича Плявина на вопросы корреспондента газеты "Моряк", я запомнил на всю жизнь:
Что необходимо капитану?
—"Интеллигентность, широкий кругозор и, конечно, человечность.
Не приемлемые качества?
— Некомпетентность, нерешительность, хамство, угодливость".
Танкер "Иосиф Сталин"
ТТД:
Водоизмещение: 16000 т.
Размеры: длина - 140 м, ширина - 17,12 м, осадка - 8,6 м.
Скорость полного хода: 11,5 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах.
Силовая установка: дизельная, 2800 л.с., 2 вала.
Грузоподъемность: 10000 т.
Экипаж: 29 чел.
История судна:
07.11.1925 г. на судостроительном заводе в Николаеве было заложено головное судно "Эмбанефть" серии из шести танкеров.
Танкер «Урал» был построен на Николаевском судостроительном заводе в 1934г., вскоре его переименовали в «Иосиф Сталин», и он вошел в состав пароходства «Совтанкер».
Начало Великой Отечественной войны застало танкер в Туапсе. В годы войны доставлял в прифронтовые порты бензин, керосин, масла. Принимал участие в обороне Севастополя, высадке десанта в Крыму, обороне Кавказа.
За годы войны совершил 99 переходов, перевез 220531 т горючего, всего- 243271 т груза.
25.09.1944 г. танкер "Иосиф Сталин" снова включили в состав возрожденного пароходства "Совтанкер".
В 1945 году танкер «Иосиф Сталин» был поставлен в ремонт для устранеия повреждений , полученных во время огненных рейсов войны.
С 1953 г. судно эксплуатировалось в составе ЧГМП.
После ремонта танкер «Иосиф Сталин».совершал рейсы из Батуми или Констанцы в Одессу. Были рейсы к в Антарктику, к китобойной флотилии «Слава».
.В 1961г. переименован в «Николаев». В 1964г., после создания Управления нефтеналивного флота, портом приписки танкера стал Новороссийск. Списан в 1966г.
Книги Н.И. Плявина:
Эксплуатация морского танкера
Коммерческая эксплуатация танкера
Морские перевозки наливных грузов
Танкер «Иосиф Сталин» - флагман флота
Безопасность на танкере. М.: Транспорт. 1983
Свидетельство о публикации №223072000418