Память

 Начнем не от царя Гороха, а с древнего Рима. Римское государство издавна вело дела с семитскими племенами. То торговлю, то войны с мощной морской державой Пунией (Карфагеном). Население Карфагена – семитское, языческое. Однако в нем жили и верующие в единого бога евреи.

  И в самом Риме евреи селились еще с древних времен.  Как память об этом, известно, что в  139 г. до н. э. произошло неожиданное изгнание евреев, не имевших римского гражданства, из Рима: Корнелий Гиспал, занимавший должность претора и ведавший делами иностранцев «иудеев, которые пытались передать римлянам свои таинства, изгнал из города»

Завоевание Иудеи в 63 г. до н. э. римским полководцем Помпеем  усилило поток евреев, как пленников, так и купцов, в Рим, где прочно возникли общины (collegia) и появились синагоги. Евреи поселились на правом берегу Тибра в качестве торговцев, там возник еврейский квартал. Римских евреев стало довольно много, и они пользовались некоторым влиянием в общественных собраниях.

Недалеко от еврейского гетто (то есть того района, что в древности было еврейским кварталом) в Риме есть площадь Кампо деи Фиори (поле цветов). Сегодня это популярное туристическое место. Привлекает внимание туристов золотая пластина на брусчатке. Табличка, напоминающая таблички, которые можно увидеть во многих местах Вены.  В Вене они установлены рядом с домами в память о евреях, отправленных оттуда в концлагеря. Иногда такие пластины были расположены посередине улицы — после бомбёжек многие здания были разрушены и город перестроен, а памятные таблички установили у старых дверей. Таким образом поддерживается память о евреях в той стране, родом из какой Гитлер.
 
Нелюбопытный российский турист может пройти мимо табличек, не обратив внимания. А любопытный крайне удивится. Так непохожа организация памяти в России, на австрийскую, и вообще чуждую нам западную.
 
Память народа нередко запечатлевается в названиях улиц, городов, даже стран.  Но чтобы так, в табличках на тротуарах и мостовых, в память о проживавших тут простых людях. К тому же не титульной нации? Это, как вериги, которые титульная нация добровольно одела на себя, как напоминание о совершенных ею грехах. 

Для СССР и ее правопреемницы России такая практика обращения к памяти необычна. В России считается, что у титульной нации априори нет грехов. И были ли они?  перелистайте учебники. Советское руководство напоминало нам начиная со школьных учебников, что наша великая держава только и делала, что всех освобождала. Ну если во времена СССР могли быть сетования на проклятое царское прошлое, на тюрьму народов, то нынешнее российское руководство отерлось от этих слез и высказывается совершенно определенно. Вот патриарх Кирилл многократно повторил: «Россия никогда ни на кого не нападала!!!» И естественно, никого не угнетала. А если не нападала, о каких там невинно пострадавших, а тем более о евреях, может идти речь. 

Как писал опальный расстрелянный поэт Гумилев, о котором в СССР предпочитали вовсе не вспоминать, «Память ты рукою великанши жизнь ведешь, как под уздцы коня». Верно сказал: ПАМЯТЬ ВЕДЕТ ЖИЗНЬ.  То есть, от того, куда направлена память народа и память отдельного человека будет направлено и будущее и человека, и народа, состоящего из отдельно взятых людей.  Вопрос, кто держит узду, каким дорогами водит память. 
 
Есть много дорог.  В России, как и во многих странах, память сохранена не только в книгах, которые то запрещают, то разрешают, памятниках, которые то демонтируют, то монтируют, но и в табличках с названиями улиц, площадей, и в мемориальных табличках о том, что в этом доме жил такой-то известный человек. А иногда в демонтируемых памятных табличках и в регулярно убираемых памятных цветах, на месте гибели людей.   

  Иногда память отхватывает большие куски, чтобы увековечить. Целый континент назван в честь Америго Веспуччи. Колумбия названа в честь Колумба, Боливия – в честь Симона Боливара. Вашингтон – в честь Джорджа Вашингтона, аэропорт в честь Кеннеди, культурный центр в честь Помпиду. В России тоже есть много памятных мест. Есть культурный центр, названный в честь Ельцина. Последние годы этому центру приходится несладко.
 
  Название улицы, парка, аэропорта, культурного центра — это всегда некоторая самореклама, дань памяти. Многие улицы американских городов названы просто номерами. А улицы многих стран названы чаще всего в честь знаменитых соотечественников. 

В СССР память твердо взяли под уздцы и повели вроде бы по тем же травам, да своим уникальным путем.  Городам и улицам первым делом присваивались имена революционеров.  Ленинград, Ульяновск, Сталинград, Сталинабад, Сталинск, Сталино Киров, Свердловск, Днепропетровск, Энгельс. Даже в память анархиста Кропоткина есть город. Естественно, в центре улицы названы именами наиболее выдающихся революционеров Ленина, Маркса, Энгельса, Розы Люксембург.

Один мой знакомый, пропившись до нитки, добрался до продажи жилплощади, доставшейся ему по наследству от покойных родителей. Квартиру он успел по пьянке довести до непотребного состояния. Но подремонтировать перед продажей и не думал.

-    Одно имя Ленина уже цену делает, - говорил он, - Да, не совсем в центре. Но раз улица Ленина, ее не обойдут. И чистоту вокруг дома будут соблюдать.  И с водой перебоев не будет, и с электричеством.  А чуть что, жалобу можно накатать: это как вы, черти, улицу Ленина содержите?!

 А если это улица, к примеру, Робеспьера, Марата, Клары Цеткин, то понимаешь, что это уже чуть поодаль от центра. Возможно частный сектор. Вторыми в очереди на названия улиц стояли поэты, писатели, ученые. До сих пор сохранились улицы имени такого-то партсъезда, или такой-то краснознаменной дивизии.
 
Все что угодно, кроме памяти о живших тут и погибших евреев. Как раз наоборот. Яркий пример история с Бабьим Яром. Бабий-Яр, место великой трагедии, долгое место был городской свалкой Киева. Был свалкой и тогда, когда Евтушенко его друзья показали это место. Евтушенко до этого о таком месте и слыхом не слыхивал. Про Бабий Яр страна узнала только после того, как Евтушенко, несмотря на угрозы, все-таки протолкнул свою поэму. Но это Бабий Яр, где погибло много людей, и все-таки Киев.  Это Евтушенко, на то время уже известный поэт. И не трусливый.

 А ведь каждый город, каждое село на оккупированной территории имело свои яры, где уничтожали евреев. И память об этом не только не хранилась, а намеренно вытиралась. Зачем неприятные воспоминания. Начнут ковыряться и вспомнят, что эту малосимпатичную работу немцы обычно оставляли полицаям. Наглядный пример, что, коня памяти можно водить разными дорогами, из кладовой памяти, можно вытянуть разное. Но кое-какие эпизоды не вынимаются из учебников. Они происходят с тобой самим.

Заехал я в гости к фронтовому другу отца в славный город Кишинев.  Он говорит,

- Ты не против если мы заскочим на кладбище? А то у меня сегодня там встреча. Там мне клетку сварили.

- Какую клетку?

 Еду с ним и оказывается, что его родители евреи, и мощные металлические клетку стали делать над еврейскими могилами. Большие арматурные клетки с калиткой на замке.  Родня заказывает. Чтобы не оскверняли могилы. А так как это был еврейский район кладбища, то вижу, что вокруг немало таких вот клеток над могилами. Было это перед самым развалом СССР, страны, руководители которой бахвалились дружбой народов, как вишенкой на торте.  Было как раз в период подъема общества «Память». И кладбище наглядно показало, насколько разная у людей память. Да еще какая разная. Жириновский в те самые времена напрочь забыл кто его отец по национальности. 
 
  Другой пример совсем свежий. Решил недавно мой приятель восстановить памятник своему отцу. Точнее, надгробный камень. Выполнить все по-современному.  Отец его погиб молодым больше полувека назад. И надгробие обветшало.  Сам мой приятель, не политический эмигрант, но уже лет сорок живет за границей.  Поехать в Россию ради восстановления надгробия не может. не молод. И жить негде. А поскольку отец его был евреем, он решил обратиться за содействием в местную еврейскую общину. Связался он по телефону с руководителем общины. Тот с такими проблемами знаком.  Многие евреи уехали из России, а могилы родственников остались. И этот руководитель общины обратился к фирме, которая делает надгробия. Название фирмы - «Память». Конечно, никакой связи с националистическим патриотическим обществом «Память» фирма не имеет. Но забавно, что слово память может обозначать многое.

  Вернемся, однако в Рим. Что же написано на табличке на римской площади. Написано: «На этом месте 9-го сентября 1553 года, были сожжены все тома Вавилонского Талмуда, собранные со всей Италии!»  В память об этой трагедии в 2011 году была установлена золотая пластина. Надпись на ней гласит: "Попроси, сожженная в огне, мира для оплакивающих тебя". Это из молитв на 9-е ава (день траура). Рядом на площади стоит памятник Джордано Бруно, который был сожжен тут же 47 лет спустя.  И такое сочетание памятных мест на площади древнего города, видевшего и инквизицию, и фашистов, как напоминание, что начали с Талмуда, а потом легко перешли к сжиганию несогласных.


Рецензии