de omnibus dubitandum 1. 54

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

Глава 1.54. СИНОНИМ ЧЕРНОГО КОВАРСТВА…

    К числу наиболее активных разведчиков первых лет правления Елизаветы, несомненно, относится Николае Трокмортон.

Рис. Николае Трокмортон

    Современники полагали, что он недаром был тезкой Николо Макиавелли, фамилия которого считалась в XVI в., да и позднее, синонимом черного коварства.

    Сэра Николо не без оснований называют предшественником и в известном смысле учителем ближайшего помощника Сесила – Френсиса Уолсингема, о котором будет много говориться на последующих страницах. Сохранился портрет Трокмортона, написанный в то время, когда он стал видной фигурой в мире дипломатии: рыжие волосы и борода, скошенные в сторону зоркие глаза, в которых затаились напряженность и раздражительность, вот-вот готовые перейти во вспышку неудержимого гнева. Пышный костюм – тогда недаром говорили, что придворные носят целые имения на своих плечах, – украшает длинная цепь, на конце которой укреплен кулон – камея с подвесной жемчужиной.
   
    В жизни и карьере Николо Трокмортона отразились сложные процессы английской социальной и политической истории бурного XVI столетия. Это была эпоха ломки и созидания, когда сложно переплетались старые и новые лояльности – феодальным вождям и короне, соперничавшим претендентам на престол, когда приверженность религии вступала в конфликт с верностью стране, когда политические столкновения зачастую побуждали к обращению за помощью к врагам государства, когда ломались традиционные союзы и рождались внешнеполитические комбинации, отражающие новые интересы, идеи и устремления.

    Ветви разросшегося рода Трокмортонов посылали своих сыновей едва ли не во все политические группировки – от крайних пуритан до фанатичных католических заговорщиков. Нередки были и измены старому знамени, переход на сторону победителя, за который жадно выпрашивались милости – земли, деньги, государственные синекуры.
   
    Отец Николо сэр Джордж тоже одно время склонялся к поддержке католического лагеря, но одумался, испросил прощение и в награду за возвращение на путь лояльности получил немалую толику конфискованных монастырских земель. Они послужили прочной материальной основой приверженности многих Трокмортонов государственной англиканской церкви. Положение семьи еще более укрепилось, когда их родня Екатерина Парр стала последней по счету женой Генриха VIII.
   
    Четвертый сын Джорджа Трокмортона (в семье было 7 сыновей и 11 дочерей) Николо начал еще с юных лет делать придворную карьеру, сразу обогнав в этом и своих многочисленных братьев, и других родственников, стал приближенным Эдуарда VI, сумев удержаться на поверхности в бурных водах придворных интриг.

    Герцог Нортумберленд подозрительно относился к Николо из-за его близости к юному королю. В последний момент Николо Трокмортон успел перебежать в лагерь Марии, получить полное прощение и даже награды от новой королевы.

    Он, видимо, совсем не был склонен к крайностям в религии и политике, столь характерным для многих его родственников, хотя очень походил на них бурным темпераментом.

    В феврале 1554 г. Николо Трокмортон попал в Тауэр, где в это время была заключена и младшая сестра Марии – будущая королева Елизавета.
   
    После двухмесячного нахождения в тюрьме 17 апреля 1554 г. Николо Трокмортон предстал перед судом по обвинению в государственной измене, который обычно в эту эпоху был торжественно обставленным юридическим спектаклем, формальной процедурой с заранее определенным исходом, преддверием на пути к эшафоту.

    Однако, в деле Николо Трокмортона судебная машина не сработала – кажется, единственный раз за все тюдоровское столетие английской истории!
   
    Прокурор обвинял Трокмортона в том, что он был, по сути дела, разведчиком повстанцев Уайета, пересылая им информацию из Лондона. Вероятно, это соответствовало действительности и, главное, подтверждалось помощником Уайета Кетбертом Вогеном, который, спасая свою голову, согласился выступить свидетелем обвинения.

    Николо Трокмортону пришлось признать свои контакты с восставшими, но он настаивал вновь и вновь, что эти связи не могут быть подведены под государственную измену в том смысле, какой придавался ей статутом Эдуарда III.

    Одним словом, сэр Николо, был очень ловким человеком, и не только тогда, когда дело доходило до петли… Присяжные единогласно признали Трокмортона невиновным, что вызвало радостные возгласы собравшейся толпы. Для вынесения оправдательного вердикта требовалась немалая решимость. Через неделю присяжных вызвали для допроса в зловещую Звездную палату, после чего двоих председателей жюри отправили в Тауэр, а остальных – в тюрьму Флит, притом самого Николо Трокмортона тоже не выпустили из заключения. Оставался он в Тауэре до января 1555 г., когда его (и еще нескольких лиц, впоследствии занимавших важные места в елизаветинской администрации) помиловали по случаю ожидавшегося рождения королевой ребенка, которое должно было обеспечить католическое престолонаследие.

    Акт милосердия считался подходящим по случаю такого предстоявшего радостного события. Впрочем, во имя божье одновременно приступили к сожжению еретиков.

    Неизвестно, что оказалось неугодным небу, но наследник так и не появился на свет. Как бы то ни было, сэру Николо явно удалось извлечь максимум возможного из ненавистного «испанского брака» королевы с принцем Филиппом (будущим королем Филиппом II), хотя было неясно, надолго ли Трокмортон покинул мрачные, стены Тауэра.
   
    В начале следующего года один из родственников сэра Николо сделал сумасбродную попытку ограбить казначейство, чтобы добыть деньги для готовившегося тогда нового восстания протестантов.

    Николо, не связанный, кажется, с этой попыткой, должен был внести огромную сумму в 2 тыс. ф. ст. как залог своей верности правительству. Почва начала гореть под ногами – Николо Трокмортон махнул рукой на залог и в конце июня 1556 г. уехал во Францию.

    Однако, в отличие от других эмигрантов-протестантов, бежавших от преследований правительства католической королевы, Николо Трокмортон сразу же во Франции явился к британскому послу доктору Уоттону, клятвенно заверил его, что не имеет ничего общего с мятежниками, и попросил переслать его оправдательные письма Марии Тюдор и влиятельным членам Тайного совета.

    Это было очень важно Трокмортону, надо было спасти от конфискации свои имения (часть из них все же пришлось продать, чтобы покрыть расходы во Франции).

    Неясно, действительно ли Трокмортон избегал других эмигрантов, во всяком случае, он часто бывал у посла, снабжая его многими полезными сведениями. Англия как союзница Испании готовилась развернуть военные действия против Франции. Поэтому для английского правительства оказалась крайне важной информация, собранная Трокмортоном, о военных планах французов, включая подготовку к высадке десанта в Англии.

    Сведения, добытые Трокмортоном, свидетельствуют, что он к этому времени уже обладал навыками опытного крупного разведчика. Он получил прощение за свое бегство, а после участия на стороне испанцев в битве при Сен-Кентене в августе 1557 г., закончившейся разгромом французских войск, был полностью амнистирован (этому, по-видимому, помог его младший брат – ревностный католик, который стал приближенным Марии Тюдор).
   
    Фрэнсис Трокмортон, также иногда называемый Трогмортоном или Трокмартоном [Календарь государственных бумаг, Серия внутренних документов, период правления Эдуарда VI, Мария, Елизавета, 1547–[1625], стр. 139,145] (* 1554 г. в Фекенхэме; † 10 июля 1584 г. в Тайберне [Альфред Маркс: Дерево Тайберн: его история и анналы (неопр.) . Good Press, 12 декабря 2019 г.]), был обвинен в заговоре против английской королевы Елизаветы I и казнен.

    Фрэнсис Трокмортон был сыном сэра Джона Трокмортона из Фекенхема в Уорикшире и его жены Марджери Путтенхэм и племянником сэра Николо Трокмортона, дипломата королевы Елизаветы I. Сэр Джон был освобожден от должности главного судьи в 1579 году, за год до своей смерти. Причины этого остались неясными, его признали виновным в допущении неправомерных действий при отправлении правосудия. Но он, возможно, также был наказан за свою прокатолическую позицию.
Фрэнсис получил образование в Харт-холле недалеко от Оксфорда и начал учиться во Внутреннем храме в Лондоне в 1576 году. В Оксфорде он ранее попал под влияние католиков, которые все еще обладали определенной властью, особенно в университетах. К тому времени, когда два иезуита Эдмунд Кэмпион и Роберт Парсонс прибыли в Англию в 1580 году, чтобы вести пропаганду против королевы Елизаветы, Фрэнсис Трокмортон уже был членом обществ Внутреннего Храма, которые объединились, чтобы поддерживать друг друга [Джон А. Вагнер, Сьюзен Уолтерс Шмид: Энциклопедия Тюдоровской Англии . ABC-CLIO, 2012 г.]
В 1580 году он путешествовал по европейскому континенту и встретил в Париже своего брата Томаса, который, как и его шурин сэр Уильям Кейтсби и сэр Томас Трешам, был одним из ведущих повстанцев. Продолжая свое путешествие, он посетил Италию и Испанию, чтобы встретиться с ведущими католическими изгнанниками и папистами.
По возвращении в Англию в 1583 году он временно выступал в качестве посредника или связующего звена между сторонниками католической церкви на континенте, заключенной Марией, королевой Шотландии, и испанским послом Бернардино де Мендоса. Он жил в доме на Полс-Лендинг в Лондоне, который служил важным местом встречи с заговорщиками.
Деятельность Трокмортона вскоре вызвала подозрения у сэра Фрэнсиса Уолсингема, тогдашнего главного разведчика Елизаветы I. Трокмортон был арестован в октябре 1583 года после того, как при обыске в его доме были обнаружены улики. Под пытками он признался в участии в Трокмортонском заговоре с целью подчинить себе королеву Елизавету I и восстановить католическую церковь в Англии. Вторжение под предводительством Генриха I, графа Гиза, должно было сочетаться со сфальсифицированным католическим восстанием в Англии. Хотя позже он отказался от своего признания, 21 мая 1584 г. он был приговорен к смертной казни за измену и заключен в тюрьму. 10 июля 1584 г.Тайберн казнен.
Источники:
Роберт Парсонс: Правдивый отчет о смерти и мученической смерти М. Кэмпиона.
Аноним: L'histoire de la mort que le r: P. Edmund Campion prefetre de la Campagne du Nom de Jesus et Autres ont souffert en Angleterre. Анонимно опубликовано во Франции

Литература:
•Сидней Ли: Трокмортон, Фрэнсис. В: Лесли Стивен (ред.): Национальный биографический словарь . лента 5 : Бичено-Боттишем . MacMillan & Co., Smith, Elder & Co., Нью-Йорк/Лондон, 1886 г., с. 327–329.
•Малкольм Р. Торп, Католический заговор в ранней елизаветинской внешней политике. В: Журнал шестнадцатого века. 1984 г.
•Джозеф Ф. Темпеста: Три брошюры об отце Эдмунде Кэмпионе, SJ В: Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям. 1970 г.
•Мари Экстон: Роберт Дадли и пирушки Внутреннего Храма. В: Исторический журнал. 1970 г.
•Левый Карлсон: Мартин Марпрелейт, господа, мастер Джоб Трокмортон, раскрытый в своем истинном цвете. Сан-Марино, библиотека Хантингтона, 1981 г.
•Дж. Э. Нил: Тост сэра Николаса Трокмортона королеве Елизавете по поводу ее восшествия на престол, Николас Трокмортон. В: Английский исторический обзор. 1950 г.
 
    Сэр Николас (Николо) Трокмортон (или Трогмортон) (1515 или 1516 — 12 февраля 1571, Лондон) — английский агент, дипломат и политик. Он считается серым кардиналом, стоящим за несколькими заговорами во время правления Эдуарда VI, Марии I и Елизаветы I, но так и не был окончательно признан виновным. При Елизавете он часто выступал в качестве посредника между ней и ее соперницей Марией Стюарт. Из-за его роли в заговоре Томаса Ховарда, 4-го герцога Норфолка против королевы Елизаветы, он впал в немилость в 1569 году. Он, отец Элизабет Трокмортон*, любимой фрейлины королевы, а позже жены сэра Уолтера Рэли.

*) Английская фрейлина Элизабет, леди Рэли (урожденная Трокмортон; 16 апреля 1565 - ок. 1647) была придворной английской королевы, фрейлиной Тайной палаты королевы английской Елизаветы I.

Элизабет «Бесс» Трокмортон, леди Рэли, сэр Уильям Сегар, датированный 1595 годом

Ее тайный брак с сэром Уолтером Рэли ускорил длительный период королевской немилости как для нее, так и для ее мужа. Элизабет, известная также как «Бесс», была дочерью дипломата сэра Николо Трокмортона и Энн Трокмортон (урожденной Кэрью). Бесс и ее брат Артур были придворными Елизаветы I. Бесс, как говорят, была умной, откровенной, страстной и смелой. Со временем она и Рэли, старше ее как минимум на 11 лет, полюбили друг друга.

    В своей книге «Жизнь Елизаветы I» (1998) британский писатель и историк Элисон Вейр утверждает, что первый ребенок Трокмортон и Рэли был зачат к июлю 1591 года, пара поженилась  «в Великой секретности» осенью 1591 года, и их сын родился в марте 1592 года. Мальчика назвали Дамерей, в честь предков сэра Уолтера, Д'Амери. Считается, что Дамерей умер от чумы в младенчестве.

    Вейр утверждает, что королева Елизавета впервые узнала в мае 1592 года о тайном браке и о рождении Дамерея, несмотря на отрицания Бесс и сэра Уолтера. Пара поженилась без королевского разрешения, но, что примечательно, Роберт Деверо, 2-й граф Эссекса, был в курсе и действовал как крестный отец сына Рэли. Как только королева узнала об этом, она сначала поместила Бесс и Рэли под домашний арест, а затем отправила их в лондонский Тауэр в июне 1592 года. Рэли был освобожден из Тауэра в августе 1592 года, а Бесс - в декабре 1592 года в это время она присоединилась к своему мужу в замке Шерборн, его поместье в Дорсете. Элизабет ожидала, что пара подаст иск о помиловании, но они отказались, и Рэли оставался в немилости в течение пяти лет.

    Пара оставалась преданной друг другу, хотя, по словам Вейра, Бесс оказалась властной женой. Анна Бир, биограф леди Рэли, предлагает иную точку зрения, указывая на то, что из-за частого отсутствия Рэли, будь то в экспедициях, дипломатических обязанностях или в тюрьме, Бесс была вынуждена взять на себя необычный уровень ответственности для женщины своего времени.


Рецензии