Глава 1. Пролог

Мессия или авантюрист, коммунист или анархист, «философ-дилетант» или русский Мюнхгаузен?
В противоречивой жизни Бакунина было все: неоконченная учеба в Михайловском артиллерийском училище и Берлинском университете, увлечение Фихте и Гегелем, борьба на баррикадах европейских революций и тягостное заключение в крепостях Австрии, Чехии, России, два смертных приговора и сибирская каторга, жизнь в Лондоне и противостояние Карлу Марксу в желании захватить руководство I Интернационалом.
«Самая моя жизнь не более как отрывок» — именно так сформулировал свое философское и литературное кредо Михаил Александрович Бакунин.
В ряду имен, которыми все еще гордится современный анархизм, одним из самых крупных следует, по справедливости, назвать его имя.
Грубый камень с именем Бакунина отмечает место упокоения его бренного тела на Бернском кладбище в Швейцарии, где зарыт его прах. А мятежная душа великого революционера и ниспровергателя, не нуждается в надгробной надписи и, вероятно, до сих пор путешествует по миру в сознании его друзей, единомышленников и последователей. Ей никогда не воздвигнут тщеславного величественного памятника, на который Бакунин вероятнее всего ответвил бы ироничным смехом, да и весь образ его жизни меньше всего располагал к кабинетным занятиям и перфекционистскому теоретизированию.

Анархия.

Чтобы точнее понять сущность концепции Михаила Бакунина необходимо сделать краткую ретроспективную отсылку к моменту возникновения термина и концепции.   
Слово первоначально означающее отсутствие лидера, но в 1840 году Пьер-Жозеф Прудон (1809—1865), использовал этот термин для обозначения новой на тот момент политической философии — анархизма — в своём трактате «Что такое собственность?», подразумевая отсутствие суверена, господина, имея виду тоталитарную форму государственного устройства. Анархия у Прудона является мерой свободы, признающей лишь власть закона, или «необходимости», а основанием теоретических взглядов Прудона послужила идея всеобщей справедливости. 
«Анархия — мать порядка» — таком виде искаженное высказывание теоретика революции и анархизма Пьера Жозефа Прудона, было поднято на щит русскими анархистами. В полной цитате из книги «Решение социального вопроса», опубликованной в 1848 году, содержится иная трактовка понятия: «Республика — есть позитивная анархия. Это взаимная свобода; свобода — не дочь, а мать порядка!» (фр. la libert; non pas fille de l'ordre, mais M;RE de l'ordre).
Прудон вовсе не отрицает необходимости государственной власти в форме республики, а указывает, что для республики идеальна положительная анархия, а свобода является матерью порядка.
Согласно теории Прудона, в результате свободного от произвола власти мышления, человечество придёт к федеративному, децентрализованному и самоуправляемому укладу. По мнению анархистов, фраза «анархия — мать порядка» обозначает идею о том, что отношения между людьми и организации, предназначенные для удовлетворения всевозможных человеческих потребностей и интересов, могут строиться на принципах добровольности, равноправия и взаимопомощи; люди могут относиться друг к другу уважительно и с пониманием просто потому, что так удобнее всем, а не под угрозой насилия и уголовного преследования. Таким образом, анархия должна стать матерью будущего общественного порядка.
В ироническом контексте выражение используется как комментарий к попытке ввести беспорядок и дезорганизацию под предлогом наилучшего устройства дел якобы во имя наведения порядка.
Буквально понятый лозунг «анархия — мать порядка» стал девизом многих анархистских групп России. Например, «Вольная боевая дружина» М. Никифоровой использовала в качестве знамени чёрное полотнище из шёлка с надписью «Анархия — мать порядка».

Изучая произведения Прудона, мы можем уяснить себе то понятие, которое французский писатель вкладывает в слово — анархия. По мнению Прудона— это прежде всего отсутствие власти, отсутствие господства одних лиц над другими, и, конечно, полное отрицание прерогатив отдельного человека — монарха. Прудон отрицает власть, как таковую, считая, что власть над людьми — это рабство. Важно подчеркнуть, что французский писатель глубоко верил, что настанет время, к которому мы с каждым днем все ближе и ближе подходим, когда исчезнет власть человека над человеком, и каждый получит возможность свободно мыслить, свободно проявлять свою индивидуальность. Резкое отрицание Прудоном института власти и дает основание признать его одним из теоретиков анархизма. Впрочем, мнения критиков по данному вопросу разделяются.  После 1852 г. Прудон пришел к пониманию того, что «анархия же, в чистом ее виде — это идеал, который никогда не будет осуществлен во всей своей полноте». Для реальной политики теории анархизма не годятся и должны быть заменены федерализмом. Прудон, утверждал — ясно и определенно, — что общество не может обойтись без некоторых элементов власти и авторитета и что каковым бы ни был политический строй, он всегда будет основываться на комбинации двух принципов: свободы и авторитета в различном их соотношении. Таким образом, Прудон постольку является анархистом, поскольку он отрицает власть. И по своим теоретическим взглядам он может быть причислен к «мирным анархистам», так как всякую революцию Прудон понимал — как просвещение умов. Под влиянием подобного процесса в конце концов, и деспотизм, и государство, и собственность, в их современных формах, под давлением изменившихся человеческих взглядов, сами уступят место другим, более справедливым институтам.


Рецензии