палата 304 - 211

Щепинские рассказы,или Яшкины были.
семейная хроника

                = Ангелы современной России =
                * быль *


Не мечтай о счастье, власти Ангел мой
Каторжане ныне с Богом за одно
Дай кусочек хлеба, и свечу поставь
Нищих много в Храмах, Бог на Небесах

Жизнь в  Сибири склочна, каждый за себя
Двери в Рай забиты, вход на небеса
Те, кто верит в Бога, ждут своей судьбы
Я же на дороге, нам не по пути...
кн. Щепин-Ростовский Д.А.
1858г. усадьба с.Иванково (Иваньково)



.« НЕУЖЕЛИ БУДУЩЕЕ РОССИИ, ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, СКОЛЬКО КРОВИ И МЕРТВЕЧИНЫ БУДЕТ ВЛОЖЕНО И ПРОЛИТО В ЕЁ ЗЕМЛЮ ГОСУДАРЕВУ, ТЕМ САМЫМ УДОБРЯЯ ЕЁ БУДУЩЕЕ, КАК ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ УДОБРЯЕТ НАВОЗОМ СВОЙ НАДЕЛ ЗЕМЕЛЬНЫЙ. ЯСНО, НЕ ЯХОНТАМИ УСЕЯН ПУТЬ К БОГУ, А ПРЕЖДЕ ТРУДОМ И НАДЕЖДАМИ НАШИМИ. ЧТОБЫ РАЗРОДИТЬ НОВОЕ, ОТКАЖИСЬ ОТ ДУРНОГО ПРОШЛОГО..." Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1826г.

... 28 мая 2023 года выдалось печальным и дождливым,старик и его сестра Наталья провели почти весь день на кладбище. Прибрав могилки родных и родителей,особо детскую крохотную младенца Сашеньки, умершего в страшных муках от голода 1922 года, они решили помянуть всех дома. Сев на автобус они уже через час были на Магистральной и после небольших хлопот,накрыв скромный стол, помянули родных и свою матушку Ольгу,а у неё в этот день ей исполнилось бы 99 лет,они притихли и в молчании думали о своём. После долгого молчания дед вставил всё таки своё слово чтобы разрядить обстановку и разговорившись,как бывает только в разговоре с близкими,он вспомнил их детство и юность.
Мы, как ты сестричка помнишь, с батюшкой постоянно ходили в бассейн "Москва" на Кропоткинской по абонементам. Купались и плавали по два часа наслаждаясь водами и той обстановкой дружбы и тепла что были между родителями и нами. Потом все вместе шли пешком до Арбата к дому. Гуляли по дорожкам скверов, полностью утонув в рассказах отца и матушки,так они завораживали нас своими тайнами. А помнишь как Окуджава был какое-то время товарищем отца, но недолго, так как когда он узнал что батюшка служил в ОГПУ, то прервал отношения капризно и бестолково, по детски не разобравшись и навсегда...Всё было, и кинотеатр "Художественный" где батюшка прошедший 1-ю Мировую, Гражданскую, работал, или вернее подрабатывал киномехаником в 1941-42 годах, и в январе 43 ушёл на фронт как и его сын, наш  старший брат Владимир. А помнишь старичков с шахматами сидевшие в парках на Крапотницкой, их белое домино, о котором я мечтал и хотел играть в него, но так и до сегодняшнего не купил, ибо его нет в продаже. Помню ресторан "Прага" и бородатого деда " вратаря" с белоснежной бородой, товарища отца. Он всегда здоровался с нами, приветливо махая рукой из-за дверей ресторана. Мальчишки всегда завидовали из-за этого нам. Троллейбусы катающие нас по Арбату, крохотный зоомагазин, где мы с батюшкой всегда осенью покупали птиц-Реполовов, Щеглов и Снегирей! по три-пять штук, а весной их выпускали на волю!!! Для меня и батюшки с матушкой это был настоящий праздник!...Эх, ВРЕМЯ...Наташ! А помнишь рассказы деда отца о жизни и преданности, чести русского офицера и товарищей на войне?
- Нет не помню честно говоря, Расскажи, может вспомню. Вот мамины рассказы о допросах её гестапо помню,а Александра Николаевича нет.
Старик уселся поудобней на жёстком табурете и начал свой рассказ - воспоминания.

...Десятилетия прошли после окончания школы. Первые несколько лет встречались с одноклассниками, особо с другом Лёшкой Воробьёвым и Мишкой Николаевым, с которыми объездили казалось бы все уголки  подмосковья, рыбачили и брали всегда нашу собаку-немецкую овчарку Микки. Жизнь вскоре развела всех нас в разные стороны, учёба, работа, служба, женились, разводились, рожали детей так и прошла жизнь. Интересная, но по разную сторону баррикад. Вначале равнодушие и лень перезвонить, откладывая всё на потом, потом это страшное слово предательство своим идеалам, клятвам, дружбе. Так и расходятся люди, теряются школьные и армейские товарищи, то ли по глупости, то ли из-за не понимания жизни друзей...но не у отца, который помнил всех своих сослуживцев и Первой Мировой и Второй...
У батюшки был совсем другой случай верности, дружбы - начал свой рассказ старик. Было это, столь давно, что кажется и не осталось письменных свидетелей тех грозных лет. Украина-кусок России.
Шёл, как помнится рассказывал батюшка, 1918 год. Гражданская война, бои местного значения на Украине временами, то затихали, а то вдруг временами вспыхивали в своей невероятной жестокости и несправедливости, необычайно дерзко и нагло с обеих сторон необъятной России. Утром 3 октября, накрапывал надоедливый осенний дождь. Белые, взяв подъездные товарные пути, с ходу атаковали позиции красных, особо они  вцепились  за станцию.Сам батюшка, большевик и  военком,с  двадцатью пятью красноармейцами, с ночи пытались связаться со своим  командованием, штабом. Начало нападения белых,красноармейцы с успехом отражая одну атаку белых, за другой, но силы всё-таки были не равны.  Отряд охраны с десяток хлопцев и  красноармейцы сопровождения спец. груза, не смогли удержать станцию до прихода обещанного командованием бронепоезда. Белые, как саранча довольно быстро перебили малую охрану станции почти целиком. Остатки бойцов, ещё попытались организованно отойти,под прикрытием пулемёта, но казаки догоняли и рубили всех отчаянно и без жалости. Крича при этом:"- Куда краснопузые, к ноге, стоять!" Осталось лишь пять бойцов, и трое раненых охранников. Их всех, согнали на платформу возле путей и выстроили. Офицер белых, полковник и упитанный бородатый есаул, лихо махал плёткой перед лицами красноармейцев, с усмешкой тыкая пальцем в грудь.
"- Кто командир? Кто я спрашиваю?- спрашивал офицер. " Бойцы молчали. Взбешённый полковник приказал рядом стоящему офицеру:
"- Всех расстрелять. Только извольте подальше, и ждите их бронепоезд, есть сведения, что он в Малороссию для республиканцев направлен с оружием, и  его надо достойно встретить. Подготовьтесь. Пушки готовы? И тут же опять к стоявшим пленным красноармейцам.
- И так в последний раз спрашиваю вас,захлёбываясь от бешенства слюной. Красная сволочь. Кто начальник? " Отца из ряда вытолкнул его телефонист.
"- Этот комиссар вашбродь! Господин офицер".
... Полковник с безразличием осмотрел командира красных. Мерзко сплюнул сквозь зубы, пробормотав, всех к стенке, а этого в речке утопить, и молча ушёл в здание вокзала. Казаки окружили и повели отца к реке, протекавшей рядом со станцией. Уже пройдя платформу, их догнал поручик и приказал возвращаться, и что он сам всё закончит. Казаки с начало недовольно бурча, но  всё-таки с радостью уступили офицеру. Шли вдоль путей не долго, и вскоре остановились у реки. Офицер навёл наган на отца, и говорит:
" - А ты меня не помнишь Александр Николаевич? Францию, бои, ранение, госпиталь, а ты с контузией. Неужели не признал своего товарища по курсам?
Комиссар усмехнулся, чего тянешь-то, кончай. Спектакль заканчивается,последний звонок прозвучал, зрители разошлись.
- Признал конечно и бои помню твоё ранение. Только ты забыл, кто тебя с позиций оттащил к санитарам.
- А кто тебе сказал, что забыл? В этот момент раздались крики и выстрелы со стороны станции. Комиссар посмотрел в глаза бывшего товарища, ныне офицера.
- Твоих кончили, хладнокровно сказал поручик. Наверняка и твоего. Предателей ни где не жалуют. Предал Вас, предаст при случаи и нас. Давай-ка думать, разуметь,как молвят казаки, с тобою-то как быть дружище. Ведь сколь учились вместе, огни и воды прошли-протопали, германца били, братались даже. Ты же дворянин Александр, как-же с этим быдлом оказался? Кто ж за матушку Россию воевать-то тапереча будет?
Отец, страх смерти как-то отступил, вспоминал он, твёрдо произнёс:
 "- Ты. Хотя у каждого своя правда, но со временем и ты поймёшь, думаю скоро,что Вы проиграете. С народом воевать бесполезно, многие пробовали, да зареклись мать Россию трогать. Грех это, не божий. Людской..."
 Белогвардеец молчал..,очевидно обдумывая как быть.
- Ладно ступай друг, чтоб тебя с твоею философией. Иди с Богом, чёрт красный, может когда и встретимся... выкрикнул поручик пряча револьвер в кабуру...
Дед молча перебирал старые семейные фотографии вспоминая счастливое детство, родной Арбат. Некоторые показывая сестре. А это, мы с нашей собакой Микки у милицейской машины "Волга" из 5-го отделения милиции, которое к нам было не равнодушно и "арестовывало " нас за тайные посещения подземных ходов ведущих в Кремль. Потом их засыпали, а после строительства проспекта Калинина, кстати сломавшего часть нашего дома, совсем исчезнувших ... Когда старинные родовые напольные часы пробили двадцать три часа, старик засобирался торопясь домой и распрощался с сестрой.
Утро 29 мая принесло трагедию... Старика хватил удар, у него отнялась вся правая сторона. Неспособный произнести и слова он только мычал и стонал.                Всполошившиеся дети разбудили его супругу и вызвали скорую,но когда та приехала дед уже спокойно сидел и разговаривал и не захотел ехать в больницу,но врач скорой сказал:
- Хотите сдохнуть оставайтесь дома, мы пошли. Перепуганный дед сам "выпрыгнул" с кровати и с помощью врачей спустился вниз на улицу и сел в скорую. Через полчаса он был уже в реанимации и под наблюдением врачей профессионалов. ( врачи и сотрудники  Московской клинической больницы / ГБУЗ ГКБ/ имени С.С. Юдина ).
... Прошёл целый  месяц.Трудно и тяжко для старика, но его родные дети посещали его и богато кормили,и конечно с ложечки, хотя медсёстры по доброму гоняли и ругали их, говоря уже в конце месяца что он сам должен привыкать к новой жизни и становиться самодостаточным. Стараниями забот и таланту врачей невралгии: отделения и отделения реабилитации: Елены Павловны и Алексея Владимировича Митрофанова заведующего неврологическим отделением, врача логопеда Локшиной Татьяны Ал-ны, медсёстёр и санитарок: особо - Елены, Юльки, Лиды, Надежды, Ирины, Людмилы и других тружениц отделений больницы включая и тех санитарок, которые кормят больных как своих детей с ложечки, ибо многие не имеют возможности себя прокормить в результате инсульта. Особо деда поразила не только профессионализм врачей и огромная помощь инструкторов лечебной гимнастики их помощников, ему запомнился особо Андрей - Бог всех неходящих и убогих, ибо он заставлял их поверить в свои силы и встать на ноги. Дед ожил и приободрился, стал ходить с помощью Андрея, кушать самостоятельно, сидя. Он понимал и уважал труд медперсонала. Санитарок, уборщиц, надо награждать- говорил он- как и всех кто работает в больнице орденами и медалями за их неимоверно тяжёлый и неблагодарный труд, ибо зарплаты хотя и приличные, но явно мизерные, такие бы дать депутатам и пустомелям политикам и Голиковой. Ей бы в уши слова Петра Каховского-декабриста казнённого юродивым  Николаем Романовым-Окаяным...

– Невозможно, одним словом Бог, измерить глупость человечества… Любые изменения в России, системы и образа её жизни, вполне может превратиться в деспотизм одного, или группы дворянин, под охраной карающих Законом и Указов Деспота… И скорее всего, если я остался бы жить, я стал бы сторонником испанской инквизиции и резал бы языки всякому, кто заговорит о демократических преобразованиях. Там..., в другой жизни, мы понимали разность между жизнью и смертью, теперь, устали в мыслях о ней… »
                Каховский Пётр Григорьевич (1797-1826 .13.06.)

Дед поправился и очнулся от иллюзий победителей над природой и могущества общества над проблемами человечества в области понимания своих сил. 29 июня деда выписали и он был отвезён на такси до дома. родные купили инвалидную коляску и ходунки, в общем всё что необходимо для реабилитации после инсульта. Жизнь продолжается...

фото кн. Щепин-Ростовского


Рецензии