Как и почему возникла философия

         РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ.               
               
               
     В существующих системах философии в основу положены очень отвлечённые от личного человеческого опыта понятия. Поэтому они зачастую очень неопределённы, интуитивны и привносят в философию слишком много неоднозначности и толкований. «Чистый дух», «абсолютный дух», «дао», «эйн-соф», «трансцедентальное», «энтелехии» или «монады»  и прочие такие понятия нельзя полагать в основание философской системы. Каждый мыслит, воображает за этими понятиями нечто своё, каждый вкладывает своё содержание, а порой вовсе не может ничего себе представить за ними, а потому философия для него становится оторванной от его внутреннего опыта, от его жизни схоластикой, упражнениями в логических построениях, не наполненных сколь-нибудь значимым для человека содержанием. Многим справедливо начинает казаться, что все эти «философии» созданы лишь для того, чтобы заморочить простому человеку голову.
 Потом всегда возникал вопрос: почему именно это, а не другое понятие или систему понятий нужно положить в основание системы? У авторов некоторых философских систем были попытки обосновать свой выбор, но зачастую у других таких попыток вовсе не было, а была простая констатация основ, которую философ считал очевидной и просто самой по себе убедительной.
   
 Мой опыт преподавания говорит, что для превращения ИНФОРМАЦИИ в более-менее полноценное ЗНАНИЕ нужно, чтобы внутри у человека сложилось, как минимум, две вещи:
 1)ясный образ, стоящий за данным термином, словом, понятием (правое полушарие);
 2)ясная картина возможных и невозможных операций с данным понятием, объектом-образом (левое полушарие).
 А для возможности развития данного знания нужно ещё третье:
 3)чтобы образ в правом полушарии хорошо корреспондировался с системой операций в левом полушарии, и они помогали уточнению друг друга, увеличению детальности, расширению связей между собой и другими образами в сознании и объектами окружающей действительности.

 Николай Бердяев говорил, что основным орудием работы философа является философская интуиция. Это в значительной мере верно не только для философов, но и для исследователей в других областях знаний, а также для творцов художественных ценностей. Однако беда некоторых философов (отчасти и самого Бердяева) состоит в том, что они почти, а порой совсем не пытались показать, выявить СТЕПЕНЬ ВСЕОБЩНОСТИ своих интуитивных прозрений, связать их в логическую систему, обосновать их на простом доступном индивидуальному человеческому опыту уровне. Им, к сожалению, хватало того, что они сами были уверены в своих выводах. Логика часто подменялась пафосом, эмоциональным накалом текста, логические связки были в основном фрагментарны, о системности вообще не задумывались.

 Особенно ярко это проявилось в сочинениях Ницше. Его пример и успех стали заразительными и, как это водится, получили своё развитие до пределов абсурда именно в России. Например у Л. Шестова в его «Апологии беспочвенности». Так же как эксперименты по всё большей абстрактности в живописи получили своё «окончательное решение» в «Чёрном квадрате» Малевича. Вот почему философия того же Бердяева или Хайдеггера не могла иметь полноценной  преемственности.  Учеников у Бердяева не было.
 А  про философский метод Ницше можно сказать, что он мог иметь только подражателей, но никак не преемников, развивающих и продолжающих этот метод. Такой философский метод в какой-то мере можно назвать «интуитивной философией».
  Вообще, ТАКАЯ ФИЛОСОФИЯ БЛИЖЕ К ПОЭЗИИ, ГДЕ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА СОСТОИТ НЕ В ЛОГИЧНОСТИ И СВЯЗИ С СИСТЕМОЙ ДРУГИХ ЗНАНИЙ, А В ЯРКОСТИ  «ВСПЫШКИ» ДАННОЙ ЧАСТНОЙ ИСТИНЫ, КАК БЫ «ВЫХВАЧЕННОЙ» ПОЭТОМ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ «ТЬМЫ НЕВЕЖЕСТВА».
 
  Однако нельзя ввиду сказанного выше совсем отрицать ценность такого метода в философии. Часто для развития новых системно-логических подходов в науке нужны начальные толчки, свежие неординарные идеи, которые сами не имеют никаких убедительных логических оснований или имеют их очень мало, но интуитивно привлекательны своей «красотой», новизной, яркостью. И не всегда одни и те же люди являются одновременно авторами таких интуитивных образов и они же их логически последовательно  развивают. Поэтому такие работы тоже по-своему ценны, чтобы черпать из них идеи и вдохновение.
  У философов, которые заботились о ЛОГИЧЕСКОЙ обработке своих интуитивных воззрений, таких как Декарт, Гегель  были серьёзные последователи и попытки развить философские системы.
  К сожалению, а может и к счастью, философия сегодня не имеет столь важного значения, какое она имела в XVI-XIX веках нашей эры и ещё раньше – в эпохи, близкие к концу прошлой и началу нынешней эры. Прагматизм, довлеющий над человечеством, делает поиски смысла жизни и прочих «высоких материй» не увлекательными в мире, охваченном жаждой комфорта и сверхпотребительством.

   Процитируем упомянутого выше Н. Бердяева (Из работы «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР»):
   «Где есть опека над людьми, кажущаяся забота о их счастье и довольстве, соединённая с презрением к людям, с неверием в их высшее происхождение и высшее предназначение,- там жив дух Великого Инквизитора. Где счастье предпочитается свободе, где временное ставится выше вечности, где человеколюбие восстаёт против боголюбия, там - Великий Инквизитор. ГДЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ИСТИНА НЕ НУЖНА ДЛЯ СЧАСТЬЯ ЛЮДЕЙ, ГДЕ МОЖНО ХОРОШО УСТРОИТЬСЯ, НЕ ВЕДАЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ, ТАМ - ОН».
 
    Если очень коротко объяснять причину такого положения, то сначала нужно разобрать, почему и где в своё время философия получала толчок к развитию, почему к ней возрастал интерес? Чтобы быть небезосновательными в данной проблеме, нужно признать верным то, что отражено в преданиях практически всех народов мира в отношении описания причин того, как и благодаря чему они переходили от примитивного «доисторического»  способа существования к цивилизованному историческому способу. Материалистически настроенные учёные связывают это в основном с появлением земледелия, с началом оседлого образа жизни. Отсюда появление городов и развитых ремёсел. Этот фактор действительно можно признать очень важным. Цивилизации кочевников всегда отставали от земледельческих цивилизаций.
 Но стоит прислушаться к голосам самих цивилизованных предков и обнаружится, что все они «в один голос»  говорят о том, что основы цивилизации, семена культурных растений, основные орудия и технологии землеобработки, основы ремёсел, медицины и т.п. им принесли какие-то более высокоразвитые существа.
Особенно это подтверждается тем, что в любой высокоразвитой древней цивилизации был необычаен интерес к АСТРОНОМИИ, как и наличие весьма развитых астрономических познаний. Это с точки зрения материализма объяснить никак нельзя, ибо такие познания требуют хороших инструментов для достаточно точных, систематических и многолетних, если даже не многовековых наблюдений за астрономическими объектами. Всего этого у доисторических цивилизаций не было, а в исторических цивилизациях довольно высокоразвитые астрономические знания появляются как-то «сами собой» в уже готовом виде.
 А ведь особых практических нужд в таких точных познаниях о положении небесных тел и прочих астрономических премудростях мы и до сих пор (!) не имеем, так что материалистические аргументы здесь ничего не объясняют.
 
 Ещё одним из доказательств  справедливости слов древних людей об источниках их познаний, об источниках основ древних цивилизаций можно считать развитую АРХИТЕКТУРУ. Тот уровень архитектуры, который мы наблюдаем во многих древних  сооружениях, до сих пор поражает воображение и кажется, если не вовсе невыполнимым, то, по крайней мере, очень трудным для воспроизведения современным строителям. Откуда он мог возникнуть в древних цивилизациях?! Объяснение ими самими даётся исчерпывающее, а вот попытки дать альтернативные объяснения, основанные только на возможностях самих тогдашних людей, только на эволюционном пути познания и развития наук, ремёсел, технологий встречаются порой с непреодолимыми трудностями или же столь «натянуты», что не выдерживают серьёзной критики.
 Таким образом, скоро уже исторической наукой будут приняты концепции, которых придерживались древние авторы, конечно, не в той архаичной трактовке, но с учётом представления об исторических условиях, в каковых проявлялся повышенный интерес к философии.Эти условия коротко можно выразить следующим образом:

  Когда человечество жило за счёт Откровения миров высших, когда задачи ставились, нормы утверждались, цели определялись для человечества из этих миров, тогда ГЛАВНЫМ КУЛЬТУРНЫМ ТРУДОМ человечества было УСВОЕНИЕ ЭТИХ ЗНАНИЙ, следование этим законам, целям и нормам. Не было оснований для каких-либо критических обсуждений, дискуссий, сомнений в этих нормах, целях и направлениях, т.к. они были освящены авторитетом богов – существ несравненно высших и мудрых по отношению к человеку. Так, например, в еврейском народе почти весь древний период его существования, вплоть до рассеяния, не было склонности к философии из-за сильного профетического фона, на котором проходила история этого народа. (Профетизм - от греч. "пророк" - пророческая направленность деятельности человека, в которой возвещаются истины свыше, через пророков). Проще говоря, этот народ сильнее других находился «на связи» с высшей силой, а потому потребности в осмыслении собственного опыта и критическом осмыслении старых откровений у них практически не возникало.

 Народ греческий «питался» в основном одним на всех (что и объединяло долгое время разрозненные греческие полисы) источником духовных откровений – оракулом в Дельфах. Доступ к нему был ограничен. О многом приходилось думать самим. Кроме того, греческие боги часто ссорились и противоречили друг другу. В такой ситуации у народа появлялась ПОТРЕБНОСТЬ КРИТИЧЕСКИ ОСМЫСЛИВАТЬ то, что говорили боги. На таком историческом фоне и формировалась греческая философия.
 
 В первые века от Рождества Христова христианская церковь так же жила на фоне сильного профетизма  и питалась свежим ещё Откровением. Но с момента, когда церковь стала государственно признанной, профетизм стал угасать, а потребность в собственном осмыслении Откровения, полученного уже как наследство, стала возрастать. Интенсивное осмысление и догматическое оформление результатов этого осмысления были интеллектуальным фоном жизни первых христианских государств.
 Но профетизм угасал и далее. Кроме того, некоторую роль сыграл ещё один эффект, связанный с интеллектуальным развитием, который непременно влечёт за собой подавление интуитивных и даже «экстрасенсорных» начал в человеке. Это привело к тому, что интеллектуальная элита в христианских странах постепенно всё более критически стала относиться к полученному духовному наследству. Оно уже  в очень малой степени подтверждалось у интеллектуалов собственным внутренним опытом. А потому возникала и крепла потребность в собственном глобальном переосмыслении мировоззренческой картины.

 Появилась критическая философия Запада, построенная уже не столько на полученных когда-то Откровениях и духовном опыте, сколько на простом жизненном практическом опыте и его критическом осмыслении. Системы философии плодились и размножались. Появилась и позитивная наука, подстегнувшая развитие математики. История перестала соответствовать своему названию (термин «ИСТОРИЯ» происходит от словосочетания «ИЗ ТОРЫ», то есть описание событий жизни реальной и духовной еврейского народа). Высший пик развития такого подхода пришёлся на 18-20 века нашей эры.

 В данный исторический период мы находимся на иной стадии, особенно народы России - страны, которая снова прошла дальше всех по путям экспериментов. Страна, ставшая первой страной официального и политически насаждаемого атеизма. Мы попытались создать иную мировоззренческую модель, где вера объявлялась вредным пережитком прошлого.  Мы пошли в реализации этой модели дальше Европы, родившей основы, концепцию этой модели. И как всегда, мы дошли до абсурда. Теперь постепенно становится ясным, что нужно, с одной стороны, возвращать былые ценности, но с другой стороны, «невозможно войти ещё раз в одну и ту же реку». Весь предыдущий опыт требует критического осмысления для построения новой, по-настоящему соответствующей наступающей эпохе, мировоззренческой модели, которая потребует и нового Откровения. А оно обязательно будет, ибо без него человечество не в состоянии только из своего ограниченного опыта построить такую модель.

 


Рецензии
Никогда бы ни подумал, что чтиво такого рода может увлечь, но вот увлекся. Спасибо. Позвольте поделиться мнением человека, далекого от философии. Рискую оказаться в положении героя чеховского "Письма к ученому соседу", но надеюсь на то, что вы будете снисходительны.
" В существующих системах философии в основу положены очень отвлечённые от личного человеческого опыта понятия. Поэтому они зачастую очень неопределённы, интуитивны и привносят в философию слишком много неоднозначности и толкований".
А разве не так же и в естествознании? В физике отправными понятиями являются пространство, время, материя. Это сейчас с материей (вернее, веществом, и полями) более-менее разобрались, а пространство и время так и остаются понятиями, наполненными туманом. Правда, никто вам не скажет, отчего вещество дискретно, отчего спектр масс частиц таков, как есть, а не иной, почему одни частицы имеют массу, а другие (например, фотоны) массы покоя не имеют… Но естествознание имеет возможность двигаться вперед, сопоставляя свои построения с опытом и уточняя рекурсивно собственные основы; в философии, разумеется, всё иначе.
«нужно, чтобы внутри у человека сложилось, как минимум, две вещи:
1)ясный образ, стоящий за данным термином, словом, понятием (правое полушарие);
2)ясная картина возможных и невозможных операций с данным понятием, объектом-образом (левое полушарие).»
Если речь идет о фундаментальных понятиях, то в естествознании не нужен «ясный образ». Так, понятие волновой функции остается совершенно темным (если не говорить о его математическом наполнении). То же можно сказать и об энергии, энтропии и многом другом. Помню, как сам много лет назад мучился, пытаясь понять, что за всем этим стоит. Но со временем наступает привычка, связанная с постоянной практикой, и убежденность: да, эти отправные понятия позволяют при аккуратном обращении с ними верно описывать тот или иной объект, и сами они могут быть заменены иными эквивалентами. Не нравится механика Ньютона? Вот вам механика Гамильтона, еще лучше. Т.е. нет объектов «энергия» и «энтропия», а есть некие фундаментальные симметрии, присущие миру, и математически эти симметрии могут быть выражены самыми разными способами. Выбор определяется характером задачи, чаще всего чисто математическими соображениями. В общем, как кто-то сказал, «заткнись и вычисляй». Понимание же часто – штука иллюзорная. 99% людей «понимают», что Земля – шар, но вот доказательств (кроме как ссылку на космонавтов) привести не могут.
«А ведь особых практических нужд в таких точных познаниях о положении небесных тел и прочих астрономических премудростях мы и до сих пор (!) не имеем, так что материалистические аргументы здесь ничего не объясняют.»
Вот тут вы, возможно, неправы. В ориентировании на местности нуждались всегда и все, и кочевники, и мореходы. Небо – лучшая система для указания направления, если уметь ею пользоваться. Что касается инструментов, то вы не поверите, какой точности можно достичь, пользуясь рейкой, отвесом и лимбом. Собственно, Тихо Браге создал свои великолепные таблицы именно с таким инструментарием. Угломерный же инструмент пошел из строительства и геометрии, и уже в времена Архимеда с такими задачами геометры и архитекторы справлялись блестяще. Так что астрономия возникла не вдруг и не сразу и безо всякого участия инопланетянцев.
«Не было оснований для каких-либо критических обсуждений, дискуссий, сомнений в этих нормах, целях и направлениях, т.к. они были освящены авторитетом богов – существ несравненно высших и мудрых по отношению к человеку».
Тут не могу ни вспомнить Алексея Левина, выпускника физфака МГУ, ставшего вдруг кандидатом философских наук. Он – один из самых блестящих популяризаторов науки, которого знаю, потому что черпает информацию из первых рук и не искажает ее. Так вот, в одной из своих статей еше, кажется, в шестидесятых годах Левин убедительно (на мой взгляд) показал, что именно обсуждения и дискуссии стали фундаментом, из которого выросла наука, и случилось это в Греции еще примерно в V веке до н.э. Оттуда же «растут ноги» и логики, легшей в основы математики, и философии Аристотеля, и других систем, вплоть до Декарта по меньшей мере. Может быть, вас заинтересует эта статья А.Е. Левина:
(http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430527/Mif_Tekhnologiya_Nauka)
По мнению автора, наука как институт поиска и систематизации знания, возник только один раз и именно в Греции. Вавилон, Египет,
Китай, Индия дали миру множество знаний, но они не имели отношения к науке, а появились на базе бессистемных наблюдений в рамках технологий - причем это относится даже к математике этих стран.

« Прагматизм, довлеющий над человечеством, делает поиски смысла жизни и прочих «высоких материй» не увлекательными в мире, охваченном жаждой комфорта и сверхпотребительством.»»
Возможно, для большинства во все времена поиск смысла жизни не был увлекательным. Куда как увлекательнее был поиск возможности обыкновенного выживания. Голодной куме, как известно, всё хлеб на уме, не до жиру – быть бы живу. Может быть, вам покажется это парадоксальным, но я думаю, что именно сейчас рассуждают о «смысле жизни» больше и чаще, чем когда либо, потому что хлеб доступен, съесть нас никто не хочет, религия не довлеет и навязывает свои смыслы не так агрессивно, как прежде. Беда в том, что никаких «внешних» смыслов у жизни нет. Эволюция творила нас бездушно и мёртво, в ней нет духовной составляющей. А потому каждый должен сам искать смысл своего бытия (накладываемый поверх природных императивов - боли, голода, страха, заботы о детях и т.д.) Ну, и общая идеология, разумеется, нужна. Что касается религии, то я, пожалуй, соглашусь с необходимостью трансформации традиционных культов в нечто менее агрессивное, а главное, лишенное утверждения о том, что Бог существует реально. В конце концов, верю же я (хоть и не круглый год)в Деда Мороза, в то, что он добр и приносит подарки только послушным детям – но эта вера не заставляет меня долбиться лбом об пол и ненавидеть тех, кто крестится двумя, а не тремя пальцами, и читать идиотские книги вроде одобренного Минобразом учебника «Православная биология» некоего Вертьянова.

С уважением,

Алексей Степанов 5   18.01.2024 16:06     Заявить о нарушении
Извините, Алексей, что увидела Ваше письмо только сегодня, т.к. я не жду откликов... Серёжа писал свои статьи, начиная с 90-х годов, всю жизнь он искал Истину, много читал, размышлял о Смысле жизни человека не только на планете Земля, но и во Вселенной. А вот теперь его нет и я публикую его работы - плод многолетних размышлений, пытаясь таким образом сохранить ПАМЯТЬ о НЁМ. С каким бы удовольствием он стал общаться с Вами! А ведь всё же, несмотря на спорные суждения, статья Вас зацепила?! И это радует меня.
С уважением, Татьяна, жена Сергея.

Сергей Брисюк   24.01.2024 11:54   Заявить о нарушении
Очень жаль. Татьяна, Вы делаете хорошее дело: человек жив, пока его помнят. Вот и я был уверен, что дискуссия состоится и, что греха таить, ждал ее - и подумать не мог, что адресат недоступен. Не срослось...

Алексей Степанов 5   24.01.2024 15:01   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей! Я попросила ответить Вам Нашего с Серёжей друга Валерия Мирошникова. У него какая-то проблема с пересылкой, поэтому публикую его ответ:
"С интересом прочитал исходную статью и Вашу рецензию. На мой взгляд истина отражается в обеих точках зрения, более того - в самой их совокупности. Не случайно же тысячи лет ведутся споры - есть Бог или нет, вмешивается ли Вседержитель в нашу Жизнь или нет. Раз ни одна сторона не убедила другую и не отступила от своих взглядов, значит 1)в каком-то смысле правы обе стороны. Может Бог как кот Шрёдингера и есть и нет одновременно. А может слабому частному разуму трудно воспринять разум целостности, так что её как бы и нет. Или она есть, но проявляется в нас самих как в своей части - и становится неотличимой от нас.
2)В каком-то смысле обе стороны неправы. Раз они не могут убедить друг друга - чего-то они не знают то ли о Боге, то ли о собеседнике. А то, чего они не знают, не даёт им право быть полностью правыми. Я ещё ребёнком понял, что доказать наличие или отсутствие существа с качествами "всемогущий, вездесущий и всезнающий" - невозможно. ( позволю себе вмешаться - у Серёжи есть коротенькая статья "Отношение к попыткам доказательства существования Бога или Абсолюта"- как раз об этом! )
И всё же раз за разом споры вспыхивают. Почему? Потому что в каждой системе взглядов чего-то не хватает, но это "что-то" имеет значение.

Про инопланетян, богов, высших существ...Откуда у нас наши знания о мире и технологии? Сами ли мы до них дошли или нам помогли? Несомненно, многое люди придумали сами. В том числе и многое из того, что сегодня поражает и даёт повод думать о внешнем вмешательстве. Потому что люди, в том числе, забывают то, до чего додумывались.
Американцы не могут починить свои самолёты, а у нас - уйдёт советское поколение инженеров и некому будет поддерживать энергетическую инфраструктуру.
Но легенды о том, что Прометей, Кецалькоатль, Гильмагешь, Йима передали людям огонь, знания, технологии тоже не на пустом месте родились.
Появилась ли наука в Элладе или была до этого? Можно утверждать, что в Элладе она стала достоянием масс. Была ли наука у кланов посвящённых и жреческих - они скрывают. Те же греки постоянно таскались в Египет и чему-то там учились. Может они стали передаточным звеном в рамках какой-то стратегии, когда потребовалось развитие науки и технологии. Как, например, евреям была дана стратегия 3 тысячи лет назад в Египте - "давай в долг и будут богатства народов приносимы к тебе и приводимы цари их". И надо же - через 3 тысячи лет вся финансовая система мира в руках иудейских ростовщиков! То есть такие стратегии на тысячи лет существуют.

Такие вот замечания, не доходящие до дискуссии." Валерий Мирошников.

Сергей Брисюк   27.01.2024 12:38   Заявить о нарушении
Татьяна,
спасибо за то, что обратились к Валерию с просьбой ответить на комментарий.
Валерий, благодарю за Ваш ответ. Я, в свою очередь, поделюсь своим мнением. Если вам по каким-либо причинам сложно или неудобно продолжать дискуссию, то просто не отвечайте, в любом случае я останусь благодарен вам обоим.
То, что дискуссии о Боге продолжаются веками вовсе не означает, что обе стороны неправы или же в аргументах обеих сторон есть дефекты. Истина не рождается в споре, и уж тем более не выясняется голосованием. Наука - не демократический институт, в ней количество мнений и авторитеты не играют роли, а важно лишь согласие утверждения с корректным опытом. Религия же апеллирует к догме, к мнению авторитета (например, священных книг). Дискуссия имеет смысл тогда, когда обе стороны играют по одинаковым правилам. Именно по этой причине обсуждение проблемы существования Бога похоже на игру в шашки, когда один соперник движет их по полям черным, а другой - белым. Я думаю, что Бог есть, но только в сознании людей - как и представление о добре и справедливости. Искать Бога вне человеческой культуры бесполезно; и Бог умрет вместе с человечеством.
Думаю, что ученые давно (но не явно) приняли эту точку зрения. Ньютон был глубоко верующим - но в его "Математических началах" нет апелляций к Богу. То же можно сказать и об остальных известных ученых. Собственно, только Церковь продолжает это обсуждение. Почему? Мне кажется, что ответ прост. Ни один священник не станет в здравом уме оспаривать, скажем, справедливость закона Ома или закона всемирного тяготения, но вот эволюционизм или же научные представления о происхождении вселенной и человека немедля становятся предметом нападок по той причине, что в священных книгах написано иное, чем у Дарвина или Гамова. Такая упертость вызывает у меня чувство отторжения.
Вот этот абзац меня поразил:
"Появилась ли наука в Элладе или была до этого? Можно утверждать, что в Элладе она стала достоянием масс. Была ли наука у кланов посвящённых и жреческих - они скрывают. Те же греки постоянно таскались в Египет и чему-то там учились. Может они стали передаточным звеном в рамках какой-то стратегии, когда потребовалось развитие науки и технологии. Как, например, евреям была дана стратегия 3 тысячи лет назад в Египте - "давай в долг и будут богатства народов приносимы к тебе и приводимы цари их". И надо же - через 3 тысячи лет вся финансовая система мира в руках иудейских ростовщиков! То есть такие стратегии на тысячи лет существуют".
Не думаю, что наука в Элладе стала достоянием масс - точно также, как она остается кастовым явлением и поныне, и останется таковой навсегда. Одно дело иметь возможность приобрести любой учебник по физике и найти в Сети любую статью, и совсем другое - БЫТЬ физиком (химиком, геологом). Ситуация та же, что в музыке: музыка доступна всем, но не все владеют навыками музыканта или же композитора. Так и в Элладе, платонов и архимедов было раз-два и обчелся. И - снова об Египте: в нем, вероятно, не было институтов целенаправленного получения знания, несмотря множество технологических находок. Институты (т.е. наука) появились у греков. Что до евреев и их якобы извечного преобладания в банковской деятельности, то тут мне видится подтасовка. Кого у нас принято считать евреем? Того, у кого еврейская фамилия, черные кудри и нос горбинкой? А если, скажем имярек говорит только по-русски, жрет свинину и о Торе не имеет ни малейшего представления, то можно ли его считать евреем? Не относим же мы Пушкина к эфиопам, даром что его прадед Ганибал был черен, как головешка, да и у Александра Сергеича смуглость и прочие африканские черты просматривались явственно? Стоит ли относиться к национальности как породе на собачьей выставке, превыше всего ставя родословную и чистоту крови, а о социокультурной принадлежности забывая? Увы, но Греф, Собчак и Хинштейн - это именно русские люди, русские по всем признакам, кроме фамилий, а фамилии в наше время - дело эфемерное...

Алексей Степанов 5   29.01.2024 12:03   Заявить о нарушении